Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 6 классе "Морфемика. Обобщение изученного" (урок-соревнование)

Урок русского языка в 6 классе "Морфемика. Обобщение изученного" (урок-соревнование)

Скачать материал

МБОУ «Федоровская ООШ» филиал №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Морфемика. Обобщение изученного»

(урок-соревнование, 6 класс)

                                        

 

 

 

 

Ломакина Н.С.

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: закрепить знания по теме  «Морфемика» и умения определять части слова; развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда; повторить орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова», «Соединительные гласные в сложных словах».

 

Тип урока: повторение изученного.

 

Вид урока: урок-соревнование.

 

Технология: на игровой и групповой основах.

 

 

 

                                               Ход урока

 

I.Оргмомент.

         Класс необходимо поделить на две команды, выбрать капитанов, определить название команд.

 

II. Работа по теме урока.

 

1 тур

                   ( на этот тур отводится около 4 минут)

Беседа:

- Ребята, сейчас вы услышите вопросы, если вы знаете полный ответ и можете привести примеры, поднимите сигнальный флажок. Первой будет отвечать та команда, которая раньше всех была готова к ответу. За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу.

 

- Назовите все морфемы.

- Что такое корень слова?

- Что такое основа слова?

- Что такое окончание слова?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Как найти окончание?

- Как найти корень слова?

 

Подведение итогов 1-го тура.

                                                      2 тур

 

              За верно выполненное задание команды получают 3 балла.

                                    На работу отводится 2 минуты.

 

         Задание: найти окончания, объяснить свое мнение.

         1-я команда – бежал, мячом, препятствие;

         2-я команда – стадионом, территория, носился.

 

Подведение итогов 2-го тура.

 

                                                   3 тур

 

         За верно выполненное задание команды получают 4 балла.

                                  На работу отводится 5 минут.

 

         Задание: из текста выписать слова, соответствующие схемам:

 

 

 

         Осенний рассвет нетороплив. Над головами сереющая полоска неба да несколько едва различимых стволов небольших сосенок. Вокруг тишина.

 

Подведение итогов 3-го тура.

 

 

                                                    4 тур.

 

         За верно выполненное задание команды получают 3 балла.

                                 На работу отводится 2 минуты.

 

         Задание: выполнить морфемный разбор слов:

         1-я команда – футболист, командная, выиграть;

          2-я команда – игрок, спортивный, победить.

 

Подведение итогов 4 го тура.

 

                                                    5- тур.

 

         За верно выполненное задание команды получают 4 балла.

                                 На работу отводится 6 минут.

 

         Задание: выбрать из написанных на доске слов слова с чередующимися гласными в корне, записать их и рядом написать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы:

 

         Заря, пригорок, пригорел, забор, запереть, сидеть, заросли, сложение, косичка, поиграть, книжный, коснусь, замирать, мирный, роса.

 

Подведение итогов 5-го тура.

 

                                                     6 тур

 

            За верно выполненное задание команды получают 3 балла.

                                  На работу отводится 3 минуты.

 

         Задание: Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограмм:

        

         Изл..жение, прил..гательное, приг..реть, зам..рать,

         выр..сти, прик..снуться, р.. сток, зап.. реть.

 

 

Подведение итогов 6-го тура.

 

                                                    7 тур   

 

              За верно выполненное задание команды получают 5 баллов.

                                     На работу отводится 4 минуты. 

 

         Задание: решить кроссворд.

 

1

С

 

 

 

 

 

Д

2

 

А

 

 

 

О

 

3

 

 

М

 

Х

 

 

4

 

 

 

О

 

 

 

5

 

 

Р

 

Л

 

 

6

 

А

 

 

 

Е

 

7

П

 

 

 

 

 

Т

 

                      

1.     Специалист по разведению садов.

2.     Локомотив с паровым двигателем.

3.     Канал для выхода дыма из трубы.

4.     Русская народная игра-пляска.

5.     Поваленный лес.

6.     Стихийное совершение какого-либо дела.

7.     Огнестрельное оружие.

 

 

Ответы:

1.     Садовод

2.     Паровоз

3.     Дымоход

4.     Хоровод

5.     Бурелом

6.     Самодел

7.     Пулемет

 

                                                       8 тур

 

Команда, подобравшая большее количество однокоренных слов и выполнившая работу без ошибок, получает 3 балла.

 

Задание: подобрать как можно больше однокоренных слов с корнями:

         1-я команда –  - вод -;

          2-я команда –   - гор - .

 

 

Подведение итогов 8-го тура.

                                                 

                                                      9 тур

 

              За верно выполненное задание команды получают 3 балла.

                                       На работу отводится 3 минуты

 

 

Задание: заполнить таблицу данными ниже словами:

 

Пришли, волнорез, красивейшие, побережье, синь, причудливые, ранний, преспокойно, пароход, тенистый, мореходный, моряк.

 

Способ словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Бессуффиксный

Сложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов 9-го тура.

 

 

                                                     10 тур

              Максимальное количество баллов за данную работу – 3.

                                    На работу отводится 5 минут.

 

         Задание: написать сочинение-миниатюру на тему «На море», используя слова, данные в 9-м туре.

 

         Члены жюри подводят общий итог соревнования, объявляя победителей.

 

 

III. Выставление отметок.

 

IV. Подведение итогов урока:

 - Ребята, вот и закончились соревнования. Вы показали хорошие знания. Давайте еще раз вспомним то, что повторили на этом уроке.

 - Назовите все известные вам морфемы.

 - Расскажите о них. Приведите примеры.

 - Как найти окончание слова?

 - Как найти корень слова?

 - Расскажите о порядке морфемного разбора слов.

 - Какие способы словообразования вам известны? Расскажите о них. Приведите примеры.

 - Расскажите об орфограммах «Чередующиеся гласные в корне слова». Приведите примеры.

 - Расскажите о написании соединительных гласных в сложных словах.

 - Понравился ли вам урок? Чем он запомнился? Я хочу пожелать вам, чтобы все уроки были интересными, а знания – прочными.

 

V.Информация о дифференцированном домашнем задании:

 - подготовиться к проверочной работе по разделу «Морфемика»;

 - повторить материал по теме «Морфемика»;

 - составить словарную работу по изученным в этом разделе орфограммам;

 - выполнить морфемный разбор слов:

 - расположиться, переполненный, мореходное, принеслась

 - цветной, перебежал, пароход, проходить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 6 классе "Морфемика. Обобщение изученного" (урок-соревнование)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: закрепить знания по теме  «Морфемика» и умения определять части слова; развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда; повторить орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова», «Соединительные гласные в сложных словах».

 

Тип урока: повторение изученного.

 

Вид урока: урок-соревнование.

 

Технология: на игровой и групповой основах.

 

 

 

                                               Ход урока

 

I.Оргмомент.

         Класс необходимо поделить на две команды, выбрать капитанов, определить название команд.

 

II. Работа по теме урока.

 

1 тур

                   ( на этот тур отводится около 4 минут)

Беседа:

- Ребята, сейчас вы услышите вопросы, если вы знаете полный ответ и можете привести примеры, поднимите сигнальный флажок. Первой будет отвечать та команда, которая раньше всех была готова к ответу. За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу.

 

- Назовите все морфемы.

- Что такое корень слова?

- Что такое основа слова?

- Что такое окончание слова?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Как найти окончание?

- Как найти корень слова?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 584 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2014 369
    • DOCX 58 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ломакина Нина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ломакина Нина Сергеевна
    Ломакина Нина Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93179
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 156 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе