Аннотация: Данный
конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко
прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи,
погружение в деятельность, открытие нового знания, (физкультминутка)гимнастика
для глаз, осуществление деятельности, итог, рефлексия. По
своей структуре соответствует положениям системно - деятельностного подхода.
Обучающиеся
участвуют в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по «открытию»
нового знания, осуществлении самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.
Каждый
этап урока предполагает направленность деятельности обучающихся на формирование
универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных,
личностных.
На
каждом этапе ставятся соответствующие цели и подбирается материал, адекватный
им.
Особое
внимание уделяется подбору содержания. В основу процесса подведения учащихся к
«открытию» нового знания был положен текст: «Сова – хищная птица. У совы мощные
когти, чуткие уши».
Содержание
предполагает воспитание ценностных ориентиров (экологической чистоты, любви к
животным), доступно для понимания третьеклассников, отражает метапредметные
связи с литературой и окружающим миром. Активизируется познавательный
процесс и его связь его с жизнью. Используется принцип наглядности через
применение ИКТ. При составлении урока и подборе заданий учитывается темп работы
данного класса, достаточность и необходимость объема для изучения.
На
уроке предполагается возможность использования разных форм организации учебной
деятельности: фронтальную, индивидуальную, работу в парах, создание диалога.
Автор
УМК: «Перспектива», учебник по русскому языку
Л.Ф. Климанова, 3 класс 1 часть.
Тема урока:
Что такое местоимение?
Дидактическая цель:
создание условий для формирования и усвоения новой учебной информации
Цели по содержанию:
формирование образовательных компетенций (учебно-познавательных,
информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся через их включение в
интерактивные формы деятельности в предметной области Русский язык по теме
«Местоимение».
Обучающая- познакомить
учащихся с функцией местоимений в речи- заменять другие слова в предложении и
тексте;
Развивающая- формировать
умение грамотно использовать местоимения в речи, оценивать правильность
выполнения действий, контролировать свои действия;
Воспитывающая- формирование
ответственности, , воспитание мотивов учения, положительного отношения к
знаниям, воспитание мотивов труда.
Тип урока:
«Открытие» нового знания.
Методы: проблемное изложение учителя, рассказ,
объяснение, заполнения таблиц, сравнения и сопоставления сравнительного анализа
двух фрагментов текста, диалоговое общение, формулирование вопросов, метод
свободного выбора, обсуждение в группах, презентации
Учебные
задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1) Формирование
понятия «Местоимение»
2) Научиться
определять местоимения в тексте;
3) Формировать
умение определять место местоимения в предложении;
4) Употреблять
местоимения вместо существительных;
5) Совершенствование
умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими
правилами.
Учебные
задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1) Контролировать
и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;
2) Формирование
уважительного отношения к иной точке зрения.
Учебные
задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1) Формирование
умения работать с информацией;
2) Развивать
умение учащихся выступать в диалоге;
3) Формировать
познавательную рефлексию;
4) Работать в
статических и мигрирующих группах.
Оборудование:
проектор, ноутбуки, рабочие тетради, учебник
Этапы
урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
1. Вызов
(Мотивация)
Цель: включение
в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
|
Создание эмоционального настроя на учебную
деятельность
Вот
и прозвенел звонок.
Начинается
урок.
Очень
тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
|
Слушание
|
Личностные УУД
-
мотивация учения
|
2.Осмыслние
учебной задачи.
Цель: готовность
мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
|
Организация игры и работы по технологии
« Конэрс»
Интерактивная игра
«Разведчик»
У разведчиков карточки: имя
существительное, имя прилагательное, глагол,
карточки с признаками этих частей
речи: обозначает предмет, обозначает действие предмета, обозначает признаки
предметов, кто?, что? и т.д.
в каждом углу комнаты таблички с
частями речи, каждый находит свой угол. Обсуждение и ответ одного.
- Расскажите, что у вас получилось.
|
Работа в парах сменного состава.
Озвучивание полученных результатов.
|
Коммуникативные УУД.
-
формирование умения вступать в диалог.
- Работать в
статических и мигрирующих группах.
Познавательные УУД.
-
строить логическую цепь размышлений.
|
2. Погружение
в деятельность.
Цель: выявление
и фиксация места и причины затруднения.
Постановка цели
учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
|
Работа с проектором.
Организация выполнения задания.
Организация диалога.
- Прочитайте текст,
который записано на доске.
Сова
– хищная птица. У совы мощные когти, чуткие уши.
-
Какая ошибка тут допущена?
-
Как исправить эту ошибку?
Контроль за выполнением задания.
-
Спишите этот текст.
Организация диалога и работы с проектором .
-
Давайте определим, какой частью речи выражены все слова в этом тексте.
Организация диалога, побуждающего к выдвижению
гипотезы.
-
Подпишите карандашом части речи.
Побуждение к формированию цели и задачи урока.
-
Посмотрите, а у нас осталось одно слово, которое мы не смогли отнести к
какой-либо части речи. И осталось еще одно название «м». Давайте вместе
подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. А для этого выберем
нужные нам высказывания.
В сотворчестве с учащимися постановка цели урока
Уточнение понимания учащимися цели.
-
Верно, мы познакомимся с новой частью речи.
|
Выполнение задания
Участие в диалоге
- Повтор слова.
- Заменить слово.
У неё
мощные когти и чуткие уши.
Выполнение задания
Работа с проектором.
Ученики выходят к доске и
«перетаскивают» название нужной части речи, устанавливают его над словом и
объясняют свой выбор.
Выполнение задания.
Участие в проблеме.
Объяснение своего выбора.
Принятие цели урока.
|
Познавательные УУД.
- классифицировать объекты по
определенному признаку.
-
Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с
изученными орфографическими правилами.
Регулятивные УУД.
- постановка учащимися цели на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не
известно.
|
3. Открытие
нового знания
Цель: построение
и фиксация нового знания.
|
Организация диалога.
- Посмотрите внимательно, какое слово мы
заменили на «у неё»?
- Какая это часть речи?
Подведение к выводу о том, что часть
речи, которая употребляется вместо существительного называется местоимением.
Работа с правилом на доске и в учебнике.
- Откройте учебник на стр.101 и
прочитайте слова тётушки совы.
- Что такое местоимение?
- Назовите несколько местоимений.
- Какую роль в русском языке они
выполняют?
|
Участие в диалоге
- сова
- имя существительное
Работа с правилом
- Часть речи.
- Он, я, мы …
-
-употребляются вместо
существительных и прилагательных.
|
Познавательные УУД.
- высказывание собственных
предположений, выдвижение гипотез.
|
4.
Гимнастика для глаз
Цель: сменитьвид
деятельности.
|
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(Закрываем оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения
выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост
построим.
Нарисуем на мосту мы большую букву С.
Вверх поднимем, глянем вниз.
Вправо, влево повернем.
Заниматься вновь начнем.
|
|
|
5.
Осуществление деятельности.
Цель: применение
нового знания в типовых заданиях.
|
Организация работы.
Технология Сималтиниус
РаундТэйбл.
- Сейчас мы с вами сделаем памятку,
которая поможет нам запомнить местоимения. Перед каждым из вас лежит файл в
котором находится основа для памятки, клей и маленькие карточки со словами.
Вам необходимо выбрать из этих слов местоимения и наклеить их на основу.
-
Сравним эту памятку с образцом.
- Прочитайте местоимения, которые
вы приклеили.
Работа по учебнику
Контроль за выполнением задания.
Работа на нотбуках.
Контроль за выполнением задания.
- Откройте программу «Русский
язык».
Один ученик работает на поекторе.
|
Создание памятки.
При окончании работы передают друг
–другу, а затем следует сравнение своей работы с эталоном.
Выполнение задания.
Взаимопроверка.
Работа на ноутбуках. Выполнение
задания (Индивидуально)
|
Регулятивные
УУД
-
оценивание своей работы и работы других.
|
Итог. Рефлексия
Цель: соотнесение
цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода
построения нового знания
|
- С какой частью речи мы
познакомились?
- Какие части речи заменяет
местоимение?
- Назовите несколько местоимений.
Для того, чтобы оценить свою работу
я предлагаю вам написать на лучике, который у вас лежит на столе чему вы
научились на этом уроке, что вам понравилось и что вы узнали. И подойти
приклеить эти лучики к солнышку.
- Я бы тоже хотела оценить вашу
работу.
На проекторе: солнце со словами « Я
вам благодарна за урок!»
|
Местоимение
Существительное
и прилагательное
|
Регулятивные УУД.
- оценивание
своей работы и ее результата.
|
Список литературы:
1.Васильева Н.Ю., Поурочные разработки по
русскому языку 3 класс, к УМК « Перспектива»,Москва, «Вако», 2013 г.
2.Волина В., Весёлая грамматика, Москва,
«Знание»,2011г.
3.Желтовская Л.Я., Дидактический материал
к урокам русского языка, 3 класс, Москва, «Просвещение», 2007г.
4.Климанова Л.Ф., Русский язык,3 класс,
Москва, «Просвещение»,2013г.
5.Климанова Л.Ф., Литературное чтение, 3
класс, Москва, « Просвещение»,2013г.
6.Проектный комплекс « Совершенствование
Качества Преподавания в РТ»,И.И. Лушпаева, г.Казань,2013г.
САМОАНАЛИЗ
УРОКА (дидактический аспект)
Урок
русского языка в 3
классе
Тема урока: Что такое местоимение?
учитель начальных классов, Бочкова
Марина Николаевна
1.
Оценка общей структуры урока.
Данный
урок может быть отнесен к типу урока - Урок
«открытия» нового знания. Урок проводится согласно утвержденной учебной
программе курса « Русский язык» в разделе « Язык- главный помощник в общении».
Элементы урока данного типа четко выделены и дозировка времени, отводимая на
каждую часть урока распределена правильно.
2.
Реализация основной дидактической цели урока.
Требования
программы по данной теме:
-развивать
все виды речевой деятельности, обеспечение усвоения программного материала по
языку,
-пользоваться
формулами речевого этикета,
-формирование
представления о языке как о жизненно важном средстве общения,
-обеспечить
развитие функциональной грамотности, развивать интерес к изучению русского
языка,
-развивать
творческие способности учащихся
получили
отражение на всех этапах урока.
При
ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение
познавательного интереса) активными были все учащиеся класса. Мною была
продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала ( погружение в
деятельность)- организация диалога учитель – ученик, ученик-ученик с
применением технологии таймд пэа шэа, ( открытие нового знания) организация
диалога учитель – ученик, ученик-ученик с применением технологии тим-чир(
поощерение)
На
уроке имела место организация первичного, сопутствующего закрепления (в
процессе ознакомления с новым знанием упр. 84), и на специально выделенном
этапе урока (осуществление деятельности) –организация выполнения памятки и
выполнения упр.86.
Проверка
качества знаний, умений и навыков учащихся на этапе урока (осмысление учебной
задачи)- организация игры по технологии куиз-куиз-трейд « Разведчик» и на этапе
(осуществление деятельности) –организация выполнения памятки и выполнения
упр.86.
3.
Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Имело
место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез,
обобщение, классификация, систематизация) учебного материала. Осуществлялись
внутрипредметные и межпредметные связи при погружении в деятельность(текст о
сове) и при осмыслении учебной деятельности. Были использованы средства
развития творческого мышления при побуждении к формированию цели и задачи
урока. на уроке сообщалась информация о жизни сов в природе для общего
развития. При изготовлении памятки, письме в тетрадях, и красивом наклеивании
лучиков к солнышку имело место эстетическому развитию учащихся.
4.
Воспитание в процессе урока.
Были
использованы воспитательные возможности содержания учебного материала(
отношение к живым существам в природе). Велась работа по формированию
мировоззрения. На уроке осуществлялась связь обучения с жизнью. Были
использованы воспитательные возможности оценки знаний.
5.
Соблюдение основных принципов дидактики.
Деятельность
учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения была
организована верно.
6.
Выбор методов обучения.
Соблюдались
общие требования к выбору методов обучения в зависимости от общей целевой
направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета,
возраста и индивидуальных особенностей учащихся .
7.
Работа учителя на уроке.
Имели
место различные виды деятельности учителя на уроке (речевая деятельность,
слушание, записывание, помощь учащимся . Контакт с классом был достигнут.
8.
Работа учащихся на уроке.
Активность
учащихся на разных этапах урока присутствовала. Ребята слушали ,озвучивали
полученные результаты, участвовали в диалоге, выполняли задания, участвовали в
решении проблемы, объясняли свой выбор, анализировали, создавали. Были
дисциплинированы.
9.
Гигиенические условия урока.
Достаточна
освещенность классной комнаты: учащиеся сидят с учетом их здоровья, роста,
успеваемости, расписание составлено удачно.
10.
Некоторые социальные задачи.
Задачи
проведенного урока, связанны с требованием современности- образование детей
учиться самостоятельно приобретать знания, учитель только напутствует и
контролирует. Введение в урок сингапурской технологии продиктованы
исследованием школы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.