Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 7 классе на тему "Дефис между частями слова в наречиях"

Урок русского языка в 7 классе на тему "Дефис между частями слова в наречиях"



Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».

7 класс

Учитель Щеголева В.М.


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока.

1. Знать условия написания наречия через дефис.

2. Формировать навыки постановки дефиса между частями слова в наречиях.

3. Уметь отличать наречия от других частей речи.

4.Развивать речь учащихся.

5.Воспитывать любовь к языку.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Добрый день! Улыбнитесь друг другу! У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. У вас хорошее настроение? Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока. Садитесь за парты, настраивайтесь на работу.

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа

2.Актуализация опорных знаний.

1)Повторение темы «Случаи употребления дефиса» Словарный диктант с последующей самопроверкой.

Ярко-красное яблоко, древнерусский язык, кто-нибудь поможет, отрежьте пол-лимона, поговорить с кем-либо, кто-то был, юго-западный ветер, кое с кем встретился, заводская фабрика-кухня, кисло-сладкий апельсин, полкласса в друзьях, Юго-Восточная Азия, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем поговоришь, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо-западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий язык, кое-кому позвонишь.

2) Вопросы на повторение

-Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в сложных прилагательных, дефис в отрицательных местоимениях.)

-В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся?

-В каком случае ставиться дефис в неопределенных местоимениях?

3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Учитель: Мы не случайно урок начали с повторения написания имён прилагательных и местоимений через дефис. Как, по-вашему, будут звучать тема сегодняшнего урока?

Ученик: (Дефис в наречиях)

Учитель: Итак, тема нашего урока «Дефис между частями слова в наречиях». Запишите в тетрадях.

(Проецируется слайд)

Учитель: Давайте поставим цели нашего урока. Как вы думаете, чему должны научиться на уроке?

Ученик: (Знать условия написания наречия через дефис. Уметь определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях. Уметь отличать наречия от других частей речи).

(Слайд)

4.Изучение нового материала.

Учитель: Давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Внимание, на экран.

Определите способ образования следующих наречий:

По-новому - новый

По-моему - мой

По-дружески - дружеский

Во-первых - первый

В-третьих - третий

Кое-куда - куда

Где-то - где

Как-нибудь - как

Еле-еле - еле

-Какая значимая часть слова (морфема) участвует в образовании наречий, которые пишутся через дефис? (приставка, суффикс, приставка и суффикс, повтор слов и т.д.)

-Учитель: Давайте сделаем вывод, когда наречия пишутся через дефис? (ответы учеников)

-Учитель: А теперь поработаем с учебником, откройте его на с.117-119 и найдите теоретический материал. Прочитайте его!

-Учитель: Что нового узнали из учебника ? (ответы детей)


5.Физкультминутка.


6. Закрепление материала.

1) Работа с учебником.

1.Анализ материала под звёздочкой на стр. 118.


2.Сравнительный анализ предложений.

На улице было по-весеннему тепло.

По весеннему лугу идти радостно.

Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).

В русском языке такие слова называются омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи.)


2)Диктант с грамматическим заданием.

Моросит (по) осеннему, приветствует (по) дружески, (во) первых, (в)

третьих,(по) настоящему, говорить (по) английски, машет (по) прежнему, плакал где(то),

светило (по) зимнему, поступил не (по) товарищески, будет (по) видимому, задумал давным

(давно),начали редеть мало (помалу), шумит (по) своему, любит (по) настоящему.


3)Творческое списывание. (Слайд)

Спишите, раскрывая скобки. Определите часть речи выделенных слов.
1. (По) утреннему небу плыли лёгкие облака. 2. Воздух был (по) утреннему свеж. 3.(По)вечернему лугу усталое стадо возвращалось домой.4.Солнышко спряталось за горизонт, и на улице стало (по)вечернему прохладно. 4. Я иду (по)весеннему лесу, любуясь первой нежной зеленью. 5.(По)весеннему, ( по) новому поют птицы.


5)Выборочное списывание. Выпишите из текста словосочетания гл.+нареч. и прил.+нар.

Выполнение упр. 251, стр.118.


6) По данным схемам составьте предложения, используя в них наречия с приставкой по-.
[ ].
[ ],[ ].
[ _ _ . _ . _  
͇ ], а [ _ _ . _ ._  ͇ ]

7) Итоговое тестирование. Работа по вариантам. Задание учащиеся выполняют на карточках. 3 минуты. Оцените себя. И в 1, и во 2 варианте ответы одинаковы: 1) в 2) а, г, е 3) б

7. Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

  1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

  2. Когда наречия мы пишем через дефис?

  3. Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).

Цели достигнуты?

Учитель объявляет оценки за урок.

VII. Домашнее задание: § 42. Упр. 253.



Вариант 1.

1. Как пишутся наречия (быстро)(быстро), (видимо)(невидимо), (точь)(в)(точь)?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) (по)английски б) (по)меньше в) (по)лучше г) (по)прежнему д) (по)просту

е) (в)пятых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) (по)русски б) (ни)куда в) где(то) г) (мало)(помалу)

Вариант 2.

1.Как пишутся наречия (часто)(часто), (мало)(помалу), (еле)(еле)?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) (по)немецки б) (по)меньше в)(по)лучше г) (по)новому д) (по)просту

е) (в)десятых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) (по)узбекски б) (не )хорошо в) где(нибудь) д) (видимо)(невидимо)

Урок русского языка в 7 классе на тему "Дефис между частями слова в наречиях"
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытый урок русского языка в 7 классе был проведён 8 февраля 2014 года в рамках областной акции "Открытый урок русского языка", посвящённый памяти Е.И. Никитиной. Это 23 урок по теме "Наречие" - изучение нового материала.Н уроке были использованы частично-поисковый, словесный, наглядный, проблемный методы. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная. Проведён словарный диктант с последующей самопроверкой,работа с учебником. диктант с грамматическим заданием,творческое списывание, выборочное списывание, работа по схемам и итоговое тестирование

Автор Щеголева Вера Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1499
Номер материала 32633
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓