Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме : Повторение темы "Деепричастие"(с применением элементов сингапурской методики).

Цели урока:

1)образовательная: систематизировать, закрепить полученные знания о деепричастии, отработать умение находить деепричастия, деепричастный оборот в тексте;

2) развивать коммуникативные умения учащихся; навык работы в паре, команде;

3)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику , бережное отношение к природе.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: проектор, карточки.

Ход урока.

1. Орг.момент. Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, 
Это же – дольше живите на свете.
(Е. Шевелёва)

Здравствуйте. Присаживайтесь. Ребята, сегодня мы подошли к заключительному этапу работы над одной из труднейших тем по русскому языку "Деепричастие". Нам с вами предстоит обобщить, систематизировать знания по данной теме.

Запишите число, тему урока. Ребята, на уроке можно пользоваться моделью Фрейер.

2.Актуализация опорных знаний.

--Проверка дом. задания. Начнём повторение с проверки дом. задания. Вам нужно было заполнить "слепую таблицу".Проверим , как вы заполнили таблицу?

Ребята, у всех так заполнена таблица? Молодцы!

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

глагол

Член предложения

Обособляется

1. ?

Не изменяется

  ?

  ?

2. ?

3

?

сов.

несов.

Расскажет нам по таблице о деепричастии ................(Спасибо, молодец!)

--Дома вы должны были составить вопросы по теме "Деепричастие. "Проведём КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД.(опроси-опроси-поменяйся листочками).Проверьте, пожалуйста, нет ли одинаковых вопросов? Встаньте, задвиньте стульчики, поднимите руку, найдите ближайшую пару. Опросите, поблагодарите.

---Спасибо, садитесь. Молодцы, с теорией вы справились, перейдём к практическим заданиям.

3.Формирование ЗУН.

----Ребята, на столах перед вами лежат карточки. Найдите задание № 1и прочитайте.

Из записанных слов найти и выписать в тетрадь "3лишнее".

1) Переписать, читая, прочитанный.

2) Нарисовать, нарисованный, нарисовав.

3) Переделывая, переделка, переделать.

4) Невзлюбил, негодуя, ненастье.

Проведём ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН.(подумай-запиши-обсуди в команде)

участник № 1-прорабатывает 1 группу слов, участник №2- 2 группу слов, участник № 3 -3 гр.слов, участник 3 4- 4 группу слов. Обсуждают в команде.

Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечает участник № 1 с первого стола. Все согласны? участник №2 со 2 стола, участник № 3 с 3 стола, участник № 4 с 4 стола. Спасибо, садитесь.



----Перейдём к 2 заданию."Конструктор". Проведём ТИК-ТЭК-ТОУ.

Составьте словосочетания, используя 3 слова, расположенные в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали. Обсудите в команде, наиболее удачные запишите в тетради.

1)Открыв, закрытое, открыть.

2)Переписать, рисуя, пролетевший.

3)Ненависть, невзлюбил, недоумевая.

Проверка: уч.№3 стол 2 читает СС своего стола, уч.№ 4 стол 1,уч.№2 стол4,уч.№1 стол3.



----Следующее задание- словообразовательная работа.

Проведём РЕЛЛИ-ТЕЙБЛ.

Работаете на листочках ( один листок на двоих) поочерёдно записываете свои ответы.

Участники № 1,2.

Из данных глаголов образовать деепричастия несовершенного вида: распол...гают, зам..рают, к..саются, балуются.

Участники № 3, 4

Из данных глаголов образовать деепричастия совершенного вида: к..снуться, распол..жить, зам..реть, баловаться.

Проверка: уч.№ 3 со всех столов встали, поочерёдно читаете, объясняете.

Уч.№ 2 встали... Спасибо, молодцы.

Вывод: от глаголов сов. вида образуются деепричастия сов.вида с помощью суффиксов В,ВШИ,ШИ.

от глаголов несов. вида образуются деепричастия несов.вида с помощью суффиксов А,Я.



----МИКС-ФРИЗ-ГРУПП(под музыку).Встали, задвинули стульчики. Танцуем.

-Признаки скольких частей речи совмещены в деепричастии?(2).......объясни.

-Сколько второстепенных членов предложения?(3)

-Сколько вопросов у деепричастия?(2)

-Сколько звуков в слове юла?(4)...объясни.

Спасибо, садитесь.



---- Повторим написание НЕ с деепричастиями. Можете пользоваться моделью Фрейер.

Используем СИМАЛТИНИУС-РЕЛЛИ-ТЕЙБЛ.

Работаем в тетрадях. Переписать раскрывая скобки.

(Не)видя, (не)думая, (не)доумевая, (не)замечая, (не)поднимая, (не)чувствуя, (не)не)узнаешь, (не)навидя, (не)умолкая, (не)взлюбив.

Закончили? Обменялись тетрадками, проведём взаимопроверку(по слайду) оцениваете.

"5"- всё правильно."4"-2 ошибки, "3"-3-5 ошибок.

Вывод: не с Д. пишется раздельно. Если не употребляется без не- то слитно.



--- Работа с поэтическим текстом.

Ребята, сейчас Гульназ прочитает нам стихотворение Виктора Суходольского "Выброшенная ёлка", а вы должны определить его основную мысль.

Выброшенная елка

1.Смежив реснички-иглы на морозе,
Она, раздетая, лежала во дворе,
И капельки росы, как будто слезы,
Блестели на ее изодранной коре.

2.А мимо дети с шумом пробегали,
И в снежный вихрь вплетался громкий смех,
Совсем не замечали под ногами
Виновницу их праздничных утех.

3.Когда ж метель, подворья засыпая,
За ветром вслед умчалась прочь,
Лишь елочка, в сугробе засыпая,
Все помнила рождественскую ночь.

4.Как, позабыв родимую поляну,
Сверкая вся в нарядах расписных,
Она кружилась с детворой румяной,
И радуя и радуясь за них.

5.Но праздник кончен. Сняты все игрушки,
И выброшена елка в школьный сад.
В тайге о ней подружки на опушке
Счастливая!- наверно, говорят.

6.Не зная, что она по воле взрослых
Застыла тихо возле детских троп…
Лишь месяц, побледнев, рассыпал звезды,
Как горсть цветов на горестный сугроб.

7.Да, стало страшно мне и стыдно до озноба
За черствую беспечность детворы,
Что каждый год для их забавы гробим
Под стать им юные, прекрасные боры… Спасибо, Гульназ.

-Какова основная мысль стихотворения?( боль автора за срубленные ёлки, которые так недолго украшали праздник, а теперь выброшены на улицу)

-Прочитайте строчки, в которых автор выражает свою боль, тревогу за судьбу новогодних ёлок.(последняя строфа)

-Определите тему стихотворения (тема выброшенной после праздников ёлки совпадает с названием стихотворения).

-Найдите в первой строфе дееприч.оборот, объясните знаки препинания.(смежив реснички-иглы на морозе).

-Работаем с 3 строфой стихотворения. Находим д.о..-В каком значении 1 д.(сыпать).

-В каком значении 2 д.(спать)

-Как называются слова, одинаковые по звучанию, написанию, но разные по значению?(омонимы)

-Найдите в 6 строфе д.,произведите устно морфологический разбор.

(Не) зная -деепричастие.

1.Застыла (что делая?)- не зная

2.Морфол.признаки: неизмен. форма, несов.вида.

3.Застыла (что делая) не зная (обстоят.)



Словесное рисование.

Ребята, какую картину вы представили , слушая стихотворение?(ёлку в лесу, на празднике, на свалке)

По статистике ежегодно перед новым годом в России вырубается свыше миллиона ёлок. А вместо живой красавицы какую ёлку можно поставить?(искусственную). Она и прослужит не один год, и леса не будут страдать от ежегодной вырубки молодых ёлочек.

Д./з. Наверняка, у каждого из вас дома стояла ёлка на новогодний праздник. Что же случилось с ней потом? Дома выполните творческую работу на тему "Что стало с ёлкой?" Жанр определите сами: сказка, рассказ, стихотворение.



Итог урока: -О какой части речи говорили на уроке?

-Что вспомнили, повторили?

-Какие были трудности?(запишите на стикерах)и при выходе прикрепите на парковке.

-Тетради сдайте, я проверю ваши письменные задания и ,учитывая устные ответы, поставлю оценки в журнал.











Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие"
  • Русский язык и литература
Описание:

   Два года назад в Татарстане стартовала программа «Совершенствование качества преподавания в РТ» совместно с Сингапурской компанией Educare. Система образования Сингапура была создана практически с нуля и за последние 45 лет смогла достичь высокого уровня эффективности. Система обучения там опирается на следующие модули: совместное обучение; развитие критического мышления; развитие креативности и инноваций в образовании через проблемно-ориентированное обучение.  Учитель становится менеджером, тьютером, а ученики овладевают умениями найти нужную информацию и превращать их в знания, творчески самообразовываясь при этом. Внедрение элементов сингапурской системы обучения предполагает повышение уровня познавательной активности детей.

  

 

Автор Гимранова Галия Мазитовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 911
Номер материала 3206
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓