Главная / Начальные классы / урок русского языка в начальной школе

урок русского языка в начальной школе

Интегрированный урок -исследование «Подснежник»

Цель: Развитие умения определять фонетические , морфологические , лексические и синтаксические признаки слова.

Оборудование урока: Интерактивная доска, этимологический словарь Н.Е.Ефремова ,аудиозапись Вивальди «Времена года»,индивидуальные карточки.

Межпредметные связи: литература, познание мира.

Задачи:

Образовательные: исследовать слово «подснежник» с точки зрения фонетики, лексики, словообразования и морфологии;

Развивающие: развивать познавательный интерес у учащихся , используя данные изучаемых явлений в природе; развитие логического мышления ,навыков практической работы и самооценки.

Воспитательные: содействовать эстетическому воспитанию, через музыку, поэзию, прививать любовь и бережное отношение к природе.

1 этап урока:

Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Приветствие. Открытие темы урока. Постановка учебной задачи урока.

Здравствуйте ,ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Давайте улыбнёмся друг другу и от улыбок станет всем уютнее и теплее. А сейчас отгадайте загадку

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня ( весна) слайд

Правильно, это весна. Замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Ребята, а какие слова помогли вам догадаться, что это весна. Сегодня я научу вас слышать шаги весны с помощью музыки и стихотворения.

Учитель декламирует стихотворение «Тише всех» из книги «Румяные щёки» под звуки музыки Вивальди из альбома «Времена года».

Вот так тихо -тихо наступает весна. Но приходит она к нам не одна, а со своими первоцветами. Какие первые весенние цветы вы знаете? Отгадайте загадку.

На тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок,

Раскрылся раньше всех. (Подснежник) слайд

Открытие темы урока. Постановка учебной задачи урока.

Итак, сегодня на уроке мы поговорим о весне, о подснежнике –вестнике весны, и о том что он находится в опасности.

Но главное , мы научно исследуем это слово : узнаем его происхождение, определим его звуко -буквенный состав, к какой части речи оно относится. А помогут нам в этом знания ,полученные во 2 классе.

Откройте тетради и запишите число. А вместо « Классная работа» -«Научное исследование». Чтобы размять пальчики. безотрывно напишите элемент «Подснежник», как показано на доске.

2 этап урока: Интеллектуальные преобразования.


Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.

Мы начинаем своё исследование:

1.Объясните, что обозначает слово подснежник?(Слайд)

Работа со словарём: «Подснежник- многолетнее луковичное растение с неяркими цветами, распускающимися ранней весной. Сразу после таянья снега» Н.И. Ефремов.

Подснежник- лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таянья». Ожегов.

Определите по названию цветка его происхождение.

Пригрело солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на полянке, под деревом, снег не растаял ,а только в одном месте проклюнулся.

Из этой луночки через день цветок вырос. Белый- белый и очень тонкий Родился цветок под снегом, вот его и назвали подснежник.

2.Из каких звуков и букв состоит слово подснежник? (Слайд)

Для этого сделайте фонетический разбор этого слова. Разделите слово на слоги. Определите ударный звук. Произнесите «звуковое слово».(патсн *э жн*ик).Назовите мягкие согласные звуки. Какие буквы и звуки этого слова не совпадают?

Динамическая пауза:

Весной бабочка проснулась

Улыбнулась. Потянулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

А сейчас узнаем из каких частей состоит слово «подснежник».

Какие части слова вы знаете? Что такое корень слова, окончание, приставка, суффикс? Как называются слова с одинаковым корнем?

Производится словообразовательный разбор.

3. Какая часть речи слово подснежник?(Слайд)

Назовите части речи.

Что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные? Как определить род у имени существительного? Какие бывают имена существительные?

Что такое имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные?

Что такое глагол? Как изменяются глаголы?

Морфологический разбор имени существительного (в рамках материала изучаемого во 2 классе).

Динамическая пауза с тетрализованным исполнением.

Ребята, а давайте представим ,что каждый из вас нераскрывшийся бутон подснежника. Почувствуйте ,как он раскрывается, пробуждается.

Нежный маленький бутон

Свёрнут туго-туго он.

Солнца луч ему протянет

Тут подснежником он станет.

Люди издавна называли самым храбрым из первоцветов. Поэт посвящали им стихи, песни, легенды. По древнему поверью, пока не покажется из- под снега подснежник , не жди весны. Поэтому его зовут вестник весны. На лесных полянах расцветают подснежники – такие тонкие, простые и милые. Но с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Люди занесли их в «Красную книгу». Красной она называется потому, что красный цвет- цвет опасности. Если не охранять эти цветы, они исчезнут с лица земли.

Поймал ты бабочку- она погибла, сорвал цветок- он увял, и тогда стало понятно , что к природе можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками - мы губим.

Чтение стихотворений о подснежнике (домашнее задание).

4.Творческое задание

У вас на столах лежат карточки с текстом, но в нём пропущены имена прилагательные. Вставьте имена прилагательные по смыслу, выбирая те, которые помогут составить текст.

Задание-карточка

Наступила ….. весна. Пригрело…...солнышко. ….. подснежниками покрываются ….. поляны. Радостно смотреть на ….. цветы.

3 этап урока: Рефлексия.

Цель:самоконтроль уровня усвоения знаний.

  1. Результаты учебной работы:

  2. сегодня я узнал…

  3. было интересно…

  4. было трудно…

  5. я научился…

  6. мне захотелось…

Домашнее задание: Написать мини сочинение на тему «Подснежник»































урок русского языка в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Интегрированный  урок -исследование   «Подснежник»

Цель:  Развитие умения определять фонетические , морфологические , лексические и синтаксические признаки слова.

Оборудование урока: Интерактивная доска, этимологический словарь Н.Е.Ефремова ,аудиозапись Вивальди «Времена года»,индивидуальные карточки.

Межпредметные  связи:  литература, познание мира.

Задачи:

 Образовательные: исследовать слово «подснежник» с точки зрения фонетики, лексики, словообразования и морфологии;

Развивающие: развивать познавательный интерес у учащихся , используя данные  изучаемых явлений  в природе; развитие логического мышления ,навыков практической работы и самооценки.

Воспитательные:  содействовать эстетическому воспитанию, через музыку, поэзию, прививать любовь  и бережное отношение к природе.

                

                                                

                                            

                                 

Автор Тихонова Александра Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 821
Номер материала 28253
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓