Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

(урок русского языка в 9 классе)

Цели урока:

I. Познавательные:

  • повторить опознавательные признаки СПП;

  • продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;

II. Практические:

  • совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;

  • учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;

  • формировать умение строить СПП;

Задачи урока:

Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.

Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.

Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения ( работали с текстами, взятыми из художественной литературы.

Тип урока – комбинированный.

Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.

Оборудование:

карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Ь на конце существительных,теоретический материал о СПП с придаточными изъяснительными и карточки с индивидуальными заданиями. Приступаем к проверке.

(Учащимся были предложены три разноуровневых задания. Пока дети готовятся к ответе у доски, работаю с классом).

Орфографическая пятиминутка.

Кодированный диктант. Слайд №1

  1. Вьющееся растение - плющ.

  2. Накидка от дождя - плащ.

  3. Кухонная утварь – нож.

  4. Бывает звездной – ночь.

  5. Доктор иначе – врач.

  6. Маленькое серое животное- мышь.

  7. Озимая культура - рожь.

  8. Дамское украшение – брошь.

  9. Слышится громкий - плач.

  10. С любимым там рай – шалаш.

Фронтальный опрос: Слайд №2.

- Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?

- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?

- Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.

- Как строится косвенный вопрос?

После работы со слайдом №2 приступаем к проверке заданий у доски.

Задание №1. Не записывая предложений, ученик чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].

Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).

За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].

Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).

Задание №2: Разберите по составу слова: памятный, переливаясь, лесистым, перебегающий.

Задание №3: Выполните фонетический разбор слова своё.

Учитель: Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений.

2.Сообщение темы и целей урока.

Слайд 3. - Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных и проведём срезовую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.

3.Работа по теме урока. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 4.

Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: (С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).

Учитель: - Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что.

Слайд 5.

Слайд №6. Учителем читается задание. Учащиеся в тетради переписывают предложение. 1 работает у доски. Проверяют расставленные знаки препинания:



Жизненная мудрость заключается в том что надо учиться радоваться всему что тебя окружает радоваться жизни какой бы тяжёлой она ни была.

(Е. Пермитин)

Слайд 7.

Жизненная мудрость заключается в том, что надо учиться радоваться всему, что тебя окружает, радоваться жизни, какой бы тяжёлой она ни была.

(Е. Пермитин)



Для отработки полученных знаний предлагаю небольшую срезовую работу, которую учащиеся выполняют на заранее подготовленных карточках.

Слайд 8

Срезовая работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души.

(А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад.

(А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

(С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил
Горько мне что не верю теперь.

(С. Есенин)

После проведения срезовой работы предлагаю учащимся проверить себя.

Слайд 9.

1. Знаешь, я читала, что бессмертны души.

(А. Ахматова)

2. О, я была уверена, что ты придёшь назад.

(А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

(С. Есенин)

4. Стыдно мне, что я в Бога верил.


Горько мне, что не верю теперь.

(С. Есенин)

4.Физкультминутка. Слайд 10.


Начинаем бег на месте.

Финиш метров через двести.

Хватит, хватит – прибежали

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели –

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Вдох, выдох.

Вдох, выдох.

 

Слайд 11.

Деловая игра «Корректор»

Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.

1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)

2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)

3. У костра отец спросил, что где находится лесная избуш­ка. (Лишнее слово «что».)

Слайд 12. Проверка.

Слайд 13. Комплексный анализ текста.

Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть. 

Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-

нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые.

Ч. Айтматов

Слайд 14 – задания к тексту.

  • Определите стиль и тип речи.

  • Определите тему и идею текста.

  • Что заставило “всполошить” душу повествователя?

  • Разве может пение, музыка передавать чувства, ведь музыка – это звуки, это не слова, не краски?

  • Замените слово «всполошить» синонимом.

  • Найдите предложения с придаточными изъяснительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос.

  • Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.

  • Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными?

  • Предложения с какими ещё видами придаточных есть в этом тексте?

  • Найдите в тексте слово с корнем с чередованием.

  • Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне слова.



5.Итоги урока.

- Чему вы сегодня научились на уроке?

Комментированное выставление оценок.

6.Домашнее задание: Слайд 15: упр.122, повторить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.





Урок русского языка в 9 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ

( Обобщающий тест )

 

I вариант

II вариант

 

1. Определите вид придаточного, назовите средство связи.

      Узник жадно принялся за  эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги.

        а) придаточное причины, союз так что

        б) придаточное следствия, союз так что

 

2. К какому члену главного предложения относится придаточное? Определите его вид и средства связи.

        В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит  безмятежный покой.

       а) придаточное определительное с оттенком обстоятельства места относится к существительному и связано с главным союзным словом   где.

       б) придаточное места относится ко всему главному предложению и связано с ним союзом   где.

 

3. Определите средство связи.

     1. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить ее.

     2. Она подумала, что же еще сказать ему.

                   а) союз         б) союзное слово

 

 

4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

     а) Здесь где на черных, густых прогалинах

обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть прошлое.

      б) Он решительно не знал, что ему говорить, а говорить было необходимо.

      в) Он злился и винил себя, хотя и не понимал своей вины.

      г) Она, когда уже самое главное было сказано, дышала легко и свободно.

 

5. Найдите предложение, соответствующее

схеме:                _______________

             

 


                 [двусоставное], (союз, безличное).

 

     а) Доктор глядел на Абогина с презрением  с каким смотрят на сытость и грубость.

     б) Она говорила так как будто знала что – то особенное.

       в) Дверь ведет в пространство где обедают и пьют чай.

       г) Дети найдут для себя много интересного  если открыть этот сундук.

 

 

6. Расставь запятые.

         Было так тихо  1   как  2   только бывает в лесу зимой в безветренный день  3  празднич- но  4   и холодно.

       а)  1, 3                     в)  2, 3, 4

       б)  1, 2, 4                 г)  1, 3, 4

 

7. Составь предложение по схеме:

         _______

 

   [ глаг.], ( если ).

 

 

1. Определите вид придаточного, назовите средство связи.

        Я пошарил на берегу, нашел выемку, что приглядел еще днем, и уселся в ней.

      а) придаточное определительное, союзное слово что

       б) придаточное изъяснительное, союз  что

 

2. К какому члену главного предложения относится придаточное? Определите его вид и средства связи.

Отец спросил ее, чем она намерена

заниматься.

      а) придаточное изъяснительное относится к глаголу, связано с главным союзным словом

      б) придаточное изъяснительное относится к местоимению, связано союзом.

 

 

 

 

3. Определите средство связи.

      1. Я все думаю, что же с нею будет в дальнейшем.

      2. Он сказал, что выполнит это поручение немедленно.

      а) союз            б) союзное слово

 

4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

       а) Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала на мужа.

       б) Пока он не скрылся за кустами орешника, она смотрела ему вслед.

       в) Слышно было как он, солидно ступая,

прошел через гостиную.

       г) Было ясно, как день, что человек томился.

 

 

 

5. Найдите предложение, соответствующее

схеме:           _________________

 

 [односоставн.], (союзное слово, двусоставн.).

 

        а) Хочется верить что иногда мечты сбываются.

        б) Старшим не удавалось собрать детей в хоровод у елки которая стояла в гостиной.

        в) Чувствовалось что в этом безлюдном месте царит теперь ночь поздней осени.

        г) Для того чтобы оправдать свое отвращение к настоящему он всегда хвалил прошлое.

 

6. Расставь запятые.

         Он пополнел   1  раздобрел   2  и неохотно ходил пешком  3   так  4   как страдал одышкой.

        а)  1, 2, 3                   в)  1, 2, 4

        б)  1, 3                       г)  1, 3, 4

 

7. Составь предложение по схеме:

         _______

 

   [ сущ.], ( который ).

 

 

 

 

 

Автор Самиева Айна Алтаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 816
Номер материала 36589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓