Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Определение»

Цели:

1. Обучающие:

- расширить представления учащихся об определении;

- ознакомить учащихся с несогласованными определениями.

2. Развивающие:

- начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения;

- развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах.

3. Воспитательные:

- воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.

О б о р у д о в а н и е: слайды, индивидуальные карточки-задания.


Ход урока:

I. Организационный момент.

- Вспомним все, что изучали раньше о второстепенных членах предложения. Кроме того, вы пополните знания о второстепенных членах предложения новыми сведениями, узнав, какими они бывают (однозначные, многозначные), а также какими бывают определения (согласованными и несогласованными), научитесь их отличать.

II. Подготовка к объяснению нового материала.

1. Беседа по материалам слайда 1.

Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом.

В лесу огонь пожара бураном размело.

- Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются друг от друга?

- Как определить вид второстепенного члена предложения? Ответ на стр.214 учебника. Работа с учебником.

- Ответы учеников (Слайд 2. Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно:

1.найти слово, от которого он зависит, 2. выяснить, что он обозначает, 3.на какой вопрос отвечает и 4. какой частью речи выражен)

2. Разбор предложения (неполный).

- Запишите предложение: На улице дул пронзительно-холодный ветер, и я повязал на шею свой слегка уже заношенный шарф из верблюжьей шерсти.

- Подчеркните грамматическую основу. Это простое или сложное предложение?

- А теперь определите вид каждого второстепенного члена предложения. (Можно пользоваться алгоритмом на слайде 2)

III. Объяснение нового материала.

- Выпишите все возможные словосочетания с главным словом шарф.

  1. Свой шарф; 2. Заношенный шарф; 3. Шарф из верблюжьей шерсти.

- Во всех трех словосочетаниях зависимое слово является определением. Определите вид связи в этих словосочетаниях. (Подчинительное.) Укажите способ подчинительной связи. (1-е и 2-е словосочетание — согласование; 3-е —управление.)

- Вспомните, что значит согласование. (Главное и зависимое слова сочетаются в роде, числе и падеже.) Такие определения и называются согласованными.

- Какими частями речи они выражены? Откройте учебник «Теория» п.175 на с. 214, прочитайте, какими частями речи обычно выражаются согласованные определения.

- Чем выражено определение в 3-м словосочетании? (Из шерсти — существительное с предлогом + прилагательное.) Это несогласованное определение. Прочитайте на с. 215, какими частями речи выражаются несогласованные определения.

IV. Закрепление нового материала

1. Работа по закреплению терминов (Слайд 3)

- Что значит «согласование», «согласие», «согласованные»? (Приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь; утвердительный ответ на просьбу, единомыслие;

достижение единства, согласия (согласованные действия);

- А в грамматике? ( Стоять в одинаковом падеже, числе, роде или лице со словом, от которого зависит данное слово в предложении).

- Что значит «нет согласия», «несогласие», «несогласованные»? (Несоответствие; разногласие)

- А в грамматике? (Не в одинаковой форме главное и зависимое слова)

2. Сопоставительный анализ согласованных и несогласованных определений (Слайд 4 )

- Как доказать, согласованные или несогласованные определения? (Определить способ связи слов в словосочетании)

- Какой способ связи характерен для согласованных определений? Несогласованных?

(Согласованные – связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание).

- Обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений, их грамматическое значение одинаково.

- Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно – согласованное или несогласованное?

Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно

3. Распределительный диктант.

- Какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

- Распределите словосочетания по столбикам:

Согласованные Несогласованные


Д и к т а н т

Светло-русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай, сестрина книга, обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик семи лет.

Проверка с подробным анализом

(Сильные учащиеся работают по заданиям карточек)

4. Работа с учебником. Выполните упражнение 140, с. 65 учебника «Практика».

5. Грамматический разбор слов.

- Выполните устно орфографический разбор слов: старинный, шелком;

письменно — разбор по вариантам:

I в а р и а н т — морфологический разбор с мезонином3

II в а р и а н т — лексический разбор допоздна5.

Двое учащихся выполняют разбор на доске. Затем проводится проверка.

V. Подведение итога урока. Рефлексия.

- Какую новую информацию получили, работая на уроке?

- Чему научились?

- Каковы ключевые слова темы урока?

- Какие члены предложения называют второстепенными?

- Что вы можете рассказать об определениях?

V1. Домашнее задание: выучить § 175; упражнение 150 - устно; упражнение 151 - письменно, с. 69 учебника «Практика».



Приложения

Слайд 1


Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом.

В лесу огонь пожара бураном размело.

- Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются друг от друга?

- Как определить вид второстепенного члена предложения?


Слайд 2


Алгоритм определения вида второстепенного члена предложения:

1. найти слово, от которого он зависит

2. выяснить, что он обозначает

3. на какой вопрос отвечает

4. какой частью речи выражен

Слайд 3


- «Согласование», «согласие», «согласованные»?

Приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь; утвердительный ответ на просьбу, единомыслие; достижение единства, согласия, согласованные действия.

- «Нет согласия», «несогласие», «несогласованные»?

Несоответствие; разногласие.

Слайд 4

Сравним словосочетания

Способ связи в словосочетаниях?

Способ связи в словосочетаниях?

  • Сорок первая квартира

  • Балконная решетка

  • Гороховый суп

  • Апельсиновый напиток

  • Серебряные серьги

  • Меховая шапка

  • Царская милость


  • Квартира сорок один

  • Решетка на балконе

  • Суп из гороха

  • Напиток из апельсина

  • Серьги из серебра

  • Шапка из смеха

  • Милость по-царски






К а р т о ч к а № 1

Замените именные словосочетания с согласованными определениями именными словосочетаниями с несогласованными определениями.

Кожаный портфель, фарфоровая посуда, черноглазый мальчик, седобородый старик, осенние дни, птичьи голоса.

К а р т о ч к а № 2

Укажите, в каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком — несогласованное.

Соседняя комната, дом брата, крыша сарая, деловой человек, восьмилетний мальчик, храбрость воина, выполненный план.





















Урок русского языка в 8 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока русского языка на тему «Второстепенные члены предложения. Определение» по программе В.В. Бабайцевой.

       Цели урока:

1.обучающие- расширить представления учащихся об определении;

- ознакомить учащихся  с несогласованными определениями.

2. Развивающие:

- начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения;

- развивать устную речь учащихся, их  самостоятельность, уверенность в своих силах.

3. Воспитательные:   воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам. Оборудованием являются слайды, индивидуальные карточки-задания.

Объяснение нового материала производится с опорой на ранее изученное. В ходе урока используются индивидуальные, фронтальные формы работы, которые включают работу с учебником, распределительный диктант, задания по карточкам, сопоставительный анализ, самостоятельную работу. Подбор материала урока способствует достижению поставленных целей.

Автор Ларюшкина Татьяна Ивановна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 689
Номер материала 19310
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓