Главная / Начальные классы / Урок русского языка во 2-ом классе "Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих".

Урок русского языка во 2-ом классе "Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих".

Урок русского языка

"Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих".

ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.

Русский язык. 2 класс

Составила: Мусина Инна Евгеньевна учитель начальных классов,

МАОУ «Гимназия №4» Башкортостан г.Стерлитамак.

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЦель: обобщение единичных знаний в систему.

  • на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные И, У, А после шипящих» в слове, графически обозначать ее;

  • Развивать познавательную активность учащихся, учить наблюдать, сравнивать, анализировать увиденное.

  • Формировать у детей интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение друг к другу.


Ход урока.

I. Орг. момент

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все друг другу улыбнёмся,
И урок мы наш начнем.

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель: Сегодня к нам на урок пришло солнышко, но оно ещё не достаточно греет нашу землю, что бы к нам пришла весна.

За активную работу и правильные ответы я вам буду давать лучики, а в конце урока вы их подарите солнышку. Чем больше лучиков будет у нашего солнышка, тем ярче оно будет светить нам.

II Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.

- Ребята, кто при выполнении домашнего задания звал на помощь маму или папу? А почему?_________

Какие названия книг, мультфильмов или кинофильмов про принцесс вы записали?

Были ли в названиях слова с орфограммой – гласный после шипящих?

2)Чистописание.

Вы готовы работать? Откроем тетради (Я тетрадь свою открою и наклонно положу, я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь за работу я возьмусь.)

В заготовку записываем число. (17)

Работаем на строчке чистописания по образцу.

- А какая буква похожа на снежинку?

Стала снежинка буквою «ж»

Солнце ее не растопит уже.(Ж /// ЖИ///)

3)Словарная работа. (работа по слайдам)

Я буду вам задавать вопросы.

Вы будете выбирать нужное слово из нескольких слов, и записывать к себе в тетрадь.

(Слайды 2-10) читаем хором

Как называется густой лес, заросли?

Чаща

Опушка

Аллея

Проталинка

Какую обувь носит машина?

сапоги

кроссовки

шины

боты

Какое животное не водится в наших лесах?

Заяц

Лиса

Белка

Жираф

Какая из этих птиц умеет летать?

Пингвин

Страус

Щурок

Курица

- Какое слово оказалось новым незнакомым? (Незнакомое слово щурок.)

Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия»

(На слайде 10 словарная статья из электронной энциклопедии)

Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых(о вьюрковых мы будем с вами говорить на уроках окружающего мира в 3-4 классе) с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Ласкательное слово - щурок.

-При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (При помощи суффикса–ок)

- Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова.)

-Прочитайте слова отгадки, сравните свою работу с экраном. (Слайды 11)

- Обозначьте орфограмму графически во всех словах – отгадках.

- Что такое орфограмма? ( -Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами орфограмма. Орфограмма – написание по правилу.)

- Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки.( Все слова- отгадки начинаются на шипящие звуки; Ж, Ш, Ч, Щ. - согласные, шипящие )

- Какие это звуки? (согласные, шипящие) Дайте характеристику этим звукам.

- Что общего в этих словах? (подводящий диалог)

-Ребята, а почему я постоянно обращаюсь к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Это орфограмма.)

А кто сможет сформулировать тему нашего урока. (Я думаю, что тема нашего урока

Написании слов с буквами И, У, А после шипящих.)

Что мы сегодня будем делать? Как вы думаете? (мы будем упражняться в написании слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.) (Слайды 12)

III Физминутка. В компьютере. (отключить проектор)

IV Применение знаний.

( самостоятельная работа по учебнику с взаимопроверкой в тетрадях.)

Открываем учебник с.111 упр.183.

-прочитайте задание.

1ряд пишет слова с орфограммой ЖИ-ШИ

2 ряд пишет слова с орфограммой ЧА-ЩА

3 ряд пишет слова с орфограммой ЧУ-ЩУ.

У доски работают ________, _________, ___________.

- Проверяем ребят работающих у доски. (Ребята работают самостоятельно у себя в тетрадях, проверяют друг друга в парах. Взаимопроверка в тетрадях.

hello_html_382de8b6.gifhello_html_4e56edb8.gifhello_html_31e74336.gifЕсли все правильно Если 1-2 ошибки Если более 2 )

-А теперь проверим, как поработали ребята у доски.

-Покажите светофорик, как ________выполнила работу, и т.д.


Сделаем звукобуквенный анализ слова ШИНА [шына]- 2слога, 2гласных, 2согласных

V работа с фразеологизмами (количественное обогащение словарного запаса)

-Ребята вы любите играть? Я предлагаю вам сыграть в слова, догадайтесь, о каком лесном животном идет речь:

-За двумя погонишься, ни одного не поймаешь?

-Вертеться, как кто в колесе?

-Кто на ухо наступил?

-Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

-Спишите названия животных в 1 столбик.

-А вот теперь самое трудное задание на уроке.

- Во второй столбик напишите названия детенышей этих животных, употребив слова в значении много.(Если вам трудно поднимите руку я к вам подойду.)Обозначьте орфограмму графически.

-Какую орфограмму выделили?

-В каком слове этой орфограммы нет?

- А какая еще есть орфограмма? (Мягкость согласных звуков на письме обозначает Ь)

Слайд 10

- При помощи чего мы образовывали новые слова? (слова образовали при помощи суффикса - ат -.)

(так зовут детёнышей зверей, а вас, как дома ласково называет мама?)

Ребята, а вот вам новое задание от нашего солнышка

- Устно составьте по моделям предложения про детенышей животных.

|_____ ______ _______! |_____ ______ __ _____.


С какой интонацией нужно произносить предложение если в конце стоит ! А если ? Произнесите это предложение с разной интонацией.

VI. Работа с текстом. (формирование типа правильной читательской деятельности)

Если повезет, то в лесу или в парке мы можем встретить одно удивительное создание. Какое? Узнаете, выполнив следующее задание:

- прочитайте словосочетания на доске

Рыж…й зверёк, пуш…стый хвост, еловую ш…шку.

Вы можете предположить, о ком будет идти речь в тексте?

(Речь в тексте пойдет о белочке)

Раскрываем весь текст.

1)На пеньке сидел рыжий зверёк.

2)У зверька был пушистый хвост.

3) Он грыз зубами еловую шишку.

- Подтвердились наши предположения?

Можно ли назвать эти предложения текстом?

Что такое текст?

Ребята наш текст звучит как то не очень красиво?

Что не так? А что нужно сделать, чтобы текст стал красивым? (вместо часто повторяющегося слова зверек употребляют слова белочка, она).

-Как можно озаглавить этот текст?

В каких словах встретилась орфограмма «Гласные после шипящих»?

-запишите текс к себе в тетрадь.

1)На пеньке сидел рыжий зверёк.

2)У белочки был пушистый хвост.

3) Она грызла зубами еловую шишку.

1 предложение запишем под диктовку.

2 предложение, комментированное списывание.

3 предложение списываем самостоятельно, с проговариванием по слогам орфографически.

Какое продолжение вы бы придумали о белочке.

VII. откроем дневники и запишем домашнее задание. Упр 182, стр 110. по желанию нарисовать картинку в наш картинный словарь на изученную орфограмму.

VIII. Рефлексия деятельности.

Какова была тема нашего урока?

А цель? Выполнили мы их?

Вы хорошо поработали, если все задания вы выполняли с лёгкостью, вам было интересно, всё у вас получалось, то покажите зелёный светофорик, если вы затруднялись в каких – то заданиях – жёлтый светофорик, а если вам сегодня на уроке было трудно, вы встретились с непонятными заданиями – красный светофорик. Поднимите и покажите свои светофорики.

Всё мы с вами выполнили, а теперь давайте подарим лучики нашему солнышку.


Урок русского языка во 2-ом классе "Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих".
  • Начальные классы
Описание:

Цель:  обобщение единичных знаний в систему.

на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные И, У, А  после шипящих» в слове, графически обозначать ее; 

Развивать познавательную активность учащихся, учить наблюдать, сравнивать, анализировать увиденное. 

Формировать у детей интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение друг к другу. 

На уроке проводилась работа со словарём С.И.Ожегова и знакомство с фразеологизмами: "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь", "Волка ноги кормят".

 

Автор Мусина Инна Евгеньевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 598
Номер материала 52735
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓