Главная / Русский язык и литература / урок русского языка в 7 классе

урок русского языка в 7 классе

ТЕМА. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с понятием «причастный оборот», формировать умение находить в предложении причастный оборот и выделять его на письме при определенном условии и месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;

- создать условия для развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

     - помочь учащимся в осознании ценности родного языка.

Знать: опознавательные признаки причастного оборота

Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы

.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проверка домашнего задания.

2.Творческий словарный диктант.

А) Составьте и запишите 10 словосочетаний – сущ.+ прич.

Б) Образуйте причастия от таких глаголов: рисовать, дышать, петь, читать, танцевать. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.В) Найдите и выпишите словосочетания сущ.+прич.

Бегущая кошка, алый мак, в догорающем костре, для нового ученика, синеющей рекой, немолодой орел, испуганному зверьку, в белесой дали.

3.Беседа с учащимися

На какие вопросы отвечает причастие?

Как изменяется эта часть речи?

Каким членом предложения является причастие?

  1. Мотивация учебной деятельности школьников.

  2. Объявление темы и целей урока.

  3. Восприятие учащимися учебного материала.

1.Изучение теоретического материала учебника стр.34-37

«Чтение про себя с пометками» - данная стратегия используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Учащийся делает на полях пометки:

+ понял

- не понял

? надо обсудить, не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения по этому вопросу

2.Работа в парах. Обсудите, какие положения теоретического материала соответствуют вашим представлениям?

Что было для вас новым в этом параграфе?

Что было интересного?

О чем бы вы хотели получить больше информации?

3.Составьте словосочетания, определите в них главное слово , чем оно выражено.

Плывущие(где?) , темнеющий, белеющий, построенные(кем?) приехавшие(когда?), летящие (как?)

4.. Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

А). Распределить словосочетания на 2 группы в зависимости от их строения.

В тающей дымке, несущиеся по оврагам потоки, над трепещущей осиной, на дышащую жаром землю, догорающая над лесом заря.

Б). Упр.65стр 35 учебника спишите. Определите границы причастного оборота, укажите определяемое слово.

В) Самостоятельная работа учащихся над текстами по вариантам.

5.Работа по развитию речи

- Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.

Исправьте грамматические ошибки:

1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.

(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)

Ключ

Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным)

Ключ

Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

3. Особое внимание привлекла окруженная усыпальница 39 колоннами.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)

Ключ

Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

Подведение итогов урока. Рефлексия

 Чему вы сегодня учились на уроке?

Беседа по вопросам.

Что называется причастным оборотом?

Каким членом предложения он является?

Как выделяется причастный оборот в устной речи и на письме?

  1. Домашнее задание. Выучить теоретический материал учебника, упр.66


























Приложение

ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ №1

  1. Выписать причастия в сочетании с главным словом, поставить в именительный падеж..

  2. Выписать причастные обороты .


Воздух был наполнен мигающими синеватыми искрами. Это были светляки, перелетавшие с одного места на другое. Свет, испускаемый ими, появлялся каждый раз не более как на секунду.

Путешественник, видящий впервые эти пляшущие искорки, застывает в немом изумлении. Перед ним сотни тысяч, миллионы светляков, мелькающих в траве и в кустах, летающих над деревьями, а на небе тысячи мерцающих звезд.

Вдруг вспыхивает яркая молния, озаряющая все вокруг. По небу проносится огромный метеор. Светящиеся насекомые исчезают, но

ненадолго: через две-три минуты в воздухе снова кружатся искры.








ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ№2

1.Выписать причастия в сочетании с главным словом, поставить в именительный падеж.

3. Выписать причастные обороты.


Исследователей-путешественников, проникающих в лесные дебри, в пустыни, в горы и тундры, интересует все: полезные ископаемые, встречающиеся в толще земли, дикие животные и птицы, живущие повсюду, деревья и травы, произрастающие в изучаемом районе.

Исследователи бывают и в знойных субтропиках, и на дымящемся вулкане, спускаются на дно моря, забираются в пещеры. Производимые ими записи и наблюдения, собранные коллекции, сделанные рисунки, начерченные карты дают богатый материал для дальнейшей работы в кабинетах и лабораториях. Так создаются труды, обогащающие науку ценными открытиями, расширяющие наши знания о природе.





ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ №3

1.Выписать причастия в сочетании с главным словом, поставить в именительный падеж.

2.Определить формы причастий.

3. Выписать причастные обороты.


Овеянные пушкинскою славой,

Таинственно притихшие сады.

Как я люблю вяз вечно величавый

И в листьях клена стылые пруды.

В осенней стуже, тишиной объятый,

Гляжу я сквозь узор нагих ветвей

На зябнущие плечи белых статуй,

Мерцающие в сумраке аллей.

Когда-то густолиственную арку

Я вижу облетевшей и сквозной,

И словно вздох проносится по парку

Далекой замирающей струной. . .

Уж больше на чугунную ограду

Не сядет голубая стрекоза,

Не скатится к замолкшему каскаду

Журчащих вод литая бирюза.



ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ №4

1.Выписать причастия в сочетании с главным словом, поставить в именительный падеж.

2.Определить формы причастий.

3. Выписать причастные обороты.


12 марта 1901 года на Урале выпал жёлтый снег. Анализ осадка, полученного после таяния снега, показал, что это была африканская пыль, перенесенная ветром на огромное расстояние, она окрасила выпавший снег.

Однажды утром 1939 года улицы Свердловска покрылись розовым снегом. Окраску придали снегу частицы глинистой почвы, принесенные циклоном с низовьев Дона.

В мае 1962 года жители Свердловской области, пораженные цветом выпавшего снега, желтым с зеленым оттенком, долго не могли объяснить это явление природы. Исследования, проведенные учеными, помогли разгадать и эту загадку. Такую окраску снег получил от сосновой пыльцы, занесенной ветрами из соседней области, где в это время наблюдалось массовое цветение сосен.



урок русского языка в 7 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

ТЕМА урока. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. 7класс

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с понятием «причастный оборот», формировать умение находить в предложении причастный оборот и выделять его на письме при определенном условиии месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;

- создать условия для развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

     - помочь учащимся в осознании ценности родного языка.

Знать: опознавательные признаки причастного оборота

Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы

Автор Жукова Жанна Валентиновна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1359
Номер материала 8339
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы