Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 9 классе "Обобщение по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Урок русского языка в 9 классе "Обобщение по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Федоровская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение по теме

«Бессоюзные сложные предложения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка

Ломакина Н.С.

 

 

 

2014г.

9 класс

 

 

Тема: Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения».

 

 Цель: закрепление и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях, об особенностях постановки знаков препинания в предложениях данной структуры; совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

 

Тип урока: обобщение изученного.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: на диалоговой основе.

                                  Ход урока.

 

I.                  Организационный момент, тема, цель.

II.              Работа по теме урока.

1)   Лингвистическая разминка:

    - по орфографии

а) Найдите слова, в которых пишется буква «е» (объясните)

а) оч…рование, б) пораж…нный, в) компл…мент, г) жест…ной, д) буревестник ре…т.      (б,д)

   

- по морфологии

а) Найдите глаголы II спряжения:

а) задержаться; б) спать; в) отвечать; г) расстилать; д) солить.     ( а,б,д)

 

- по синтаксису (дать общую хар-ку предложения)

Нос парохода иногда так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня.      (СПП с прид.степени)

 

2)   Фронтальная беседа:

- Какие предложения называются СБ?

- Как выражаются в них смысловые отношения?

- Какие знаки препинания ставятся на границе в СБП?

- Когда мы ставим  ,  ;   :  -?

- Решите, какой знак поставить на границе предложений в следующих схемах:

3)   Игра «Возьми билетик».

Каждый по желанию выбирает карточку, на которой записано предложение. Необходимо определить, какое это предложение (простое, ССП, СПП, СБП), расставить знаки препинания, объяснить.

    Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.  (прич.)

    Я понимал: выручить нас может только случайность. (дополн.)

    Вспыхнул свет – я зажмурил глаза. (время)

             Настанет утро – двинемся в путь. (время)

    Поезд ушёл, его огни исчезли.  (перечисл.)

 

4)   Конструирование предложений.

На доске записаны парами простые предложения.

Задание: из каждой пары простых предложений составить сложные двух видов: 1) сложноподчинённые (устно), 2) бессоюзные (письменно). Объяснить знаки препинания в БСП.

1.    Ласточки в этом году прилетели рано. Лето будет хорошее.

2.    Собака поджала хвост. Охотник насторожился.

3.    Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

4.    Посеешь ветер. Пожнёшь бурю.

Помните, что некоторые значения БСП могут совпадать, например, условия и времени, следствия и быстрой смены событий. Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования (Н, Село опустело, молодёжь разъехалась (перечисл.). Село опустело: молодёжь разъехалась (причина).

 

5)   Самостоятельная работа над упр.236.

- заменить  союзные предложения бессоюзными, записать в тетрадь, расставляя знаки препинания.

              I в - № 1-5

              II в - № 6-10.

 

 

 

 

 

6)   Работа с текстом.

(у каждого на столе). Определите стилевую принадлежность текста. Найдите БСП, расставьте знаки препинания. Какую роль играют бессоюзные предложения в этом тексте?

    Апрельской порой в солнечный день наткнёшься на поляну одуванчиков – глазам больно, золото их светит и слепит. И даже в посёлке, по огородам, на голой ещё земле праздник одуванчика.    

    Пасмурно – цветы закроются. Ясный день – расстилается золотая скатёрка. Всё на ней: мёд сладкий, дух, глазу отдых. Над нею – звон и гул.   (по Б. Екимову).

(БСП делают текст выразительным, предложения с особой интонацией).

 

7)   «Найди ошибку».

В каких предложениях есть ошибки (пункт.)?

    Кончил дело: гуляй смело. (+)

    Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. (-)

    Я поднял голову, сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (+)

    Месяц как долька лимона. (-)

 

8)   Занимательная лингвистика.

Игра «Найди четвёртое лишнее».

1.    Дом невелик, да скучать не велит.

2.    Хлеб да каша – пища наша.

3.    Маленький, да удаленький.

4.    Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее № 2. да = и, в остальных да = но)

 

III.           Итоги урока.

IV.          Д/з: повт. на стр. 108 учебника

                  Упр. 237., составить БСП.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 9 классе "Обобщение по теме "Бессоюзные сложные предложения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Цель: закрепление и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях, об особенностях постановки знаков препинания в предложениях данной структуры; совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

 

Тип урока: обобщение изученного.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: на диалоговой основе.

   

I.                  Организационный момент, тема, цель.

II.               Работа по теме урока.

1)   Лингвистическая разминка:

    - по орфографии

а) Найдите слова, в которых пишется буква «е» (объясните)

а) оч…рование, б) пораж…нный, в) компл…мент, г) жест…ной, д) буревестник ре…т.      (б,д)

   

- по морфологии

а) Найдите глаголы II спряжения:

а) задержаться; б) спать; в) отвечать; г) расстилать; д) солить.     ( а,б,д)

 

- по синтаксису (дать общую хар-ку предложения)

Нос парохода иногда так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня.      (СПП с прид.степени)

 

          

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 1230
    • DOCX 35 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ломакина Нина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ломакина Нина Сергеевна
    Ломакина Нина Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92961
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе