Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Название документа Действит и страдат причастия.doc













Действительные и страдательные причастия

Урок русского языка в 7 классе

Учитель русского языка и литературы

Зиатдинова Татьяна Александровна, МОУ «Рудногорская сош»

















































Тема урока: Действительные и страдательные причастия.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма: Урок-исследование.

Цели урока:

  1. знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;

  2. формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;

  3. отработка навыков морфемного разбора причастий;

  4. повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.

Ход урока

Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 
Подтянитесь, улыбнитесь 
И тихонько все садитесь. 
Будем мы писать, трудиться, 
Ведь заданья нелегки. 
Нам, друзья, нельзя лениться, 
Так как мы – ученики. 

I. Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.

(фронтальный опрос )

II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.

I. Работа с текстом из книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69-71. Читаем вслух.

Какую информацию из этого текста вы получили?

Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях?

Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие причастия?

Сформулируйте тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.

Цель? Что мы можем узнать об этих причастиях?

(можем узнать, что обозначают данные причастие, какие у них суффиксы)

Д: значение, суффиксы

Как мы это можем узнать?

(провести исследование)

II Начнём со значения. Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные?

(дети высказываются)

Задание:

Выпишите в 2 колонки действ и страдат причастия (на Д ученица)

Пожирающий пожираемые

Запивающий запиваемые

Отдавивший отдавленный

Зажаривший зажаренный

Накормивший накормленная

Отломавший отломанная

Нашлёпавший нашлёпанная

Докажите, что вы справились с заданием. Как отличить страдательные от действительных?

( От страдательных можно задать вопрос КЕМ?)

Прикрепляю на Д. значение причастий.

Переходим к морфемному составу. Назовите все суффиксы причастий.

Выделите суффиксы в записанных словах. (на Д ученица) + прикрепить на Д суффиксы.

Придумайте и запишите причастия с оставшимися суффиксами, распределите их по колонкам. (Д: ученица)

hello_html_b45ad3d.jpg

– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов.

(На Д распределить суффиксы)

Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.

III. Лингвистический эксперимент

Ребята, как вы считаете, от любого глагола можно образовать действительные и страдательные причастия?

Вспомните глаголы переходные и непереходные. Алёна напомнит и сядет за компьютер:

Образовать все возможные причастия от данных глаголов, (слепая таблица приготовлена на экране, у ребят раздаточный материал)

В результате этой работы заполняется следующая таблица

hello_html_m281c7e34.jpg

– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно переходить к закреплению материала.

Физпауза

IV. Закрепление. Изучить полученные карточки и сформулировать задания.

1 гр. Распределить причастия на 2 группы. Выделить суффиксы (стр.73, Т.Рик)

2 гр. Текст: расставить знаки препинания, обозначить дейст и страдат причастия. (стр76 Т.Рик)

3гр: Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания: 

  1.   Берёзы окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.

  2. Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.

  3. В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.

  4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу.

  5. Я увидел острый гребень скалы поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.

  6. Небо охватывается заревом.

  7. Вспоминаю первое выступление нашей фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов драматического театра (следует состоявшей);

  8. Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с проселочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (следует останавливающиеся)

  9. Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира.


Представители от 1 и 3 группы работают на Д, представитель 2 группы – на компьютере. 

Проверяем.

V. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к концу.

Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?

На какие группы делятся причастия?

Дайте определение действительных, страдательных причастий.

Чем отличаются эти причастия?

Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

Какие трудности возникли при определении разряда причастия?

Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?

 Оцените свою работу на уроке.

VI Инструктаж по домашней работе.

«Теория» §134, упр.110 или 112

- Ну вот и всё, урок к концу подходит, 
Мы славно поработали сейчас, 
Учитель ваш уже итог подводит, 
Не сводит с вас своих довольных глаз. 
Спасибо вам, ребята, за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас! 

Объявление оценок.

Литература:

  1. Т.Рик «Привет, причастие» М, Вако, 2014-11-21

  2. В.В.Бабайцева. Русский язык: Теория. 5-9 классы М., Дрофа, 2013

  3. Русский язык: Практика. 7 кл./ Под ред. Пименовой С.Н.. – М.: Дрофа, 2008



Название документа приложение 1.doc

Ребята услышали плач. Это рыдала жёлтая драконочка. «Ты чего плачешь?» - спросили дети. «У меня папа слишком деятельный, - ответила драконочка. - Он действует, а все вокруг страдают!»

- Как это?

- Очень просто! Папа, пожирающий пирожные, действует и действует, а пирожные, пожираемые папой, страдают. Папа, запивающий пирожные чаем, действует, а пирожные, запиваемые чаем, страдают: мало того, что их слопали, ещё и чаем поливают! Ещё у нас в замке живёт маленькая злая горгулька. Папа, вчера отдавивший горгульке хвост, так на неё подействовал, что горгулькин отдавленный хвост до сих пор страдает. Кроме горгульки, у нас живёт вечно голодная мармулька. Папа решил зажарить для неё капустный лист. Ну вот, папа, зажаривший капустный лист, действовал, зато страдал зажаренный капустный лист! Ему было жарко на сковородке! Продолжаю список папиных злодейств: папа, накормивший капустой мармульку, действовал, а накормленная папой мармулька потом страдала – объелась! Ещё папа улучшал окружающий ландшафт. Он решил, что скала закрывает солнце. Папа, отломавший от скалы вершину, конечно, действовал во благо, но как теперь страдает вершина, отломанная от своей скалы! Я долго страдала молча, а потом решилась и сказала папе, что он злодей! И драконочка опять разревелась.

- И что было? – поинтересовались ребята.

- Что-что! Известно что! Дракон Драконыч, нашлёпавший драконочкину попу, решительно действовал, а нашлёпанная драконочкина попа теперь ужасно страдает!



hello_html_518cf8bd.jpg

































hello_html_m516a6150.jpg





Группа 3


  1.   Берёзы окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.

  2. Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.

  3. В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.

  4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по небу.

  5. Я увидел острый гребень скалы поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.

  6. Небо охватывается заревом.

  7. Вспоминаю первое выступление нашей фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов драматического театра (следует состоявшей);

  8. Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с проселочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (следует останавливающиеся)

  9. Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира.


Название документа таблица.doc

Глаголы

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время



Решать(несов вид)

Решить (сов вид)







Читать (несов вид)

Прочитать (сов ид)







Прилетать (несов вид)

Прилететь (сов вид)







Сидеть (несов вид)

Хлынуть (сов вид)





Глаголы

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время



Решать (несов вид)

Решить (сов вид)







Читать (несов вид)

Прочитать (сов ид)







Прилетать (несов вид)

Прилететь (сов вид)







Сидеть (несов вид)

Хлынуть (сов вид)







Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия" был проведён в 7а классе как открытый урок во время методической декады «Конструирование урока в рамках системно-деятельностного подхода». Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма: Урок-исследование.

Цели урока: 

1.      знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;

2.      формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;

3.      отработка навыков морфемного разбора причастий;

4.      повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.

Автор Зиатдинова Татьяна Александровна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3328
Номер материала 4719
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓