Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 7 классе по теме:

Урок русского языка в 7 классе по теме:

Тема урока: Междометие как часть речи

Класс: 7 класс

Программа (система) обучения « Школа 2100»

Цели:

образовательные:

- познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;

- показать роль междометий в речи;

- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

развивающие:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать в парах.

Тип урока: комбинированный (2 часа).

Форма урока: на основе игровой технологии и с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.









Ход урока.

Этапы урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Организация начала занятия









личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.


Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. А теперь хорошенько разотрите свои ладошки и дружно похлопайте друг другу.


Психологический настрой учащихся на урок.












Мотивация к учебной деятельности











коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание


-Ребята, какие эмоции вы испытали, когда хлопали?

-А теперь внимание на экран.

Как вы думаете, какие эмоции испытывают изображенные на портрете люди? ( удивление, восторг, грусть, разочарование)

-А с помощью каких коротеньких слов можно выразить эти эмоции?

- Как выдумаете, могут ли эти слова являться частями речи?

- Хотелось бы вам узнать о них побольше?


Оценивают свое эмоциональное состояние.

Сопоставляют эмоции изображенных на экране людей.

Готовятся к восприятию новой информации.



-Актуализация знаний






















































































Сообщение темы урока, постановка цели



















Открытие нового знания.











1.Работа с этимологическим словарем

.

























2.Работа с учебником

Выявление признаков междометия.













3.Знакомство с определением междометия.











4. Продолжение сказки.















Закрепление


Развитие умений определять разряды междометий.




































Рефлексия деятельности














Домашнее задание













познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.


коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.


личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;



























































Познавательные УУД. Уметь систематизировать материал, полученный на уроке

Коммуникативные УУД Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей



.Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в учебнике, в словаре, находить нужную информацию.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

























познавательные :анализ информации, синтез информации, познавательная мотивация.


регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;






Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило(познавательные и регулятивные УУД)


























Личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью



Регулятивные УУД.

Уметь оценивать результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.





















Адекватное оценивание себя, самооценка (личностные УУД)
































































Послушайте лингвистическую сказку. По мере прослушивания предлагаю вам сделать схематический рисунок на листочках, лежащих у вас на парте.

-В далекой стране на необитаемом острове жило-было Междометие. Оно могло выражать различные чувства, настроения и побуждения к действию. Но не было у него друзей.

Однажды междометие решило постранствовать по свету, попытаться найти себе друзей.

Долго, ли коротко ли оно путешествовало, как вдруг на его пути появился город самостоятельные части речи.

В нем жили общительные Существительные, красивые Прилагательные, доброжелательные Местоимения, важные Числительные, гордые Наречия, строгие Глаголы и их дети – Причастия и Деепричастия. Им сразу не понравилось Междометие, и они выгнали его из своего города.

Мало ли, много ли прошло, перед междометием появился новый город Служебные части речи.

И здесь с ним никто не согласился дружить: ни союзы, ни частицы, ни предлоги. Заплакало Междометие и подумало, что уже никогда не найдет друзей.

И вдруг, откуда ни возьмись, появился прекрасный замок. Только Междометие хотело войти в него, как перед ним возник трехглавый Змей Горыныч.

- Ах, пустите, меня в замок, -попросило Междометие.

- В наш замок никто не войдет, пока не докажет, что является Междометием, сказала первая огнедышащая голова змея Горыныча.

_- Сначала отгадай загадки, ответь на 3 вопроса,- прошипела вторая голова змея.

- Ой, говорите ваши загадки, -ответило Междометие.

- Назовите междометие, образованное от существительного.

- Батюшки! Матушки!- воскликнуло Междометие.

- - А теперь скажи слово, образованное от глагола.

- Баю-баюшки-баю! Это слово образовано от глагола «баять, говорить», -ответило Междометие.

- А какие междометия образованы от местоимений и наречий?

- Ну что вы! Полно!- ответило Междометие.

- Молодец! Все правильно1 Добро пожаловать в наш замок!- воскликнул змей Горыныч.

Междометие вошло в замок и нашло много друзей. С тех пор стало оно жить-поживать и новые междометия к

себе в гости приглашать.



-Ребята, посмотрите на рисунки друг друга?

- Скажите, кто является главным героем сказки? Каким характером он обладает? Как об этом говорится в тексте сказки? (Оно могло выражать различные чувства, настроения и побуждения к действию).

-Почему Междометию выпала такая незавидная участь?

-Почему оно так долго не могло найти себе пристанище?

(Потому что это особая часть речи).

- А как бы вы назвали тему сегодняшнего урока?

-Сегодня мы переходим к изучению особой части речи, которая называется «Междометие». Запишите тему урока в тетради.

-Как вы думаете, а какова цель нашего урока?

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

- Сегодня мы познакомимся с междометием как частью речи, его назначением в языке, происхождением, его грамматическими признаками, поучимся находить междометия в тексте.

- Итак, ребята, давайте попытаемся понять, а что же означает слово междометие, для этого выполним его морфемный разбор.

-Из каких двух корней состоит слово междометие?( Межд и мет).

-Вспомните сказку, какие отношения у Междометия сложились с Самостоятельными и Служебными частями речи? Какой однокоренной глагол можно придумать к корню мет. Что делало Междометие, когда скиталось между частями речи? Оно металось. Сделайте вывод: что может означать слово Междометие?

Откройте этимологические словари. Сопоставьте свои ответы с определением в словаре.

МЕЖДОМЕТИЕ. Словообразоват. калька лат. interjectio "междометие" (inter  между, ject  мет, брос, io ие). Исходное междуметие > междометие под влиянием слов с соединительной гласной о/е, ср.кровопролитие < кровипролитие, землетрясение < землитрясение и т. д. См. между, метать.Междуметия буквально — "слова, бросаемые между другими (полнозначными) словами".

Какой мы можем сделать вывод?

Можно ли отнести междометие к самостоятельным и служебным частям речи?

А теперь давайте вспомним, какие вопросы задал Змей Горыныч Междометию?

- Какой мы можем сделать вывод?

Междометие может образовываться от глаголов, существительных, наречий и местоимений.

А теперь давайте понаблюдаем над материалами учебника.

Упр.433.(с 258)

-Определите значение выделенных слов.

- Можете ли вы истолковать эти значения? Как вы думаете, почему это трудно сделать?

- Как бы вы определили значение выделенных слов: лексическое, морфологическое, синтаксическое, грамматическое?

- попробуйте сформулировать , каково грамматическое значение междометий.

А теперь , давайте обратимся к теоретическому материалу учебника. Стр. 259

Самостоятельно прочитайте правило и продолжите сказку: кого к себе в гости приглашает Междометие.

Изобразите на своем рисунке 3 делегации друзей, которые прибыли в замок к Междометию.

-Итак, какие делегации вы изобразили?

- Чем они отличаются друг от друга?

(междометия, выражающие чувства, побуждение к действию и общепринятые формы приветствия)

- Ребята, скажите, а для чего вы должны знать три типа междометий?

- Чтобы лучше различать эмоции человека, уметь находить междометия в тексте, определять их тип по значению.

-Вот этим мы сейчас и займемся.

Предлагаю выполнить упражнение 435 в форме соревнования по рядам.

-Первый ряд выписывает на доску междометия первого типа, второй ряд –второго и третий- третьего.

-А теперь давайте проверим работу друг друга.



- Ребята, обратите еще раз внимание на упражнение433, к которому мы обращались в начале урока. В какой форме составлен его текст? ( в форме диалога). Давайте вспомним, что такое диалог и правила его оформления на письме.

-А теперь следующее задание для вас .

Ваша задача – с соседом по парте составить небольшой диалог, каждая реплика которого будет начинаться с междометия.

-Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выборочная проверка)

-Чей диалог вам показался интереснее, почему?

- А теперь пришло время подвести итог нашего урока.

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли ли вы цели? Докажите.

- Оцените свою работу на уроке.

- Какая работа на уроке вам показалась более успешной?

А сейчас предлагаю дать оценку своей работе, нарисовав смайлик на кружочке, который лежит у вас на парте. А также напишите на смайлике одно междометие, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию.

- Я хочу сегодня сказать вам «спасибо» за работу и дать задание узнать, является ли слово «спасибо» междометием.



































-



На основе прослушивания лингвистической сказки составляют схематический рисунок.





































































Сопоставляют рисунки.


Отвечают на вопросы по содержанию сказки.









Отвечают на проблемный вопрос.




Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют тему урока и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно













Выполняют морфемный разбор слова,

Пытаются определить семантику слова междометие.
















Работают с этимологическими словарями












Отвечают на вопросы, сопоставляют, делают выводы.

















Работа с теоретическим материалом учебника





Выполняют упражнение для наблюдения. Выявляют признаки междометия.







Самостоятельно формулируют правило.






Самостоятельно изучают теоретический материал учебника.




На основе полученных знаний выполняют работу с рисунком, продолжают сказку.


















Выполняют упражнение в форме соревнования по рядам.











Вспоминают, что такое диалог, правила его оформления на письме.







Составляют диалог с соседом по парте.









Оценивают работу друг друга.



Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.

соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника






Дети рисуют смайлики с междометиями, отражающие их эмоциональное состояние.


Урок русского языка в 7 классе по теме:
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю разработку урока русского языка в 7 классе по теме «Междометие как часть речи». Программа для основной школы в рамках образовательной программы «Школа 2100» под ред. Р. Н. Бунеева.

Цели:

образовательные:

- познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;

- показать роль междометий в речи;

- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

развивающие:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать в парах.

Тип урока: комбинированный (2 часа).

Форма урока: на основе игровой технологии и с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Автор Шапоренко Светлана Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 848
Номер материала 36663
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓