УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
«Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола
у причастия. Признаки прилагательного у причастия».
Цели:
-
познакомить учащихся с отличительными
признаками причастия как части речи;
-
содействовать развитию навыка различать прилагательные и
причастия,
глагол и причастие, употреблять причастия в речи, конструировать
предложения с причастиями, учить оценивать работу группы через «Листы оценивания»(критериальное
оценивание), отражать содержание темы урока в кластере;
-
способствовать
развитию навыков сотрудничества в группе, навыков обучения; воспитывать
интерес к русскому языку и внимательное отношение к слову.
Ожидаемый результат: учащиеся знают
грамматические признаки причастия; свойства прилагательного и глагола у
причастия
умеют находить причастия
в предложениях;умеют отличать причастие от прилагательного и глагола;
умеют конструировать предложения с
включением причастий,редактировать предложения с причастием, умеют отразить
информацию в кластере. ;
учатся сотрудничать в
группах, оценивать работу группы через «Листы оценивания»(критериальное
оценивание).
Тип урока: изучение и первичное запоминание
новых знаний и способов деятельности
Форма урока: групповая работа
Ресурсы: тетради по русскому языку,
учебники, стикеры со словами для деления на группы, оценочные листы с
критериями оценивания, листы с текстами грамматической сказки, кластер
(начало), листы с предложениями, карточки оценивания «Светофор», стикеры для
формативного оценивания, Мультимедийная доска, «Коробка сюрпризов», постер
«Дерево(схема дерева с двумя стволами).
Ход урока:
I. Организационный
этап.
Создание коллаборативной среды.
1.Звучит музыка П.Чайковского. «Круг
радости». (Дети и учитель образуют один большой круг, начиная с учителя, добрые
пожелания друг другу).
Ученики садятся. Напоминаем «Правила работы в группе» (Приложение 1). (Плакат
приготовлен на предшествующем уроке в ходе групповой работы).
2.Деление на группы. «Части речи»(имя
сущ-е, имя прилаг-е, глагол, местоимение, имя числит-е). Слова на стикерах 5
цветов по частям речи.
Словарные
слова: а...етит, а...орти, а...естат, и...юстрация, в...ликолепный,
абс...лютный, ветре...ый, инте...игентный, мо...евельник, девят?сот,
шест?десят, шест?надцать, ми...ион, шест...сот, жу...ать, др...безжать,
зв...нит, апл...дировать, безмол?ствовать, кому(нибудь), кем(то), кое(кто),
кое(кем).
3.Игра-реклама: «Знакомство со
словами» (на листе А-4 фломастерами крупно пишут все 5 слов и представляют
написание).
Оценивание:
«Светофор» (три цвета полосок или кругов и т.д.) («отлично»-зелёный,
«хорошо»-жёлтый, «удовлетворительно»-красный). После каждого выступления каждый
ученик поднимает полоску выбранной оценки (балла).
II.
Актуализация. «Вызов».
1.Дать определение своей части речи
по критериям оценивания.
(Листы
оценивания на столах в каждой группе). (Приложение 6).
Лист
оценивания группы заполняется через совместное обсуждение группы. (Учитель
заранее объясняет суть критериального оценивания).
2.Сравнить три слова. Слова
проецируются на Мультимедийной доске.
Задание:Что
у них общего и чем они различаются?
Красный, краснеть, краснеющий.
(Ученики не могут определить причастие как
часть речи. Поэтому определяем вместе тему урока. И предлагается следующее
задание для знакомства с новой частью речи.)
III.
Формирование новых понятий и способов действия. «Осмысление».
1.Работа с текстом. Грамматическая
сказка. «Сказка о Причастии». (Приложение 2).
Прочитать
сказку, перевести на язык науки. (Устный научный рассказ о причастии по
содержанию сказки).
Оценивание:
«Светофор».
2. Работа по составлению кластера «Признаки
прилагательного и глагола у причастия»(Так как дети в первый раз составляют
кластер, то учитель даёт схему, а дети заканчивают кластер по материалам
сказки). (Приложение 3).
Оценивание: ЛО
(критериальное).
3.Сигнальные карточки. Учитель называет
признак причастия, дети сигнализируют: от глагола или прилагательного
(красный-зелёный).
4.Опираясь на текст сказки, закончите автобиографию
причастия
(в каждой группе своё).
Оценивание:
«Светофор» + ЛО(критериальное).
Автобиография
причастия Летящий
Я, причастие Летящий, происхожу из семьи
________________________.
Мой отец оставил мне значение
_____________________________________,
время_________________________,
вид________________________________.
Мать оставила в наследство
вопрос________________________, свою синтаксическую
роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам.
Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.
Автобиография
причастия Говоривший
Я, причастие Говоривший, происхожу из семьи
________________________.
Мой отец оставил мне значение _____________________________________,
время_________________________,
вид________________________________.
Мать оставила в наследство
вопрос________________________, свою синтаксическую
роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам.
Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.
Автобиография
причастия Краснеющая
Я, причастие Краснеющая , происхожу из семьи
________________________.
Мой отец оставил мне значение
_____________________________________,
время_________________________,
вид________________________________.
Мать оставила в наследство
вопрос________________________, свою синтаксическую
роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам.
Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.
Автобиография
причастия Вымытое
Я, причастие Вымытое, происхожу из семьи
________________________.
Мой отец оставил мне значение _____________________________________,
время_________________________,
вид________________________________.
Мать оставила в наследство
вопрос________________________, свою синтаксическую
роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам.
Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.
Автобиография
причастия Встретившийся
Я, причастие Встретившийся , происхожу из семьи
________________________.
Мой отец оставил мне значение
_____________________________________,
время_________________________,
вид________________________________.
Мать оставила в наследство
вопрос________________________, свою синтаксическую
роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам.
Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.
5.Парная работа. Составить
предложение с причастием и прочитать в паре, затем в группе, затем лучшие от
группы читают классу.
Оценивание:
«Светоор».
6. Компьютерная презентация «Причастие как особая
форма глагола»
(опережающее задание одарённым ученикам).(Приложение 4.)
7.«Перестрелка» (взаимоопрос между
группами: составить по 1 вопросу на уровень восприятия презентации).
IV.
Применение. Формирование умений и навыков.
1.Работа с учебником. Упр.62.
Указать
морфологические признаки причастия. Запись всех предложений в тетради, затем по
1 предложению от группы представить. Самопроверка по Мультимедийной доске.
Оценивание: ЛО
(критериальное).
2. Развитие речи. Перестроить предложения
так, чтобы в них было причастие. Предложения написаны на листах А-4.
(Расположить предложения так, чтобы получился текст). Чтение текста.
Оценивание:
«Светофор».
Астана, которая находится в центре страны,
стала столицей Казахстана. (Астана, находящаяся в центре страны, стала столицей
Казахстана.)
Презентация новой столицы, которая состоялась
10 июня 1998 года, проходила очень торжественно.
Гости, которые съехались на презентацию
столицы, были поражены размахом строительства города.
Молодые девушки, которые встречали знаменитых
гостей, были одеты в казахские национальные костюмы.
Концерт на Центральной площади Астаны, который
продолжался всю ночь,закончился незадолго до рассвета.
V. Этап
информации о домашнем задании
1.
Придумать грамматическую сказку о Причастии (по желанию).
2.§
5, 6, 7, Упр. 51.
3.
Подготовить связный рассказ о причастии.
VI. Этап
рефлексии.
Постер. Укрась дерево плодами. (Приложение 5.)
«Родословное древо причастия».Наполнить
яблоки содержанием.
Ресурсы
к уроку №1 «Причастие как часть речи».
Приложение 1.
Приложение 2.
Грамматическая
сказка о Причастии
Можно сказать, что Причастия – дети двух родителей-
Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастия, как и любой
ребёнок, унаследовали от своих родителей. Отец- глава семейства, поэтому
причастие- это форма глагола, да ещё со значением признака по действию.От отца
же Причастие переняло возможность изменяться во времени (настоящем или
прошедшем), быть действию в совершенном или несовершенном виде, переходным или
непереходным, да ещё возвратность. «Так много признаков!»- возмутились другие
части речи. Ещё бы! Он глава королевской семьи.
А вот королева-мать Прилагательное вечно глядит в
зеркало с вопросом: «Какая я?». Поэтому Причастие унаследовало от матери
вопросы:какой? какая? Какое? Какие? А значит вместе с этими вопросами
возможность изменяться по родам, числам, падежам.
В принцах и принцессах Причастиях проступают черты
родителей Глагола и Прилагательного. И всё же, как и любой ребёнок, они не
копия своих родителей, они другие, ведь в них сочетаются признаки обоих
родителей. Поэтому их и назвали Причастиями.
Задание: Перевести сказку
на язык науки: выделить признаки глагола и прилагательного у причастия в
кластере. (Закончить кластер). Дать определение причастию как части речи.
Приложение 3. Кластер.
Приложение 4. Компьютерная презентация.
Приложение 5. Родословное древо Причастия. (Перед
работой групп и после завершения работы).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.