Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Федоровская
основная общеобразовательная школа»
Обобщение по теме
«Бессоюзные сложные предложения»
Учитель русского языка
Ломакина Н.С.
2014г.
9 класс
Тема:
Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Цель: закрепление и обобщение знаний о бессоюзных сложных
предложениях, об особенностях постановки знаков препинания в предложениях
данной структуры; совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные
навыки.
Тип урока: обобщение изученного.
Вид урока: урок-практикум.
Технология: на диалоговой основе.
Ход урока.
I.
Организационный момент,
тема, цель.
II.
Работа по теме урока.
1)
Лингвистическая разминка:
- по орфографии
а) Найдите слова, в которых пишется буква «е»
(объясните)
а) оч…рование, б) пораж…нный, в) компл…мент,
г) жест…ной, д) буревестник ре…т. (б,д)
- по морфологии
а) Найдите глаголы II спряжения:
а) задержаться; б) спать; в) отвечать; г)
расстилать; д) солить.
( а,б,д)
- по синтаксису (дать общую хар-ку предложения)
Нос парохода иногда так глубоко зарывался в
воду, что брызги долетали до меня. (СПП с прид.степени)
2)
Фронтальная беседа:
- Какие предложения называются СБ?
- Как выражаются в них смысловые отношения?
- Какие знаки препинания ставятся на границе в
СБП?
- Когда мы ставим , ; : -?
- Решите, какой знак поставить на границе
предложений в следующих схемах:
3)
Игра «Возьми
билетик».
Каждый по желанию выбирает карточку, на которой
записано предложение. Необходимо определить, какое это предложение (простое,
ССП, СПП, СБП), расставить знаки препинания, объяснить.
Птиц не было слышно: они не поют в часы
зноя. (прич.)
Я понимал: выручить нас может только
случайность. (дополн.)
Вспыхнул свет – я зажмурил глаза. (время)
Настанет утро – двинемся в путь. (время)
Поезд ушёл, его огни исчезли. (перечисл.)
4)
Конструирование
предложений.
На доске записаны парами простые предложения.
Задание: из каждой пары простых предложений составить сложные
двух видов: 1) сложноподчинённые (устно), 2) бессоюзные (письменно). Объяснить
знаки препинания в БСП.
1.
Ласточки в
этом году прилетели рано. Лето будет хорошее.
2.
Собака
поджала хвост. Охотник насторожился.
3.
Река
разлилась. Возникла угроза наводнения.
4.
Посеешь
ветер. Пожнёшь бурю.
Помните, что некоторые значения БСП могут совпадать,
например, условия и времени, следствия и быстрой смены событий. Смысл
предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные
толкования (Н, Село опустело, молодёжь разъехалась (перечисл.). Село опустело:
молодёжь разъехалась (причина).
5)
Самостоятельная работа над
упр.236.
- заменить союзные предложения бессоюзными, записать в тетрадь,
расставляя знаки препинания.
I в - № 1-5
II в - № 6-10.
6)
Работа с текстом.
(у каждого на столе). Определите стилевую
принадлежность текста. Найдите БСП, расставьте знаки препинания. Какую роль
играют бессоюзные предложения в этом тексте?
Апрельской порой в солнечный день
наткнёшься на поляну одуванчиков – глазам больно, золото их светит и слепит. И
даже в посёлке, по огородам, на голой ещё земле праздник одуванчика.
Пасмурно – цветы закроются. Ясный день –
расстилается золотая скатёрка. Всё на ней: мёд сладкий, дух, глазу отдых. Над
нею – звон и гул. (по Б. Екимову).
(БСП делают текст выразительным, предложения с особой
интонацией).
7)
«Найди ошибку».
В каких предложениях есть ошибки (пункт.)?
Кончил дело: гуляй смело. (+)
Любое дело можно загубить, если делать его
равнодушными руками. (-)
Я поднял голову, сквозь тонкий пар мороза
блестела золотая Медведица. (+)
Месяц как долька лимона. (-)
8)
Занимательная
лингвистика.
Игра «Найди четвёртое лишнее».
1.
Дом невелик, да скучать не
велит.
2.
Хлеб да каша – пища наша.
3.
Маленький, да удаленький.
4.
Хороша Маша, да не наша.
(Лишнее № 2. да = и, в остальных да = но)
III.
Итоги урока.
IV.
Д/з: повт. на стр. 108
учебника
Упр. 237., составить БСП.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.