Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Документы в архиве:

55 КБ Космическое путешествие.doc
1.27 МБ Презентация1.ppt
41 КБ Фрагмент (2).shs
44 КБ Фрагмент Документ 'Я верю друзья ...'.shs

Название документа Космическое путешествие.doc



" Космическое путешествие".

Урок русского языка в 7 классе.

Цели урока:

1. Закрепить знания, полученные при изучении тем"Имя числительное", "Местоимения", "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных"

2. Познакомить с фактами отечественной космонавтики.

3. Учить работать самостоятельно и в группах.



Ход урока.


1.Орг.момент.

2.

- «Знаете, каким он парнем был?

На руках весь мир его носил!

Он сказал: «Поехали!»

Он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской

Пронёсся над Землёй!»


- О каком парне идёт речь? (Слайд№1).

Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.

-А почему мы об этом говорим сегодня?

( В 2011 году 12 апреля исполняется 50 лет со дня полёта в космос).


-Предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Согласны? (Слайд №2).

Наше путешествие будет состоять из 6 этапов. На каждом этапе вы выполняете задания, сдавать их в «Центр управления полётом», члены которого - самые грамотные учителя нашей школы - будут проверять ваши работы, а полученные баллы заносить в индивидуальный для каждого из вас «Оценочный лист».

Договоримся, если вы выполняете всё верно, без ошибок, получаете 5 баллов, если допустите 1 ошибку – 4 балла, 2 ошибки - 3 балла ит.д. Каждая ошибка «съедает» балл. За правильно выполненное 3 задание можете получить 16 баллов, если на 6 этапе на все 8 вопросов дадите правильные ответы – получите 8 баллов.

Отправляемся в путешествие!

1 Этап – «Подготовка к полёту».

Послушайте куплет песни. (Слайд №3).


У вас на партах задания к 1 этапу:

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, над каждым словом надписать часть речи.


Я верю друзья к…р..ваны р…кет

Помчат нас (в)перёд

От зв…зды до зв…зды

На пыльных тр…пинках

Д…лёких пл…нет

Останутся наши следы.


Кто выполнил, сдайте в «Центр управления полётом». (Слайд №4).







А теперь проверим! Приготовьте ваши Светофоры!

Напоминаю, если вы согласны со мной, сигнализируйте мне зелёным цветом, если что-то хотите дополнить – жёлтым, если моё утверждение неверно – красный (опасный)!


1).Слова караван, ракета – слова с непроверяемой безударной гласной? (Да, + планета)

2).В куплете песни есть обращение (Да).

3).Это сложное предложение, состоит из 2 простых предложений. (Нет, из 3).


2этап – «Взлёт ракеты».

-все подготовились к взлёту. Взяли в руки ракеты! Ракеты на старте! Чтобы успешно взлететь, повторим знаменитое гагаринское слово ПОЕХАЛИ. (Слайд №5).

Произведите фонетический разбор этого слова!




3 этап – «Работа в открытом космосе». (Слайд №6).

Взлёт прошёл успешно. Наши ракеты находятся в открытом космосе.


Послушайте внимательно-внимательно текст, постарайтесь запомнить все имена числительные, чтобы записать их в той форме, в которой они употреблены в тексте.



Мать Анна Тимофеевна и отец Юрия Гагарина не могли в юности получить образования, мать работала дояркой, а отец плотничал в колхозе. В семье Гагариных было 4детей: старший Валентин, сестра Зоя, Юрий и младший Борис.

После окончания лётного училища Юрий Алексеевич служил военным лётчиком, к октябрю 1959 года имел общий налёт 265 часов. В первый отряд космонавтов было отобрано 20 человек.

12апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в мире совершил полёт в космос на космическом корабле «Восток», облетев Земной шар за 1 час 48 минут, и благополучно вернулся на Землю.


Задание: правильно записать имена числительные в той форме, в которой употреблены в тексте.

Приготовьте светофоры!

1). По значению имена числительные делятся на количественные и порядковые?

2) А по составу на простые и составные?


Задание:

определить их разряд по значению (количеств. или порядковые), по строению (простые или составные). За каждое правильно написанное числительное получаете 1 балл, за правильно определённые разряды по значению и строению 1 балл.



4 этап – «Стыковка кораблей».

Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдёт стыковка кораблей.


У каждого из вас - индивидуальное задание. Приступаем к его выполнению!


6 человек работают с этимологическим словарём, объясняют происхождение слов:



Космос- слово появилось во втор.пол.19века. Пришло из греческого, что означало вселенная, мир, порядок.


Космодром- сер.20века, по модели сущ. «аэродром» на базе космос.


Космонавт – сер.20века, по модели сущ. «астронавт» на базе космос.


Метеор – нач.18 века, из греческого во французский пришло это слово, что означало небесное и воздушное явление.


Орбита – 2пол.18века, из лат. во француз., означает круг, окружность.


Кратер – 1пол.18 века, во франц.язык пришло из латин. языка, означает чаша, кратер вулкана.

? Какие известные космодромы в нашей стране вам известны? ( Байконур в Казахстане и Плесецк в г.Мирный Архангельской области). (Слайд)


Остальные учащиеся составляют по 5 словосочетаний на космическую тематику.


Все отчитываются перед классом, записывая грамотно слова, «Центр управления полётом» оценивает работу.



5 этап – Возвращение на Землю.

Стыковка прошла успешно, мы приступаем к самому ответственному этапу. Чтобы ракеты быстро и беспрепятственно возвратились на Землю, необходимо выполнить задание:

Из отрывков стихотворений выписать местоимения, определить их разряд. (Слайд)


1).Слышишь, Земля!-

Неудачи и муки стерпя,

На дальних планетах

Узнаем мы тайны твои…

Земля, я люблю тебя очень!

Ты жди. Я вернусь.

Но в эти минуты прощальные

Вот что скажу:

Все тайны Вселенной

Откроем мы скоро!


2).В атаке всегда

Кто-то делает

Первый шаг.

И это не подвиг,

А просто-напросто долг.

Ну я не шагну,

Так другой шагнёт.

Я встану за ним,

И армия встанет за мной!



3).А если так выйдет, что я

Прощанье скупое

В глухой микрофон прокричу,

И сердце взорвётся,

И жизнь оборвётся моя,

Ты думаешь, это людей остановит?

Ничуть!


4).Я верю в науку

И разум людской на Земле.

Я всё это знаю.

Я всё это взвесил уже.

Надёжны штурвалы космического корабля…



6 этап – «Адаптация космонавтов».


Мы успешно приземлились. Теперь нужно адаптироваться на Земле, отдохнуть.


Предлагаю космическую викторину. Кто даёт правильный ответ, получает балл.

1).Кто по легенде самый первый долетел до Солнца? (Икар).

2).На каком корабле летал Гагарин? («Восток»).

3).Как называлась космическая станция, просуществовавшая 15 лет, впоследствии затопленная? («Мир»).

4).Назовите первую женщину- космонавта. (В.Терешкова).

5).Назовите вторую женщину-космонавта. (Светлана Савицкая).

6).Кто был вторым, после Гагарина, советским космонавтом? (Герман Титов).

7).Кто первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).

8).Как называется наш космический корабль с 3 космонавтами на борту, который недавно отправился в космос? ( «Гагарин»).

.


- 27 марта 1968 года во время тренировочного полёта на самолёте Ю.А.Гагарин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Имя первого космонавта Земли не забыто:

-в 1968 году учреждена Золотая медаль имени Ю.А.Гагарина,

-именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета №1772,

-его имя присвоено Военно-воздушной академии в ПГТ Монино в Московской области,

Центру подготовки космонавтов,

-г.Гжатск переименован в г.Гагарин.



Ю.А.Гагарин любил небо, мечтал о новых космических полётах и готовился к ним, но больше всего любил Землю, на которой родился, жил, ради счастья которой не уставал трудиться.

Недаром он записал однажды:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту!» Эти слова звучат для нас как наказ первого космонавта Земли




Задание: придумайте предложение с обращением, оформив его как предложение с прямой речью. Из ряда синонимов выберите соответствующее.)

( Юрий Алексеевич Гагарин завещал: «Люди, будем хранить и приумножать эту красоту!»

В этом слове можно употреблять приставку и ПРЕ и ПРИ, у них одно значение: в несколько раз умножить, ещё более увеличить. Слово книжное.)


Будем помнить, что 50лет назад старт ракеты-носителя «Восток» был осуществлён со стартовой площадки №1 космодрома Байконур в Казахстане с первым космонавтом на борту –Юрием Алексеевичем Гагариным.

Рефлексия.

- Что особенно вам понравилось на уроке?

- При выполнении каких заданий вы были наиболее успешны?

- Что вызвало затруднения?






.







































1).Слышишь, Земля!-

Неудачи и муки стерпя,

На дальних планетах

Узнаем мы тайны твои…

Земля, я люблю тебя очень!

Ты жди. Я вернусь.

Но в эти минуты прощальные

Вот что скажу:

Все тайны Вселенной

Откроем мы скоро!


2).В атаке всегда

Кто-то делает

Первый шаг.

И это не подвиг,

А просто-напросто долг.

Ну я не шагну,

Так другой шагнёт.

Я встану за ним,

И армия встанет за мной!


3).А если так выйдет, что я

Прощанье скупое

В глухой микрофон прокричу,

И сердце взорвётся,

И жизнь оборвётся моя,

Ты думаешь это людей остановит?

Ничуть!





Я верю друзья к…р..ваны р…кет

Помчат нас (в)перёд

От зв…зды до зв…зды

На пыльных тр…пинках

Д…лёких пл…нет

Останутся наши следы.


















1).Слышишь, Земля!-

Неудачи и муки стерпя,

На дальних планетах

Узнаем мы тайны твои…

Земля, я люблю тебя очень!

Ты жди. Я вернусь.

Но в эти минуты прощальные

Вот что скажу:

Все тайны Вселенной

Откроем мы скоро!


2).В атаке всегда

Кто-то делает

Первый шаг.

И это не подвиг,

А просто-напросто долг.

Ну я не шагну,

Так другой шагнёт.

Я встану за ним,

И армия встанет за мной!


3).А если так выйдет, что я

Прощанье скупое

В глухой микрофон прокричу,

И сердце взорвётся,

И жизнь оборвётся моя,

Ты думаешь это людей остановит?

Ничуть!





Название документа Презентация1.ppt

Космическое путешествие
«Подготовка к полёту» Я в…рю друзья к…р…ваны р…кет Помчат нас (в)перёд От зв…...
Проверь! Я верю, друзья, караваны ракет Помчат нас вперёд От звезды до звезды...
2этап «Взлёт ракеты» Произвести фонетический разбор слова поехали.
«Работа в открытом космосе» Числительные (по значению) Количественные Порядко...
4этап «Стыковка кораблей» -Работа с этимологическим словарём, -составить 5 сл...
Космодром «Плесецк»
5 этап «Возвращение на Землю» Разряды местоимений: -личные, -возвратное (себя...
Женщины - космонавты
Второй советский космонавт- Герман Титов
Алексей Леонов первым вышел в открытый космос
Подвиг первого космонавта не забыт: - в 1968 году учреждена Золотая медаль им...
« Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Лю...
«Дежурные» слова. Повелевать, завещать, предписывать, диктовать, призывать, р...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Космическое путешествие
Описание слайда:

Космическое путешествие

№ слайда 3 «Подготовка к полёту» Я в…рю друзья к…р…ваны р…кет Помчат нас (в)перёд От зв…зды
Описание слайда:

«Подготовка к полёту» Я в…рю друзья к…р…ваны р…кет Помчат нас (в)перёд От зв…зды до зв…зды На пыльных тр…пинках Д…лёких пл…нет Останутся наши сл…ды. Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, над каждым словом надпишите часть речи.

№ слайда 4 Проверь! Я верю, друзья, караваны ракет Помчат нас вперёд От звезды до звезды, Н
Описание слайда:

Проверь! Я верю, друзья, караваны ракет Помчат нас вперёд От звезды до звезды, На пыльных тропинках Далёких планет Останутся наши следы.

№ слайда 5 2этап «Взлёт ракеты» Произвести фонетический разбор слова поехали.
Описание слайда:

2этап «Взлёт ракеты» Произвести фонетический разбор слова поехали.

№ слайда 6 «Работа в открытом космосе» Числительные (по значению) Количественные Порядковые
Описание слайда:

«Работа в открытом космосе» Числительные (по значению) Количественные Порядковые (сколько?) (какой?) (по составу) простые составные (из одного слова) (из нескольких)

№ слайда 7 4этап «Стыковка кораблей» -Работа с этимологическим словарём, -составить 5 слово
Описание слайда:

4этап «Стыковка кораблей» -Работа с этимологическим словарём, -составить 5 словосочетаний на космическую тему (определить тип связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание).

№ слайда 8 Космодром «Плесецк»
Описание слайда:

Космодром «Плесецк»

№ слайда 9 5 этап «Возвращение на Землю» Разряды местоимений: -личные, -возвратное (себя),
Описание слайда:

5 этап «Возвращение на Землю» Разряды местоимений: -личные, -возвратное (себя), -вопросительные, -относительные, -неопределённые, -отрицательные, -притяжательные, -определительные, -указательные.

№ слайда 10 Женщины - космонавты
Описание слайда:

Женщины - космонавты

№ слайда 11 Второй советский космонавт- Герман Титов
Описание слайда:

Второй советский космонавт- Герман Титов

№ слайда 12 Алексей Леонов первым вышел в открытый космос
Описание слайда:

Алексей Леонов первым вышел в открытый космос

№ слайда 13 Подвиг первого космонавта не забыт: - в 1968 году учреждена Золотая медаль имени
Описание слайда:

Подвиг первого космонавта не забыт: - в 1968 году учреждена Золотая медаль имени Ю.А.Гагарина, его именем назван кратер на Луне и малая планета №1772, имя первого космонавта присвоено Военно-воздушной академии в ПГТ Монино Московской области и Центру подготовки космонавтов, г. Гжатск переименован в г. Гагарин.

№ слайда 14 « Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди,
Описание слайда:

« Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту!»

№ слайда 15 «Дежурные» слова. Повелевать, завещать, предписывать, диктовать, призывать, расп
Описание слайда:

«Дежурные» слова. Повелевать, завещать, предписывать, диктовать, призывать, распоряжаться, командовать, наказывать.

Урок русского языка в 7 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка уместнее провести перед Днём космонавтики,

повторив такие темы, как "Имя числительное", "Разряды

местоимений",

"Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных",

фонетический  разбор слова. Урок проводится в форме путешествия,

состоящего из 6 этапов, выполненные задания учащиеся во время

урока сдают в "Центр управления полётом" - комиссию, состоящую из 

учителей-словесников.

В ходе урока используются самостоятельная и групповая форма

деятельности. Учащиеся познакомятся с фактами отечественной

космонавтики. К конспекту урока прилагаются презентация и тексты.

Автор Дождикова Наталья Ивановна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 371
Номер материала 20287
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓