Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 7 классе "Формообразующие частицы"

Урок русского языка в 7 классе "Формообразующие частицы"

Урок русского языка по теме “Формообразующие частицы” проведенный в 7в классе учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 Зеленкиной Л. Н.


Цель: Углубить знания учащихся о формообразующих частицах,  показать функции формообразующих частиц;

Задачи:

Образовательные.

1. Создать условия для формирования умений:

- находить частицы в предложениях и тексте;

- определить роль формообразующих частиц;

- различать частицы с другими служебными частями речи, отличии от них;

- определять роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений;

- выработка умения отличать частицы от других неизменяемых частей речи, в частности от союзов

- учить выразительному чтению предложений с частицами;

- приобретать навыки в составлении кластера, синквейна

- развивать умения работать с тестами;

2. Обеспечить условия для закрепления полученных знаний.

Развивающие.

  1. Способствовать развитию долговременной и кратковременной памяти, речи;

- навыков составления словосочетаний и предложений.

  1. Обеспечить развитие познавательной активности, мышления, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы, само- и взаимоконтроля.

  2. развить навыки индивидуальной и групповой работы;


Воспитательные.

Воспитывать уважительное отношение к позиции одноклассников в беседе, умение слушать друг друга, воспитывать патриотизм, чувство гордости за Родину;

Прививать любовь к языку, его законам.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для заданий в группах, детали для кластера



Ход урока.


  1. Орг. момент. Приветствие.


Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?

Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!


2. Актуализация знаний.

– Начинаем урок с разминки. «Узнай слово по лексическому значению»

  1. Вооруженные силы государства (армия)

  2. Военнослужащий артиллерии (артиллерист)

  3. Прилагательное от слова война (военный)

  4. Огнестрельное оружие (револьвер)

  5. Ответная атака (контратака)

  6. Воинское подразделение – несколько рот (батальон)

  7. Воздушный флот (авиация)

(В словах выделяем орфограммы)

- Какой темой объединены эти слова? (военной темой, темой Родины)

- Сегодня на уроке все задания будут объединены одной темой, темой Родины.

- Как вы думаете, почему мы будем говорить именно об этом?

- Подберите синоним к слову Родина….. (Отечество, Отчизна, Колыбель…)

- А человек, который любит свою родину называется …… (патриот)

3. Постановка проблемы. Тема и цели урока.

Слайд 2 – на экране текст.


Если бы не было войны, не погибли бы 20 миллионов человек, не было бы разрухи, следовательно, ресурсы бы тратились на создание новых предприятий, технологий, а не на восстановление разрушенных. Пусть всегда будет мир во всем мире.


- Какова основная мысль текста?


- Слова какой части речи выделены? (частицы)

Что такое частица?
– С какими разрядами частиц мы уже знакомы? (называют)

- Частицы какого разряда представлены в тексте? (формообразующие)

- Определите по названию разряда, для чего служат эти частицы? (для образования формы глагола)

Какие наклонения глагола вам известны?
– Для образования, каких наклонений нам необходимы частицы?

- Как называются такие частицы? (формообразующие)

- Какая тема нашего урока? (слайд 3)

- Исходя из темы, сформулируйте задачи, которые мы должны решить на уроке?

Чему мы должны научиться?


- Откройте учебники. Изучите схему. Все ли формообразующие частицы представлены в тексте?

Каких нет? (перечисляют)

Составляем кластер из деталей схемы (работа в парах, 1 уч-ся составляет на доске)

hello_html_m4a9491ff.png

Мотивация

- А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему? Где она нам пригодится?

4. Реализация построенного проекта.

От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:


Воевать - давай воюй, давайте воевать, воевал бы, воевали бы

Бежать – давай (пусть бежит) беги, давайте бежать, бежал бы, бежали бы

Атаковать – пусть атакует, пусть атакуют , атаковал бы, атаковали бы

Отступать – пусть отступает, пусть отступают, отступал бы, отступали бы

Победить – пусть победит, пусть победят, победил бы, победили бы

(работа у доски по цепочке)

5. Физминутка.

- Все встали. Подберите эпитеты к слову Родина. (По очереди называют и садятся)


6. Закрепление. Дифференцированное задание.

(Слайд 4) Сформулируйте задание к упражнению. (Вставить подходящие по смыслу формообразующие частицы)


(
Пусть) сильнее грянет буря;
Нет такой платы, которая была (бы) велика за веру в человека.
(Пускай) же в век сердечных ран не растравит воспоминанье.

(Давайте) прощаться, друзья.

(Да) здравствует разум!


Индивидуальное задание (4-5 учащихся): придумайте и запишите предложения с формообразующими частицами на тему: «Если бы не было войны…». У вас 3 минуты.
– Прочитайте, что у вас получилось. 


7. Подготовка к региональному экзамену - 1

- Вы знаете, ребята, что в конце года вам нужно будет сдавать региональный экзамен. Давайте посмотрим, как данная тема может отражаться в одном из заданий.

(слайд 5)

а) Эх, дороги, пыль да туман

б) На взгляд-то он хорош, да зелен.

в) Да здравствует солнце!


Определите функцию слова «да» в 1 предложении?
 Как можно доказать, что это союз?

Какой это союз?
– Во 2 предложении?
– Какой это союз?
– В 3 предложении?
– Как это можно проверить?
– Ребята, а как вы думаете, для чего, с какой целью мы анализировали эти предложения?
Чтобы показать, что у слова «да» разные функции: оно может быть и соединительным, и противительным союзом и частицей и надо всегда помнить, что частица «да» служит для образования повелительного наклонения глагола.

(Союз заменяем другим союзом, частица образует форму повелительного наклонения)


8. Работа в группах.

- А теперь обсудите в группах, чем вам показалась интересной частица.

Составьте синквейн “Частица”. (слайд 6)

1 существительное, выражающее главную тему
2 прилагательных;
3 глагола;
Фраза, несущая определенный смысл;
Существительное (ассоциация с первым словом)


- Ответы групп:

- Оцените в группе работу каждого участника, запишите результат на обратной стороне листа с кластером.


9. Подготовка к региональному экзамену - 2

- Продолжим подготовку к региональному экзамену. Проведем тестирование по материалам пройденных тем.

- Взаимопроверка. Анализ результатов..


10. Рефлексия.

«Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (слайд 7)

  1. сегодня я узнал…

  2. было трудно…

  3. теперь я могу…

  4. я научился…

  5. у меня получилось …

  6. я смог…

  7. урок дал мне для жизни…


11. Итог.

- В заключение хочется прочитать такие строки: Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины.


12. Дом. зад.(слайд 8)

По выбору: придумать тесты по данной теме.

составить небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц.

упр. 282

























Конспект

урока русского языка по теме

Формообразующие частицы”

проведенного в 7в классе

учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2

Зеленкиной Л. Н.


























Урок русского языка в 7 классе "Формообразующие частицы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока – «Формообразующие частицы» ».

Тип урока – урок  объяснения нового материала

               

Данный урок является четвертым в теме «Частица». (Изучены темы «Частица как часть речи», «Разряды частиц», «Морфологический разбор частицы»)

В школьной практике тема «Частицы» является одной из трудных.

Это объясняется, во-первых, тем, что учащиеся затрудняются в отграничении частиц от  других неизменяемых частей речи. Во-вторых, изучение орфографии частиц диктует необходимость приведения школьниками в систему многочисленных правил, связанных с написанием частиц с различными частями речи, изучаемыми в предыдущих классах, а это требует чёткой организации попутного повторения пройденного. Кроме того, орфограммы, связанные с правописанием ряда частиц, не отличаются достаточной чёткостью, поэтому их написание вызывает у школьников особые трудности.

 

 

Цель: Углубить знания учащихся о  формообразующих частицах,  показать функции  формообразующих частиц;

Автор Зеленкина Людмила Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2814
Номер материала 41258
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓