Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок Черненко О.А..doc

Указательные местоимения.  (1 урок)

Цели:

1.Образовательные:

– повторение  и систематизация полученных ранее  знаний  о местоимении;

–знакомство со значением  указательных местоимений, признаками  указательных местоимений, их синтаксической ролью;

– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть  речи.

2. Развивающие:

– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и  письменной речи;

– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать,  выделять, обобщать);

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на  практике.

3.Воспитательные:

– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское”  отношение к изучению русского языка;

– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

Ведущий метод: проблемный.

 

1.Оргмомент.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята!  Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке.  Давайте улыбнемся друг другу и в душе пожелаем хорошо поработать. Откройте тетради,  на верхней строчке напишите число, ниже классная работа, а тему запишем позже.

2. Словарная работа.

Я предлагаю вам поработать над словарными словами в форме игры «Путаница». Буквы в словах перепутались, расставьте буквы правильно и у вас получится слово.

(Дети отгадывают слова, записывают в тетради, объясняют написание – ударение, подчеркивают букву, которую запоминаем).

Лапери (перила), танлат (талант), атсолд (солдат), кетара (ракета), тобен (бетон), паткер (паркет), рнизка (карниз), негерал (генерал),  сейнбас (бассейн).

-А еще я хочу познакомить вас с новым словом.

(На доске плакат – орнамент из местоимений)

Посмотрите на плакат, кто из вас знает, как называется такой рисунок. (Орнамент).

Орнамент – (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

-  Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение.  Устно составьте предложение с этим словом.

- Из слов какой  части речи составлен этот орнамент? (местоимения).

-скажите, что такое местоимение?

- Посмотрите внимательно, на  эти  местоимения. Все они вам знакомы. Назовите разряды местоимений, дополните примерами.

Личные - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Возвратное - себя.

Вопросительные -  кто? Какой? Что? Сколько? каков?

Относительные – кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

Неопределенные – некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

Отрицательные местоимения – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Притяжательные – мой, твой, свой, наш, ваш.

 

 - Посмотрите,  наш орнамент не закончен, я думаю, что к концу урока мы обязательно его закончим.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разрядом местоимений.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета. - Какое  местоимение в нём чаще всего употребляется?

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Это все - весна.

 

- Какую роль играет  в стихотворении местоимение это? (указывает)

- с каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся? (мы сегодня на уроке познакомимся с указательными местоимениями).

3. Запись темы урока.

 На уроке Мы познакомимся  со значением  указательных местоимений, признаками, их синтаксической ролью.

Презентация. Слайд1.

 

(Можно использовать мультимедийный урок  из единой коллекции  цифровых образовательных ресурсов. 

http://schoolcollection.marsu.ru/catalog/rubr/42b60a7a-51df-470e-b4c3-58a7dfffd273/111781/?

Если нет такой возможности, пользуйтесь презентацией. Она составлена согласно  нормам САНПина, и не превышает 15 минут.)

 

-Посмотрите внимательно на определение Местоимения.

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

- Что значит указательное местоимение, мы все время говорим, что местоимение на что-то указывает? На что?  На предмет, на признак – получается они все указательные.

- Указывать,  не называя, это основное значение  любого местоимения, но они не только на что-то указывают, но и наполняют это указание каким-либо дополнительным смыслом.

- На что указывают личные местоимения? (на лицо).

-А притяжательные? (на принадлежность).

-Чтобы разобраться  в значении указательных местоимений.  Давайте посмотрим отрывок из сказки:  (слайд 2)

Что это? Хм…  По этой дороге пойдешь – голову сложишь, по той смерть найдешь…

Ничего себе! И только две дороги!

Почему столько? Таких сказок не бывает.

Подожду, пока поправят  - таково моё решение!

 

Пока наш богатырь отдыхает, подумаем. Что мы можем сказать об указательных местоимениях.

-На что они указывают?

 

 Что это? Хм…  По этой дороге пойдешь – голову сложишь, по той смерть найдешь…

Ничего себе! И только две дороги!

Почему столько? Таких сказок не бывает.

Подожду, пока поправят  - таково моё решение!

 Они только указывают, словно пальцем показывают ЧТО ЭТО, ПО ЭТОЙ ДОРОГЕ, ПО ТОЙ ДОРОГЕ.

 

Указательные местоимения указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определенное количество предметов.

 

Перед вами указательные местоимения в начальной форме:

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО.

- Что является их постоянным признаком? (Их постоянным признаком является разряд – указательные).

 

Слайд 6.

-А теперь вспомним,  какие указательные местоимения есть в тексте и скажем в какой форме они стоят.

Работа в паре.

Укажите род, число, падеж указательных местоимений. Подумайте,  все ли они изменяются по числам, родам и падежам. Будьте внимательны.  

Проверка.

Что это (ед.ч., с.р., И.п.) ? Хм…  По этой (ед.ч., ж.р., Д.п.) дороге пойдешь – голову сложишь, по той (ед.ч., ж.р., Д.п.)  смерть найдешь…

Ничего себе! И только две дороги!

Почему столько (изменяется по падежам сколько людей к нему пришло, Стольким людям он и помог, Стольких и вылечил)? Таких (мн.ч., Р.п.) сказок не бывает.

Подожду, пока поправят  - таково (ед.ч. с.р.)  моё решение!

 

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Местоимения ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по падежам, родам и числам.

- какая часть речи также изменяется? (прилагательные).

Таков – изменяется по числам и родам (как краткое прилагательное). Столько – только по падежам (как числительное).

 

Мы еще продолжим разговор об указательных местоимениях.

-Что мы узнали о них сейчас?

Вот что мы узнали о них сейчас - значение указательных местоимений, признаки указательных местоимений.

 

Физминутка для глаз.

 

4. Закрепление. Работа в парах.

Найдите в тексте указательное местоимение. Выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы.

На что указывает местоимение и на какой вопрос отвечает?

Как изменяется?

С каким словом связано?

 

Непреходящая красота русского леса наложила неизгладимый отпечаток на обычаи, обряды, характер и творчество нашего народа. Особенно ярко это проявилось в декоративно-прикладном искусстве, мастерам которого лес подарил ещё и прекрасный естественный материал — дерево. Изделия из дерева, хранящие тепло рук мастера, не только украшают современный интерьер, но и надёжно служат в домашнем хозяйстве.                        

                                                                                               (Г. Федотов)

Проверка.

5. Самостоятельная работа.

Прочитайте текст. Все слова вам понятны. О чем он? Как можно озаглавить его?  Спишите. Подчеркните указательные местоимения. Укажите их падеж и число.

Книга – великан.

         Книга высотой в два3 этажа? Скажете: таких не бывает. И ошибётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности2. В те времена1 мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

Проверка.

-Над  какими видами орфограмм работали?

Разборы.

древности2

времена1

в два3 (этажа)

6. Итог.

- С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомились?

- Что  вы можете о них рассказать? Как они изменяются? (тот, этот, такой – по родам, падежам и числам; таков – по родам и числам; столько – по числам).

- Давайте закончим наш орнамент.

-Вы  еще познакомитесь с одним разрядом местоимений, и сможете сами продолжить этот орнамент.

Оценки

7.  Рефлексия.

Продолжите предложение:

1 ряд Сегодня на уроке я…

2 ряд Сегодня на уроке мы…

3 ряд Наш урок…

8. Домашнее задание

П. 77; упр. 439.или написать небольшое сочинение-миниатюру на тему «Местоимение – загадочная часть речи».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 6 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение к уроку Черненко О.А..ppt

Скачать материал "Урок русского языка в 6 классе"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • Что   это   ? Хм…  По  этой   дороге пойдешь – голову сложишь, по   той   сме...

    2 слайд

    Что это ? Хм… По этой дороге пойдешь – голову сложишь, по той смерть найдешь…
    Ничего себе! И только две дороги!
    Почему столько ? Таких сказок не бывает.
    Подожду, пока поправят - таково моё решение!

  • На признакЧто это? Хм…  По этой дороге пойдешь – голову сложишь, по той смерт...

    3 слайд

    На признак
    Что это? Хм… По этой дороге пойдешь – голову сложишь, по той смерть найдешь…
    Ничего себе! И только две дороги!
    Почему столько? Таких сказок не бывает.
    Подожду, пока поправят - таково моё решение!

    На предмет
    На количество

  • Постоянный признак

    4 слайд

    Постоянный признак

  • ед.ч., ср.р., И.п.мн.ч., Р.п.ед.ч., ср.р.

    5 слайд

    ед.ч., ср.р., И.п.
    мн.ч., Р.п.
    ед.ч., ср.р.

  • Изменяются по числам, родам и падежам.Изменяется по числам и  родам.Изменяетс...

    6 слайд

    Изменяются по числам, родам и падежам.
    Изменяется по числам и родам.
    Изменяется по падежам.

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ тетрадь к уроку.docx

 

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

1.     Словарная работа. «Путаница»

Посмотрите,  буквы в словах перепутались, расставьте буквы правильно и у вас получится слово.

Лапери , танлат, атсолд, кетара, тобен , паткер, рнизка, негерал,  сейнбас.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Новое слово:_____________________

 

Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

 

 

Это интересно.

В латинском языке местоимение имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – вместо  и существительного номен – имя.

 

2.     Разряды местоимений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Указательные местоимения:

ТОТ

 ЭТОТ

 ТАКОЙ

 ТАКОВ

 СТОЛЬКО.

 

 

 

 

3.     Укажите род, число, падеж указательных местоимений. Подумайте,  все ли они изменяются по числам, родам и падежам. Будьте внимательны.

 

 

Что это (_____________) ? Хм…  По этой (_________) дороге пойдешь – голову сложишь, по той (_________)  смерть найдешь…

Ничего себе! И только две дороги!

Почему столько (___________)? Таких (_________) сказок не бывает. Подожду, пока поправят  - таково (_________)  моё решение!

 

 

 

4.     Укажите, как изменяются указательные местоимения.

Указательные

местоимения.

Тот

Этот

Такой

Таков

Столько

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5.     Прочитайте текст.  Озаглавьте.    Спишите. Подчеркните указательные местоимения. Укажите их падеж и число.

 

         Книга выс…той в два этажа? Скажете: таких (не)бывает. И ош..бётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих кни…  находятся в Монголии. В одной из таких кни…  насчитывается 236 т…мов. Книги эти созданы в древност….  В те вр…мена мастерам-искусникам прих…дилось текст каждой страницы полностью выр…зать на деревя…ой доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор уд…вляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.     Определите каким членом предложения являются выделенные местоимения.

Это наша школа.

Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится.

Это письмо написал мой друг.

Давай посидим у того дерева.

У него был такой же велосипед, как у меня.

Ты сегодня не такой, как всегда.

Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать.

 

7.     Тест.

1.     Найдите соответствия.

А) Мой, твой, наш, ваш                           отрицательные местоимения

Б) Нечто, что-то, что-либо                      притяжательные местоимения

В) Этот, таков, столько                             неопределенные местоимения

Г) Никакой, не с кем, некого                   указательные местоимения

 

2.     Какое  из слов в каждом ряду не является местоимением? Подчеркните его.

А) Она, наша, обе, эта;

Б) Столько, весь, там, тот;

В) Будто,  кто-то, какие-то.

 

3.     Укажите разряд выделенных местоимений.

Нечто интересное мы должны были узнать на этой встрече.

 

А) Указательное;

Б) Отрицательное;

В) Неопределённое;

Г) Определительное.

 

Нам было трудно выполнить такое задание.

А) Относительное;

Б) Указательное;

В) Притяжательное;

Г) Личное.

 

 

 

4.     Вставьте пропущенные буквы. Выделите предложения, в которых пишутся местоимения с ни.

 

А) Н…чего не сказала она ему в ответ.

Б) Вокруг н…чего не оставалось, кроме брошенных рыбаками лодок.

В) Н…которые молчали и с вниманием слушали.

Г) Н… с кого спрашивать, когда сам виноват.

Д) Н…чьих голосов мы там не услышали.

Е) Мне н… к кому было обратиться.

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 6 классе"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок  знакомит учащихся с указательными местоимениями, их признаками и синтаксической ролью. Для объяснения нового материала можно использовать презентацию , а можно мультимедиа урок из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ссылка дана в конспекте урока). Подготовлена тетрадь. в которой учащиеся выполняют задания на уроке.  Презентация на уроке занимает 15 минут, согласно требованиям САНПИН.

Тип урока - введение нового материала.

Рационально распределено время на этапы урока, "связки" между ними логичны.  Высокая работоспособность обеспечивается сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 863 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 772
    • ZIP 2.4 мбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черненко Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Черненко Ольга Анатольевна
    Черненко Ольга Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18886
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе