Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы.

Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы.

Урок русского языка в 7 классе.

Сказочное путешествие в город « Части слова».

Цели урока:

- образовательная: повторить, закрепить и привести в систему полученные учащимися знания по теме: «Состав слова», научить видеть взаимосвязь между составом слова и его написанием.

- развивающая: развивать мышление и речь, совершенствовать умение разбирать слова по составу, создать условия для развития творческих способностей учащихся.

- воспитательная: воспитывать любовь к языку и интерес к урокам русского языка.

Оборудование: учебники чтения, карточки с домашним заданием, контрольные карточки, оформление доски – изображение домов, деревьев, горной местности, лицо печального человека.

Тип урока: комбинированный, урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Форма урока: урок – путешествие.

Методы работы: словесный, поисковый, творческий.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Формулирование целей и задач урока.

Цель: психологическая и практическая подготовка учеников к учебной деятельности.

2. Мотивация учебной деятельности.

Цель: подготовить учащихся к осознанному восприятию учебного материала и возбудить интерес к обсуждаемой теме.

- Мы закончили изучение большой темы « Состав слова» и, чтобы закрепить изученный материал, сегодня я приглашаю вас на увлекательную экскурсию в город с названием Состав слова.

3. Закрепление изученного материала.

Цель: осмыслить, систематизировать и закрепить изученный материал.

- Как вы думаете, кто живёт в этом городе? (Части слова).

- В этом городе всего лишь 4 дома, но окна в этих домах разные, как вы думаете, в каком доме живут приставки, суффиксы, корни и окончания?

- Как вы догадались? ( Окна в домах в виде графического обозначения частей слов).

« Однажды собрались Приставки, Суффиксы и Окончания вместе, а Корень не пригласили, и заскучали.

- Почему мы так скучно живём? – сказала Приставка.

- Потому, что без интересного и полезного дела жить скучно,- ответили Суффикс и Окончание.

- Тогда давайте вокруг наших домов разведём красивый и богатый сад слов! - предложила Приставка.

Части слова с радостью принялись за дело, но у них ничего не получилось, никак не росли деревья со словами. Взялись за дело приставка По-, суффикс- К- и окончание -И, но ничего у них не вышло, нет дерева с таким названием ПО+К+ И ? Расстроились части слова и обратились за помощью к Волшебнику, которого зовут Русский язык. Они его спросили:

- Уважаемый Русский язык, почему в нашем саду не растут деревья слов?».

- Ребята, как вы думаете, что ответил им Русский язык?

- Без корня слов не бывает. Корень – это главная часть слова, в которой заключено значение всего слова. Вот, например, с корнем друг вы можете образовать много слов.

- Ребята, какие слова образовали Приставка, Суффикс и Окончание с корнем друг? ( Дружок, подружка, дружный, дружить и т.д.).

- Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренными или родственными).

«Поняли свою ошибку части слова и побежали к Корню. Он подарил им корень – вод -. Посадили они его и выросло дерево, да не одно, а целых два, очень похожих друг на друга, а листья на деревьях разные. А называются они деревьями однокоренных слов. Наступила осень, подул ветерок, листья - слова опали и перемешались».

Задание № 1

- Определите, на каком дереве росли листья - слова: вода, водный, подводник, проводка, водитель, проводник. Разберите слова по составу.

- Почему у этих слов корень один, а выросли они на разных деревьях?

- Какие слова мы называем однокоренными? ( Слова с одинаковым корнем и близкие по значению).

Задание № 2

- Являются ли однокоренными следующие слова: горы, горка, горе, горький, предгорье, горестный. Запишите слова в два столбика под картинками, объясняющими их значение и родство. Какая часть слова называется корнем?

Задание № 3

- Выпишите из стихотворения однокоренные слова.

Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки, в снежном переулке,

Звонко носятся снежки, режут лёд снегурки.

- Докажите, что они однокоренные, графически выделив корень в словах.

«Однажды Приставка и Суффикс поссорились. Приставка сказала: Я важнее тебя, я стою перед корнем и умею образовывать новые слова! Вот смотри: ехать – приехать».

Задание № 4

- Образуйте новые слова от слова ехать при помощи приставок пере-, у-с-, в- . Объясните правописание ъ в словах - съехать, въехать, объехать. Определите роль приставок.

«Суффикс ответил Приставке: Я хоть стою после корня, но также умею образовывать новые слова, а ещё я умею делать мир добрее и ласковее! Послушай, как ласково разговаривают в нашем саду Кукушка и Петух».

Инсценировка:

« Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!»-

« А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!»-

« Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».-

« А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова…

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни – что твой соловей!»-

«Спасибо, кум: зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички».

Задание №5

- Ребята, какие слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом употребили Кукушка и Петух в своей речи? Запишите эти слова и выделите суффиксы. Определите роль суффиксов.

- Как вы думаете, для чего мы изучаем части слова, зачем нам надо знать из каких частей состоит слово?

Задание № 6

- Докажите на примере следующих слов, что знание из каких частей состоит слово и умение разбирать слово по составу помогает правильно писать слова.

Сер..нький, звёзд…чка, писат…ль, рас…каз, п…дар…к.

4.Заключение урока.

- Вот и закончилось наше путешествие в город, где живут части слова, а кто сможет правильно написать это слово путешествие? В чём особенность этого слова? Какие сложные слова вы можете назвать? Почему они так называются?

- Ребята, на прощание части слов, дали мне свои визитные карточки. Определите, какая визитная карточка принадлежит суффиксу, приставке и окончанию?

- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- главная часть слова, общая для всех однокоренных слов, в которой заключено значение слова.

- часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.

4. Рефлексия. Выставление оценок.

Цель: проанализировать работу на уроке.

- Понравилось вам путешествие? Мне тоже понравилось, как вы ориентировались в этом городе, вы справились со многими препятствиями на пути и заработали хорошие оценки.

5. Сообщение домашнего задания.

Цель: мотивировать учеников к выполнению домашнего задания, объяснить особенности выполнения домашнего задания, отработка навыка написания письма.

Домашнее задание для 1 уровня.

- Расскажите в письме о путешествии своему другу или подруге. А свой рассказ начните так:

Здравствуй, ...!

Сегодня мы с моими одноклассниками совершили экскурсию в город, где живут части слова: …, …, …, … . Называется этот город « Части слова». Приставка - это… , а суффикс – это … . Окончание - это… . А главный у них Корень, потому что в нём … . В этом городе растут деревья однокоренных слов. Однокоренные слова – это… . В этом путешествии я научился разбирать слова по составу, а ты сможешь разобрать по составу следующие слова: подснежник, подруженька, подвеска, подоконник. А отгадать загадку « Собери слово»: о каком слове идёт речь?

Приставка та же, что в слове полёт, корень тот же, что в слове находка, суффикс тот же, что в слове стрелка, а окончание такое же, как в слове улица. Желаю удачи!

До свидания. Твой друг… .

Домашнее задание для 2 уровня – списать текст, вставить пропущенные буквы зелёной пастой, подчеркнуть однокоренные слова. (Задание на карточке).



































Здравствуй, … !



Сегодня мы с моими одноклассниками совершили экскурсию в город, где живут части слова: …, …, …, … . Называется этот город Состав слова. Приставка - это… , а суффикс – это … . Окончание - это… . А главный у них Корень, потому что в нём … . В этом городе растут деревья однокоренных слов. Однокоренные слова – это… . В этом путешествии я научился разбирать слова по составу, а ты сможешь разобрать по составу следующие слова: подснежник, подруженька, подвеска, подоконник? А отгадать загадку « Собери слово»: о каком слове идёт речь? Приставка та же, что в слове полёт, корень тот же, что в слове находка, суффикс тот же, что в слове стрелка, а окончание такое же, как в слове улица.

До свидания, … .



Определите, какая визитная карточка принадлежит суффиксу, приставке и окончанию?

- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- главная часть слова, общая для всех однокоренных слов, в которой заключено значение слова.

- часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.



Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы.
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок русского языка в седьмом классе коррекционной школы 8 вида разработан  по общеобразовательной  программе И.М.Бгажноковой. Форма- урок-путешествие, тип урока - обобщение знаний по теме "Состав слова". Урок " Путешествие в город "Части слова" "предполагает проведение в нестандартной форме, целью которого является обобщение и закрепление знаний учащихся по теме, развитие речи и орфографической зоркости, отработка навыка разбора слов по составу, умения применять полученные знания и правила на письме, воспитание интереса к русскому языку и к урокам русского языка.

Автор Детюк Наталья Григорьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 586
Номер материала 46520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓