МБОУ «Федоровская ООШ» филиал №1
«Морфемика.
Обобщение изученного»
(урок-соревнование, 6 класс)
Ломакина Н.С.
учитель русского языка и литературы
Цель:
закрепить знания по теме «Морфемика» и умения определять части слова;
развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за
результат своего труда; повторить орфограммы «Чередующиеся гласные в корне
слова», «Соединительные гласные в сложных словах».
Тип урока: повторение изученного.
Вид урока: урок-соревнование.
Технология: на игровой и групповой основах.
Ход урока
I.Оргмомент.
Класс необходимо поделить на две команды, выбрать капитанов,
определить название команд.
II. Работа по теме урока.
1 тур
(
на этот тур отводится около 4 минут)
Беседа:
- Ребята, сейчас вы услышите вопросы, если вы знаете полный ответ и
можете привести примеры, поднимите сигнальный флажок. Первой будет отвечать та
команда, которая раньше всех была готова к ответу. За каждый правильный ответ
команды получат по 1 баллу.
- Назовите все морфемы.
- Что такое корень слова?
- Что такое основа слова?
- Что такое окончание слова?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Как найти окончание?
- Как найти корень слова?
Подведение
итогов 1-го тура.
2 тур
За
верно выполненное задание команды получают 3 балла.
На работу отводится 2 минуты.
Задание: найти
окончания, объяснить свое мнение.
1-я команда
– бежал, мячом, препятствие;
2-я команда
– стадионом, территория, носился.
Подведение
итогов 2-го тура.
3 тур
За верно
выполненное задание команды получают 4 балла.
На работу отводится 5 минут.
Задание:
из текста выписать слова, соответствующие схемам:
Осенний
рассвет нетороплив. Над головами сереющая полоска неба да несколько едва различимых
стволов небольших сосенок. Вокруг тишина.
Подведение
итогов 3-го тура.
4 тур.
За верно выполненное задание команды получают
3 балла.
На работу отводится 2 минуты.
Задание:
выполнить морфемный разбор слов:
1-я команда
– футболист, командная, выиграть;
2-я команда
– игрок, спортивный, победить.
Подведение
итогов 4 го тура.
5- тур.
За верно выполненное
задание команды получают 4 балла.
На работу отводится 6 минут.
Задание: выбрать из написанных на доске слов слова с
чередующимися гласными в корне, записать их и рядом написать слова с
противоположным написанием, обозначить орфограммы:
Заря,
пригорок, пригорел, забор, запереть, сидеть, заросли, сложение, косичка,
поиграть, книжный, коснусь, замирать, мирный, роса.
Подведение
итогов 5-го тура.
6 тур
За верно
выполненное задание команды получают 3 балла.
На работу отводится 3 минуты.
Задание: Вставить пропущенные буквы, обозначить условия
выбора орфограмм:
Изл..жение,
прил..гательное, приг..реть, зам..рать,
выр..сти,
прик..снуться, р.. сток, зап.. реть.
Подведение
итогов 6-го тура.
7
тур
За
верно выполненное задание команды получают 5 баллов.
На работу отводится 4 минуты.
Задание: решить кроссворд.
1
|
С
|
|
|
|
|
|
Д
|
2
|
|
А
|
|
|
|
О
|
|
3
|
|
|
М
|
|
Х
|
|
|
4
|
|
|
|
О
|
|
|
|
5
|
|
|
Р
|
|
Л
|
|
|
6
|
|
А
|
|
|
|
Е
|
|
7
|
П
|
|
|
|
|
|
Т
|
1.
Специалист по разведению
садов.
2.
Локомотив с паровым
двигателем.
3.
Канал для выхода дыма из
трубы.
4.
Русская народная
игра-пляска.
5.
Поваленный лес.
6.
Стихийное совершение
какого-либо дела.
7.
Огнестрельное оружие.
Ответы:
1.
Садовод
2.
Паровоз
3.
Дымоход
4.
Хоровод
5.
Бурелом
6.
Самодел
7.
Пулемет
8 тур
Команда, подобравшая
большее количество однокоренных слов и выполнившая работу без ошибок, получает
3 балла.
Задание: подобрать как можно больше однокоренных слов
с корнями:
1-я команда
– - вод -;
2-я команда
– - гор - .
Подведение
итогов 8-го тура.
9 тур
За
верно выполненное задание команды получают 3 балла.
На работу отводится 3 минуты
Задание: заполнить таблицу данными ниже словами:
Пришли, волнорез,
красивейшие, побережье, синь, причудливые, ранний, преспокойно, пароход,
тенистый, мореходный, моряк.
Способ
словообразования
|
Приставочный
|
Суффиксальный
|
Приставочно-суффиксальный
|
Бессуффиксный
|
Сложение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подведение
итогов 9-го тура.
10 тур
Максимальное количество баллов за данную работу – 3.
На работу отводится 5 минут.
Задание:
написать сочинение-миниатюру на тему «На море», используя слова, данные в 9-м
туре.
Члены жюри
подводят общий итог соревнования, объявляя победителей.
III. Выставление отметок.
IV. Подведение итогов урока:
- Ребята, вот и закончились соревнования. Вы показали хорошие знания.
Давайте еще раз вспомним то, что повторили на этом уроке.
- Назовите все известные вам морфемы.
- Расскажите о них. Приведите примеры.
- Как найти окончание слова?
- Как найти корень слова?
- Расскажите о порядке морфемного разбора слов.
- Какие способы словообразования вам известны? Расскажите о них.
Приведите примеры.
- Расскажите об орфограммах «Чередующиеся гласные в корне слова».
Приведите примеры.
- Расскажите о написании соединительных гласных в сложных словах.
- Понравился ли вам урок? Чем он запомнился? Я хочу пожелать вам,
чтобы все уроки были интересными, а знания – прочными.
V.Информация о дифференцированном домашнем
задании:
- подготовиться к проверочной работе по разделу «Морфемика»;
- повторить материал по теме «Морфемика»;
- составить словарную работу по изученным в этом разделе орфограммам;
- выполнить морфемный разбор слов:
- расположиться, переполненный, мореходное, принеслась
- цветной, перебежал, пароход, проходить.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.