Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 6 классе по теме "Жаргонизмы"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Жаргонизмы"

Разработка урока по теме: «Жаргонизмы».


Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-практикум.

Задачи урока:

1. Познавательные: познакомить учащихся с таким типом лексики, как жаргонизмы; определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека; уметь определять уместность/неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи.

2. Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся через различные способы деятельности; развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.

3. Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока: мультимедийная аппаратура, тестовые задания.



Ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион-

ный этап.




II.Повторение пройденного.

1.Фронтальная беседа.




2.Выполнение тестов.



































III. Объяснение нового.

1.Коммуника-

тивная атака





2.Слово учителя.


















IV.Закрепление.

1.Работа с учебником.


2.Лексическая работа.



























3.Составление словаря жаргонизмов.



4.Просмотр второго эпизода фильма «Джентльмены удачи».




5.Работа с учебником.



V. Подведение итогов урока.




VI. Задание на дом.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради и запишите число и «Классная работа».



- Какие слова русского языка называются общеупотребительными? С какими группами необщеупотребительных слов мы уже познакомились? Что такое профессионализмы? Диалектизмы?


- Выполните тестовые задания.

I вариант

  1. В каком словосочетании есть профессионализм?

  1. лисий след;

  2. кухонный нож;

  3. корабельный кок;

  4. морская вода.

  1. В каком предложении есть диалектизм?

  1. В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

  2. По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

  3. Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

  4. В марте в лесу появились первые проталины.

II вариант

  1. В каком словосочетании есть профессионализм?

  1. орфоэпические нормы;

  2. сладкое печенье;

  3. заячьи следы;

  4. гранитная набережная.

  1. В каком предложении есть диалектизм?

  1. Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.

  2. Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

  3. На негативе фотографии трудно узнать даже себя.

  4. Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.


- Предлагаю вам, ребята, посмотреть отрывок из известного фильма «Джентльмены удачи».

- Как вы думаете, зачем заведующий детским садом учит неизвестные ему слова? В какой ситуации это происходит?


- В русском языке есть еще одна группа необщеупотребительных слов, они называются жаргонизмами. Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Вот почему, чтобы казаться своим в криминальной среде, герой фильма и учит жаргонные слова. Жаргонизмы находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется. И в качестве эпиграфа к нашему уроку запишем высказывание К.И.Чуковского: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».


- Выполним упр.76 учебника.




  1. - Прочитайте отрывок студенческого доклада, посвященного эпизоду истории древнего Вавилона. Постарайтесь перевести его на литературный язык, объяснив значение жаргонизмов. Выпишите 5-6 примеров жаргонизмов, в скобках укажите их значение.

Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легко было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшнуну, Урук и Иссин.


- Ребята, а часто ли вы употребляете в своей речи жаргонизмы? Запишите 10-12 наиболее употребительных вами слов и их литературный перевод.


- Скажите, ребята, почему герой фильма заставляет своих друзей учить литературные слова? Почему большинство взрослых людей не употребляют жаргонизмы, хотя некоторые из них являются очень выразительными?


  1. А сейчас, ребята, выполним упр. 79.



- С какой группой слов вы познакомились сегодня на уроке? Кто чаще всего употребляет жаргонизмы в речи? Следует ли это приветствовать?


Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что я думаю о жаргонизмах?»


Учащиеся приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.






Учащиеся выполняют тестовые задания.



































Учащиеся смотрят отрывок из фильма, отвечают на вопросы учителя.





Учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.
















Один ученик выполняет упражнение у доски.


Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно, затем задание проверяется.
























Учащиеся приводят примеры слов из молодежного сленга.



Учащиеся делают вывод: жаргонизмы засоряют речь, свидетельствуют о невысокой культуре человека.



Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.







Бланк для ответа



Вариант

1

2

I

3)

2)

II

1)

4)




3


Урок русского языка в 6 классе по теме "Жаргонизмы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-практикум.

Задачи урока:

          1. Познавательные: познакомить учащихся с таким типом лексики, как жаргонизмы; определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека; уметь определять уместность/неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи.

2. Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся через различные способы деятельности; развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.

3. Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

 

Автор Гусева Лидия Станиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2116
Номер материала 30930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓