Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Скачать материал

Разработка урока по теме: «Фразеологизмы».

 

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-путешествие.

Задачи урока:

1. Познавательные: научить узнавать в речи  фразеологизмы, умело их использовать, выяснить, какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи.

2. Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся через различные способы деятельности; развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.

3. Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока:  мультимедийная аппаратура, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы, словари.

 

Ход урока.

 

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион-

ный этап.

1. Приветствие.

2. Слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок, урок-приключение, полное опасностей и неожиданностей, урок-путешествие к Земле Знаний. На доске сказочная карта, на ней указан наш маршрут. Отправимся мы в путь на фрегате «Победа» к берегам загадочной и прекрасной Фразеологии, населенной фразеологизмами.  Известный  русский  лингвист А.И.Ершов назвал их «самородками и самоцветами родного языка».

Цель нашего путешествия: научиться узнавать в речи  фразеологизмы, понять,  какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи, умело их использовать, в очередной раз восхититься чудесными возможностями русского языка.

 

Учащиеся приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.

II.Основной этап.

1.Подготовка к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Фронтальная беседа с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Разминка для эрудитов.

Актуализация знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Восприятие нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Презентация фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Поэтическая разминка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Подведение итогов.

 

 

IV. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Задание на дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель:

- Познакомимся  с нашим маршрутом:

-Море Словарных слов;

-Остров  Повторения;

-Море  Фразеологических оборотов;

-Остров  Фразеологического Словаря;

-Поэтический  перевал. 

 

Учитель:

-   Итак,  мы   с отважным капитаном  и умелым лоцманом плывем по морю Словарных слов.  Нашим друзьям предстоит выдержать экзамен.

На доске:

(В)перёд!  (На) таком к…рабле, да  (с) таким эк…пажем, можно плыть даже (к) самому г…ризонту.  

 

 

Дует горько-солёный бриз. Капитан, боцман, лоцман и штурман смело ведут фрегат к дальним берегам.

 

 

Учитель:

- Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок. Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны словосочетания, но солёная океанская вода размыла  чернила. Помогите мне понять, что же там написано? Если команда успешно справится с заданием,  то удачно обогнёт мыс Ошибок и благополучно продолжит путешествие.

 

Игра  «Третий лишний».

1.Вымыть руки. 

2.Держать себя в руках.

3.Взять голыми руками.

 

- Объясните, когда мы так говорим?

- Какие словосочетания созданы на основе переносного значения слов? (2,3)

- Когда слово употребляется в переносном значении? (Когда происходит перенос прямого значения слова на другой предмет или явление.)

- В чем секрет удивительной образности и выразительности русского языка? (В нем много слов, которые употребляются не только в прямом, но и  в переносном значении.)

- Какие значения имеет слово «держать»? О каком явлении русского языка это говорит? (О многозначности, или полисемии.)

- Какие средства художественной изобразительности создаются благодаря переносу значения слова? (Метафора, олицетворение, эпитет.)

Учитель:

- Таким образом, кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют  несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты).

Действительно, данные словосочетания  нельзя «сконструировать» из отдельных слов (как это происходит со свободными словосочетаниями), они воспроизводятся в памяти в том виде, в каком они всегда употребляются.

 

На доске:

Ваня махнул рукой и подбежал к нам.  Петр давно махнул рукой на свою жизнь и живет нехотя.

 

- Прочитайте пару предложений со свободным словосочетанием и фразеологическим оборотом.

-  Найдите фразеологизм.

- Определите, каким членом предложения является фразеологизм.

 

- А сейчас выполним упражнение 100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрим, насколько богата и выразительна ваша речь. Знаете ли вы эти фразеологизмы? Отгадайте фразеологические загадки.

1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2.Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у вечных путаников. (Каша)

3.Ее толкут или  носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

4.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)  

Учитель:

- А сейчас, ребята, наш фрегат  приближается к острову Фразеологического Словаря. Здесь нас ждет встреча с великими мудрецами, которые нам расскажут о том, как возникли фразеологизмы. Приготовьтесь  внимательно слушать, иначе Великий Словарь не раскроет  нам свои тайны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Посмотрите на слайды, где рассказывается о происхождении некоторых фразеологизмов.

- Таким образом, источники  возникновения  новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Крестьянский быт, наблюдения над животными, народные обычаи, профессиональная среда, исторические события – все это может дать жизнь фразеологизмам. Кроме того, литературные произведения, фольклор (сказки, пословицы и поговорки) пополняют фразеологическую копилку русского языка.

Слово учителя.

- А сейчас нам предстоит преодолеть поэтический перевал.

На слайде текст:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

-Откуда эти  строки? Объясните значение фразеологизмов.

- О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова?

- Кто рассказчик?

- Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?

 

- Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что такое фразеологизмы? Откуда они появляются в языке? Для чего их используют в речи?

Слово учителя.

- А сейчас мы поплывем с вами к бастиону Проверки знаний. Правильно выполнив тестовые задания, вы благополучно вернетесь на корабль.

 

I.                   Найди соответствия.

1). Как снег на голову

2). Держать язык за зубами

3). Намять бока

4). Не в бровь, а в глаз

 

a)    Метко

b)   Набить

c)    Молчать

d)   Неожиданно

II.                 Продолжи фразеологизмы, используя слова для справок (форму слов можно изменить).

1)    Дрожит как

2)    Держать в ежовых

3)    Вариться в собственном

4)    Выводить на чистую

 

a)     Вода

b)    Осиновый лист

c)     Рукавицы

d)    Сок

 

III. Вычеркни «четвёртый лишний» в каждом столбце.

1.      

a)     Хоть пруд пруди

b)    Кот наплакал

c)     Тьма-тьмущая

d)    Яблоку негде упасть

2.

a)     Во все лопатки

b)    Сломя голову

c)     Черепашьим шагом

d)    В мгновение ока

3.

a)     Слово в слово

b)    Тютелька в тютельку

c)     Вилами на воде писано

d)    Комар носа не подточит

4.

a)     Попасть впросак

b)    Попасть на седьмое небо

c)     Попасть в переделку

d)    Попасть в переплёт

 

Слово учителя.

- Дома, ребята, вы напишите мини-сочинения, вставив туда фразеологизмы. Первый вариант расскажет о дружной работе команды.

(Выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым долгом, не покладая рук, рука об руку).

Второй вариант составит рассказ о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. (Становиться на пути, стар и мал, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока).

 

- Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.

По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле Знаний. Спасибо всем и попутного ветра!

 

Читают наизусть 2 ученика (капитан и лоцман):

- Кто за приключения?

- Все без исключения!

- Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

- Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают текст в тетради, один ученик (капитан) работает у доски, вставляет пропущенные буквы, обозначает орфограммы, определяет падежи существительных.

Второй ученик (лоцман) объясняет значение выделенных слов с помощью словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают определение фразеологизмов на с. 46 учебника.

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают предложение с фразеологизмом в тетради, подчеркивают его как член предложения.

 

 

 

 

После записи предложений и обозначения фразеологизмов как членов предложения учащиеся делают вывод, что весь фразеологический оборот является одним членом предложения.

Ученики составляют и записывают предложения с 2-3 фразеологизмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят 2 ученика: Великий Словарь и  принцесса Фразеология.

Великий Словарь:

- Нашим островом правит принцесса Фразеология, которая просто обожает фразеологизмы, изучает их и заботится о них.  Большую помощь ей оказывают ученые-мудрецы.

Среди них  русский лингвист Виктор Владимирович Виноградов.

(Портрет ученого на слайде).

Он был одним из составителей первого научного Толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, одним из редакторов 4-томного и 17-томного академических словарей русского языка, руководил работой по составлению словаря языка А.С. Пушкина.

Принцесса Фразеология:

- По своему происхождению фразеологизмы делятся на  исконно русские и заимствованные из славянских и неславянских языков. Фразеологизмами русский язык пополнился, благодаря заимствованиям из старославянского языка и таких неславянских языков, как древнегреческий, латинский, французский, немецкий и английский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы, делают вывод о том, что фразеологизмы делают нашу речь яркой и выразительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют тесты.

 

Бланк для ответа

 

№ задания

№ вопроса

1

2

3

4

I.        

d

c

b

a

II.     

b

c

d

a

III.  

b

c

c

b

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  • Тип урока – комбинированный.
  • Форма урока – урок-путешествие.
  • Задачи урока:
  • 1. Познавательные: научить узнавать в речи  фразеологизмы, умело их использовать, выяснить, какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи.
  • 2. Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся через различные способы деятельности; развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.
  • 3. Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 810 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 669
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 357
    • DOCX 31.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусева Лидия Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гусева Лидия Станиславовна
    Гусева Лидия Станиславовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 56427
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»