Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 6 классе "Морфемика. Обобщение изученного" (урок-соревнование)

Урок русского языка в 6 классе "Морфемика. Обобщение изученного" (урок-соревнование)

МБОУ «Федоровская ООШ» филиал №1











«Морфемика. Обобщение изученного»

(урок-соревнование, 6 класс)





Ломакина Н.С.

учитель русского языка и литературы

























Цель: закрепить знания по теме «Морфемика» и умения определять части слова; развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда; повторить орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова», «Соединительные гласные в сложных словах».


Тип урока: повторение изученного.


Вид урока: урок-соревнование.


Технология: на игровой и групповой основах.




Ход урока


I.Оргмомент.

Класс необходимо поделить на две команды, выбрать капитанов, определить название команд.


II. Работа по теме урока.


1 тур

( на этот тур отводится около 4 минут)

Беседа:

- Ребята, сейчас вы услышите вопросы, если вы знаете полный ответ и можете привести примеры, поднимите сигнальный флажок. Первой будет отвечать та команда, которая раньше всех была готова к ответу. За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу.


- Назовите все морфемы.

- Что такое корень слова?

- Что такое основа слова?

- Что такое окончание слова?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Как найти окончание?

- Как найти корень слова?


Подведение итогов 1-го тура.

2 тур


За верно выполненное задание команды получают 3 балла.

На работу отводится 2 минуты.


Задание: найти окончания, объяснить свое мнение.

1-я команда – бежал, мячом, препятствие;

2-я команда – стадионом, территория, носился.


Подведение итогов 2-го тура.


3 тур


За верно выполненное задание команды получают 4 балла.

На работу отводится 5 минут.


Задание: из текста выписать слова, соответствующие схемам:




Осенний рассвет нетороплив. Над головами сереющая полоска неба да несколько едва различимых стволов небольших сосенок. Вокруг тишина.


Подведение итогов 3-го тура.



4 тур.


За верно выполненное задание команды получают 3 балла.

На работу отводится 2 минуты.


Задание: выполнить морфемный разбор слов:

1-я команда – футболист, командная, выиграть;

2-я команда – игрок, спортивный, победить.


Подведение итогов 4 го тура.


5- тур.


За верно выполненное задание команды получают 4 балла.

На работу отводится 6 минут.


Задание: выбрать из написанных на доске слов слова с чередующимися гласными в корне, записать их и рядом написать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы:


Заря, пригорок, пригорел, забор, запереть, сидеть, заросли, сложение, косичка, поиграть, книжный, коснусь, замирать, мирный, роса.


Подведение итогов 5-го тура.


6 тур


За верно выполненное задание команды получают 3 балла.

На работу отводится 3 минуты.


Задание: Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограмм:

Изл..жение, прил..гательное, приг..реть, зам..рать,

выр..сти, прик..снуться, р.. сток, зап.. реть.



Подведение итогов 6-го тура.


7 тур


За верно выполненное задание команды получают 5 баллов.

На работу отводится 4 минуты.


Задание: решить кроссворд.


1

С






Д

2


А




О


3



М


Х



4




О




5



Р


Л



6


А




Е


7

П






Т


  1. Специалист по разведению садов.

  2. Локомотив с паровым двигателем.

  3. Канал для выхода дыма из трубы.

  4. Русская народная игра-пляска.

  5. Поваленный лес.

  6. Стихийное совершение какого-либо дела.

  7. Огнестрельное оружие.



Ответы:

  1. Садовод

  2. Паровоз

  3. Дымоход

  4. Хоровод

  5. Бурелом

  6. Самодел

  7. Пулемет


8 тур


Команда, подобравшая большее количество однокоренных слов и выполнившая работу без ошибок, получает 3 балла.


Задание: подобрать как можно больше однокоренных слов с корнями:

1-я команда – - вод -;

2-я команда – - гор - .



Подведение итогов 8-го тура.

9 тур


За верно выполненное задание команды получают 3 балла.

На работу отводится 3 минуты



Задание: заполнить таблицу данными ниже словами:


Пришли, волнорез, красивейшие, побережье, синь, причудливые, ранний, преспокойно, пароход, тенистый, мореходный, моряк.


Способ словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Бессуффиксный

Сложение












Подведение итогов 9-го тура.



10 тур

Максимальное количество баллов за данную работу – 3.

На работу отводится 5 минут.


Задание: написать сочинение-миниатюру на тему «На море», используя слова, данные в 9-м туре.


Члены жюри подводят общий итог соревнования, объявляя победителей.



III. Выставление отметок.


IV. Подведение итогов урока:

- Ребята, вот и закончились соревнования. Вы показали хорошие знания. Давайте еще раз вспомним то, что повторили на этом уроке.

- Назовите все известные вам морфемы.

- Расскажите о них. Приведите примеры.

- Как найти окончание слова?

- Как найти корень слова?

- Расскажите о порядке морфемного разбора слов.

- Какие способы словообразования вам известны? Расскажите о них. Приведите примеры.

- Расскажите об орфограммах «Чередующиеся гласные в корне слова». Приведите примеры.

- Расскажите о написании соединительных гласных в сложных словах.

- Понравился ли вам урок? Чем он запомнился? Я хочу пожелать вам, чтобы все уроки были интересными, а знания – прочными.


V.Информация о дифференцированном домашнем задании:

- подготовиться к проверочной работе по разделу «Морфемика»;

- повторить материал по теме «Морфемика»;

- составить словарную работу по изученным в этом разделе орфограммам;

- выполнить морфемный разбор слов:

- расположиться, переполненный, мореходное, принеслась

- цветной, перебежал, пароход, проходить.









Урок русского языка в 6 классе "Морфемика. Обобщение изученного" (урок-соревнование)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: закрепить знания по теме  «Морфемика» и умения определять части слова; развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда; повторить орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова», «Соединительные гласные в сложных словах».

 

Тип урока: повторение изученного.

 

Вид урока: урок-соревнование.

 

Технология: на игровой и групповой основах.

 

 

 

                                               Ход урока

 

I.Оргмомент.

         Класс необходимо поделить на две команды, выбрать капитанов, определить название команд.

 

II. Работа по теме урока.

 

1 тур

                   ( на этот тур отводится около 4 минут)

Беседа:

- Ребята, сейчас вы услышите вопросы, если вы знаете полный ответ и можете привести примеры, поднимите сигнальный флажок. Первой будет отвечать та команда, которая раньше всех была готова к ответу. За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу.

 

- Назовите все морфемы.

- Что такое корень слова?

- Что такое основа слова?

- Что такое окончание слова?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Как найти окончание?

- Как найти корень слова?

Автор Ломакина Нина Сергеевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 803
Номер материала 12842
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓