" Космическое путешествие".
Урок русского языка в 7 классе.
Цели урока:
1. Закрепить знания, полученные при изучении тем"Имя
числительное", "Местоимения", "Правописание проверяемых и
непроверяемых безударных гласных"
2. Познакомить с фактами отечественной космонавтики.
3. Учить работать самостоятельно и в группах.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.
- «Знаете, каким он парнем был?
На руках весь мир его носил!
Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Пронёсся над Землёй!»
- О каком парне идёт речь? (Слайд№1).
Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.
-А почему мы об этом говорим сегодня?
( В 2011 году 12 апреля исполняется 50 лет со дня полёта в космос).
-Предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Согласны?
(Слайд №2).
Наше путешествие будет состоять из 6 этапов. На каждом этапе вы
выполняете задания, сдавать их в «Центр управления полётом», члены которого -
самые грамотные учителя нашей школы - будут проверять ваши работы, а
полученные баллы заносить в индивидуальный для каждого из вас «Оценочный
лист».
Договоримся, если вы выполняете всё верно, без ошибок, получаете 5
баллов, если допустите 1 ошибку – 4 балла, 2 ошибки - 3 балла ит.д. Каждая
ошибка «съедает» балл. За правильно выполненное 3 задание можете получить
16 баллов, если на 6 этапе на все 8 вопросов дадите правильные ответы –
получите 8 баллов.
Отправляемся в путешествие!
1 Этап – «Подготовка к полёту».
Послушайте куплет песни. (Слайд №3).
У вас на партах задания к 1 этапу:
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, над каждым
словом надписать часть речи.
Я верю друзья к…р..ваны р…кет
Помчат нас (в)перёд
От зв…зды до зв…зды
На пыльных тр…пинках
Д…лёких пл…нет
Останутся наши следы.
Кто выполнил, сдайте в «Центр управления полётом». (Слайд №4).
А теперь проверим! Приготовьте ваши Светофоры!
Напоминаю, если вы согласны со мной, сигнализируйте мне зелёным цветом,
если что-то хотите дополнить – жёлтым, если моё утверждение неверно – красный
(опасный)!
1).Слова караван, ракета – слова с непроверяемой безударной гласной?
(Да, + планета)
2).В куплете песни есть обращение (Да).
3).Это сложное предложение, состоит из 2 простых предложений. (Нет, из
3).
2этап – «Взлёт ракеты».
-все подготовились к взлёту. Взяли в руки ракеты! Ракеты на старте!
Чтобы успешно взлететь, повторим знаменитое гагаринское слово ПОЕХАЛИ. (Слайд
№5).
Произведите фонетический разбор этого слова!
3 этап – «Работа в открытом космосе». (Слайд №6).
Взлёт прошёл успешно. Наши ракеты находятся в открытом космосе.
Послушайте внимательно-внимательно текст, постарайтесь запомнить
все имена числительные, чтобы записать их в той форме, в которой они
употреблены в тексте.
Мать Анна Тимофеевна и отец Юрия Гагарина не могли в юности получить
образования, мать работала дояркой, а отец плотничал в колхозе. В семье
Гагариных было 4детей: старший Валентин, сестра Зоя, Юрий и младший Борис.
После окончания лётного училища Юрий Алексеевич служил военным
лётчиком, к октябрю 1959 года имел общий налёт 265 часов. В первый отряд
космонавтов было отобрано 20 человек.
12апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в мире совершил полёт в космос
на космическом корабле «Восток», облетев Земной шар за 1 час 48 минут, и
благополучно вернулся на Землю.
Задание: правильно записать имена числительные в той форме, в
которой употреблены в тексте.
Приготовьте светофоры!
1). По значению имена числительные делятся на количественные и
порядковые?
2) А по составу на простые и составные?
Задание:
определить их разряд по значению (количеств. или порядковые), по
строению (простые или составные). За каждое правильно написанное числительное
получаете 1 балл, за правильно определённые разряды по значению и строению 1
балл.
4 этап – «Стыковка кораблей».
Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдёт стыковка кораблей.
У каждого из вас - индивидуальное задание. Приступаем к его
выполнению!
6 человек работают с этимологическим словарём, объясняют происхождение
слов:
Космос- слово появилось во втор.пол.19века. Пришло из греческого, что
означало вселенная, мир, порядок.
Космодром- сер.20века, по модели сущ. «аэродром» на базе космос.
Космонавт – сер.20века, по модели сущ. «астронавт» на базе космос.
Метеор – нач.18 века, из греческого во французский пришло это слово,
что означало небесное и воздушное явление.
Орбита – 2пол.18века, из лат. во француз., означает круг, окружность.
Кратер – 1пол.18 века, во франц.язык пришло из латин. языка, означает
чаша, кратер вулкана.
? Какие известные космодромы в нашей стране вам известны? ( Байконур
в Казахстане и Плесецк в г.Мирный Архангельской области). (Слайд)
Остальные учащиеся составляют по 5 словосочетаний на космическую
тематику.
Все отчитываются перед классом, записывая грамотно слова, «Центр
управления полётом» оценивает работу.
5 этап – Возвращение на Землю.
Стыковка прошла успешно, мы приступаем к самому ответственному этапу.
Чтобы ракеты быстро и беспрепятственно возвратились на Землю, необходимо
выполнить задание:
Из отрывков стихотворений выписать местоимения, определить их разряд.
(Слайд)
1).Слышишь, Земля!-
Неудачи и муки стерпя,
На дальних планетах
Узнаем мы тайны твои…
Земля, я люблю тебя очень!
Ты жди. Я вернусь.
Но в эти минуты прощальные
Вот что скажу:
Все тайны Вселенной
Откроем мы скоро!
2).В атаке всегда
Кто-то делает
Первый шаг.
И это не подвиг,
А просто-напросто долг.
Ну я не шагну,
Так другой шагнёт.
Я встану за ним,
И армия встанет за мной!
3).А если так выйдет, что я
Прощанье скупое
В глухой микрофон прокричу,
И сердце взорвётся,
И жизнь оборвётся моя,
Ты думаешь, это людей остановит?
Ничуть!
4).Я верю в науку
И разум людской на Земле.
Я всё это знаю.
Я всё это взвесил уже.
Надёжны штурвалы космического корабля…
6 этап – «Адаптация космонавтов».
Мы успешно приземлились. Теперь нужно адаптироваться на Земле,
отдохнуть.
Предлагаю космическую викторину. Кто даёт правильный ответ, получает
балл.
1).Кто по легенде самый первый долетел до Солнца? (Икар).
2).На каком корабле летал Гагарин? («Восток»).
3).Как называлась космическая станция, просуществовавшая 15 лет,
впоследствии затопленная? («Мир»).
4).Назовите первую женщину- космонавта. (В.Терешкова).
5).Назовите вторую женщину-космонавта. (Светлана Савицкая).
6).Кто был вторым, после Гагарина, советским космонавтом? (Герман
Титов).
7).Кто первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).
8).Как называется наш космический корабль с 3 космонавтами на борту,
который недавно отправился в космос? ( «Гагарин»).
.
- 27 марта 1968 года во время тренировочного полёта на самолёте
Ю.А.Гагарин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на Красной площади у
Кремлёвской стены.
Имя первого космонавта Земли не забыто:
-в 1968 году учреждена Золотая медаль имени Ю.А.Гагарина,
-именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета №1772,
-его имя присвоено Военно-воздушной академии в ПГТ Монино в Московской
области,
Центру подготовки космонавтов,
-г.Гжатск переименован в г.Гагарин.
Ю.А.Гагарин любил небо, мечтал о новых космических полётах и готовился
к ним, но больше всего любил Землю, на которой родился, жил, ради счастья
которой не уставал трудиться.
Недаром он записал однажды:
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша
планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту!» Эти слова звучат для
нас как наказ первого космонавта Земли
Задание: придумайте предложение с обращением, оформив его как
предложение с прямой речью. Из ряда синонимов выберите соответствующее.)
( Юрий Алексеевич Гагарин завещал: «Люди, будем хранить и
приумножать эту красоту!»
В этом слове можно употреблять приставку и ПРЕ и ПРИ, у них одно
значение: в несколько раз умножить, ещё более увеличить. Слово книжное.)
Будем помнить, что 50лет назад старт ракеты-носителя «Восток» был
осуществлён со стартовой площадки №1 космодрома Байконур в Казахстане с первым
космонавтом на борту –Юрием Алексеевичем Гагариным.
Рефлексия.
- Что особенно вам понравилось на уроке?
- При выполнении каких заданий вы были наиболее успешны?
- Что вызвало затруднения?
.
1).Слышишь, Земля!-
Неудачи и муки стерпя,
На дальних планетах
Узнаем мы тайны твои…
Земля, я люблю тебя очень!
Ты жди. Я вернусь.
Но в эти минуты прощальные
Вот что скажу:
Все тайны Вселенной
Откроем мы скоро!
2).В атаке всегда
Кто-то делает
Первый шаг.
И это не подвиг,
А просто-напросто долг.
Ну я не шагну,
Так другой шагнёт.
Я встану за ним,
И армия встанет за мной!
3).А если так выйдет, что я
Прощанье скупое
В глухой микрофон прокричу,
И сердце взорвётся,
И жизнь оборвётся моя,
Ты думаешь это людей остановит?
Ничуть!
Я верю друзья к…р..ваны р…кет
Помчат нас (в)перёд
От зв…зды до зв…зды
На пыльных тр…пинках
Д…лёких пл…нет
Останутся наши следы.
1).Слышишь, Земля!-
Неудачи и муки стерпя,
На дальних планетах
Узнаем мы тайны твои…
Земля, я люблю тебя очень!
Ты жди. Я вернусь.
Но в эти минуты прощальные
Вот что скажу:
Все тайны Вселенной
Откроем мы скоро!
2).В атаке всегда
Кто-то делает
Первый шаг.
И это не подвиг,
А просто-напросто долг.
Ну я не шагну,
Так другой шагнёт.
Я встану за ним,
И армия встанет за мной!
3).А если так выйдет, что я
Прощанье скупое
В глухой микрофон прокричу,
И сердце взорвётся,
И жизнь оборвётся моя,
Ты думаешь это людей остановит?
Ничуть!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.