Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 6 классе "Меткое русское слово"

Урок русского языка в 6 классе "Меткое русское слово"

Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Меткое русское слово»

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово...

А.А. Ахматова

Задачи:

углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

способствовать развитию интереса к родному языку;

воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Оборудование:

1) плакаты с высказываниями о русском языке;

2) магнитофонные записи песен;

3) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;

Подготовка:

1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

2) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;

3) подбор песен о России.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке, посвященном родному языку — главному достоинству нашего народа. Сегодня вы узнаете много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите зани­мательные сценки. Надеюсь, что вам не придется скучать!

Учитель: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что та­кое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Звучит песня о Родине.

Учитель: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тяго­стных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опо­ра, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возмож­ность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевско­го, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

Сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, я просила найти высказывания о русском языке и выучить их к нашему уроку. Давайте вспомним их.

Выступление учащихся:

1. Перед вами громада – русский язык. (Н.В.Гоголь)

2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.)

3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.)

4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский.)

5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.

6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже ин­струмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.)

7. Главный характер русского языка состоит в чрезвычайной лёгкости. (А.И.Герцен)


Учитель: Русский язык сыграл великую роль в истории нашего народа. Русский язык – это язык нашей науки, техники и культуры. Русский язык – это язык первопроходцев космоса, один из самых богатых языков мира, как писал Константин Паустовский « для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Какое счастье, что мы знаем много хороших русских слов и имеем возможность научится этому великому языку мира! В подтверждение сказанного я прошу вас, ребята, прочитать нам стихотворения о великом русском слове и великом русском языке

Звучат стихи.

Чтец 1.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть":

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, —

Как знамена в чехле, их в душе берегу.


Чтец 2.

Слова бывают разные.

Слова бывают всякие

Слова бывают ясные

Твердые и мягкие.


Слова бывают смелые

Упрямые, суровые

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.


Много слов на свете

Много дел на свете

Если дела нету

Слово это ветер


Слово улетает

Не поймаешь снова

Человек без дела

Человек без слова.


Чтец 3.

Творить слова извечно

Людское ремесло.

Люблю я человечность

Простых, неброских слов.

Живут слова такие

Которые народ

Которые Россия

Для песен бережет.

Для свадеб и в дорогу.

И для святых минут.

Когда в бою, не дрогнув,

За них на смерть встают.


Чтец 4.

Пусть для кого-то он не самый
Хороший на материке.

Но маму мы назвали мамой

На нашем русском языке.


И потому-то столь тревожно

Душе, когда земляк иной
Тебя коверкает безбожно

Как будто вовсе не родной.


И нет конца твоей тревоге

И этот груз не сбросить с плеч-

Я думаю: какой в итоге

Дойдет к потомкам наша речь?


Чтец 5.

Совершенство человечьей речи

Вещий знак большой людской судьбы.

Умирают города и вещи

Слово остается для борьбы.


Потому что человеку надо

Одолеть однажды немоту.

Потому что слово – как награда

За любовь, работу, красоту.

Да оно ведь и само- работа.

И мечта, и молодость, и страсть.

Слово – наша вечная забота

Без него – и всей земле пропасть


Все вместе:

1.Будем гордиться своим словарем,

Грязь из него навсегда уберем!

Детям нельзя души матом пятнать,

Это родителям надо понять.

2.Мат проникает в сердца и умы.

С детства за это ответственны мы.

Наша обязанность в детях беречь

Доброе сердце и чистую речь.

3.Чтоб сквернословие крепко связать,

Каждый отец должен сыну сказать:

«Речь не грязни и язык не калечь!»

Души чисты там, где чистая речь.

4.Дан нам язык, чтобы мысль выражать,

А не за тем, чтоб его искажать.

Грубостью женщина губит любовь,

К ней же она не воротится вновь.

5.Мерзость нечистых речей велика.

Стыд молодца и позор старика.

Чтобы язык не растаял в веках,

Будем беречь чистоту языка.


Чтец 6:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


Учитель: О языке народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

1. Язык до Киева доведет.

2. Язык без костей, что хочет, то и ло­почет.

3. Язык говорит, а голова не ведает.

4. Язык голову кормит, он же и спину портит.

5. Язык мал: великим человеком управляет.

6. Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет.

7. Языком болтай, а рукам воли не давай.

8. Языком не спеши, а делом не ленись.


Учитель: О слове, языке размышляли с древних времен, пытаясь определить его значение в жизни человека. Перенесемся в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух человек: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

Инсценировка:

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь. Где она?

- Вот, мой господин. Это – язык!

-Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка - мама, солнце, цветок. Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

- Ну, хорошо. Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире. Где она?

- Вот она, мой господин!

- Снова язык!?

- Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Учитель: Согласны ли вы с Эзопом? Сколько в русском языке красивых, добрых слов, способных описать мир и события во всей полноте и подробностях.


Учитель: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.

Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Я буду читать начало фразы, а вы попытайтесь продолжить её, используя фразеологизм.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно го­ворят ... (водой не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь ... (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова). Ре­бята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).


Учитель: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два актера разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

Как живешь? — спрашиваю.

Нормально, — отвечает.

А с учебой как?

Нормально.

Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

Нормально.

Вот так и поговорили!

Учитель: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекла­ме, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.

Группа «Руки вверх», песня «Студент».

Ты звонишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

Скажи мне «да» или «нет»

И дай мне свои ответ.

П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто...

Бутусов, «Песня идущего домой».

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам,

По скользкой мостовой

Ногами снег утюжил.

группа «Корни»

Твои изумрудные брови

Колосятся под знаком луны...

Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культу­рой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Наш урок подходит к завершению. В заключение хо­чется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Спасибо, вам ребята, за внимание и хорошую работу на нашем уроке!

























Приложение. Оформление доски

Русский язык – один из богатейших языков в мире…

В. Г. Белинский.




Перед вами громада – русский язык.

Н.В.Гоголь




С русским языком можно творить чудеса.

К.Паустовс-кий



Главный характер русского языка состоит в чрезвычай-ной лёгкости.

А.И.Герцен



Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние…

И. С. Тургенев.


Человеческое слово стрелы острее.


На великое дело – великое слово.


Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.


Язык мал, а великим делом ворочает.


Хорошую речь хорошо и слушать.













Урок русского языка в 6 классе "Меткое русское слово"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка "Меткое русское слово" предназначен для проведения в 5-7 классах. Его можно так же использовать в качестве урока знаний 1 сентября или во время проведения недели русского языка. В данном уроке речь идет о богатстве, выразительности, образности  русского слова. Он способствует развитию интереса к родному языку и воспитывает чувство патриотизма и бережного отношения к слову. Для этого в ходе урока используются высказывания о русском языке великих людей, пословицы и поговорки, песни и стихи по этой теме. 

Автор Головач Наталья Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1134
Номер материала 2299
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓