Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 7 классе. Тема :Причастие. Обобщение.

Урок русского языка в 7 классе. Тема :Причастие. Обобщение.

7 № 28 Урок – обобщение по теме «Причастие»

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Причастие», закрепить умение находить причастия, образовывать их, определять разряд и морфологические признаки, продолжать учить использованию причастий в речи;

Способствовать развитию памяти, критического мышления, речи, внимания;

Способствовать воспитанию коммуникативных навыков, толерантности.


  1. Организационный момент

Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению я напоминаю,
(о чём загадка?) о причастии

  1. Актуализация опорных знаний.

Опросник для самодиагностики (Формирующее оценивание)


Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях?

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

1. Я могу объяснить, что такое причастие.




2. Я могу найти причастие в тексте.




3. Я умею различать действительные и страдательные причастия.




4. Я умею образовывать причастия.




5. Я могу найти в предложении причастный оборот.




6. Я умею составлять предложения с причастиями.





Исходя из ваших ответов, определите каждый для себя цель сегодняшнего урока. Что бы вы хотели вспомнить? Чему научиться?

Заслушать нескольких учеников.

  1. Применение.

Давайте вспомним, какое определение причастию дается в нашем учебнике. (Особая форма глагола). Однако не все ученые разделяют эту точку зрения, многие считают, что причастие – это самостоятельная часть речи.

Групповая работа.

Фишбоун. Или схема.

Докажите, что П – это самостоятельная часть речи или особая форма глагола. ( на усмотрение группы) 5 минут.

На столах - подсказки.

Самостоятельная часть речи выделяется по трём признакам:

  • грамматическое значение

  • набор морфологических признаков

  • синтаксическая роль в предложении

Интерпретация 1: причастие и деепричастие – это особые формы глаголов.
Начальная форма: глагол в форме инфинитива, т.е. неопределённая форма глагола.
 
Суффиксы причастий и деепричастий – это формообразующие суффиксы.
Инфинитив
 возводить,  причастия: возводящий, возводивший, возводимый  и деепричастия: возводя – это только разные формы одного слова возводить.

Интерпретация 2: причастие и деепричастие – самостоятельные части речи.
Начальная форма причастия: форма ед. числа, муж. рода.
Суффиксы причастий и деепричастий – это словообразующие суффиксы.
Инфинитив
 возводить, причастия возводящий, возводивший, возводимый и деепричастие возводя - разные слова, относящиеся к разным частям речи.

Выступление команд. 3-5 минут. За убедительные аргументы – смайлик команде

Запишите в тетради вывод, который сделала ваша команда.

2) Каждая команда получает карточку с заданием, выполняют вместе в течение 5 минут.


          1. Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)

2. Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)

         3. У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)

         4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)

5. Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)

6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)

7. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)

8. Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)

9. Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)

        10. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)

11. Как определить окончание причастия? (по вопросу)

12. Как найти причастный оборот? В каких случаях он обособляется?

13. Как определить написание гласной перед суффиксом причастия?

14. н, нн в причастиях

Поменялись карточками по часовой стрелке.

Взаимопроверка по доске. (Смайлики командам)


Цифровой диктант (индивидуальное задание)

1 – действительное причастие; 2- страдательное.

Несший, растаявший, огороженный, забытый, остановившийся, стихающий, торопившийся, разгаданный, умывающийся, пойманная, разобранный, пролиставший, оберегаемая, лечащий, согретые, увиденные, проснувшийся, блистающий.

Взаимопроверка в парах.

1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1.

Запишите кол-во правильных ответов карандашом.



А сейчас попробуем использовать изобразительные возможности причастий и причастных оборотов и художественно описать картину осени. Используем для этого картину русского художника Исаака Левитана.

- Выберите для себя тот вид работы, с которым вы справитесь в течение 10 минут.

1 уровень. Составить словосочетания с причастиями и причастными оборотами (не менее 5-6)

2 уровень. Составить 3-4 предложения с причастиями и причастными оборотами.

3 уровень. Сочинение-миниатюра художественного стиля с причастиями и причастными оборотами ( не менее 5-6 предложений).

  1. Чтение 2-3 работ в классе.


Этап информации о Д\З

Составить 5-7 тестовых вопросов по теме. (Формирующее оценивание)


Этап рефлексии

Вернитесь к листам самодиагностики, внесите необходимые изменения. Смогли ли вы добиться поставленных целей?

Телеграмма - короткое сообщение, переданное по телеграфу.

Каждый из вас в тетради пишет свою телеграмму о сегодняшнем уроке, рассказывая кратко самое важное.

Заслушиваем 2-3


Урок русского языка в 7 классе. Тема :Причастие. Обобщение.
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок завершает изучение причастия. использовано формирующее оценивание. Учащиеся самостоятельно определяют цель урока, а в конце занятия возвращаются к листам самодиагностики и отмечают, справились ли они с поставленными задачами.

Прием критического мышления "Фишбоун" способствует закреплению знаний, имеющихся по теме. Работа с теоретическим материалом тоже выполняется в команде, т.к. диалоговое обучение способствует повышению мотивации учащихся. Творческое задание носит разноуровневый характер, причем ребенок сам может выбрать уровень, с которым в состоянии справиться.

Автор Карыженская Светлана Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 22107
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓