Урок
русского языка в 6-м классе "Деепричастие – это…". Обобщение и
систематизация изученного.
Цели урока:
- обобщение и систематизация
сведений о деепричастии и деепричастном обороте;
- выработка умения выделять
знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
- проверка умения различать
деепричастные и причастные обороты.
- выработка умения правильного
использования в речи деепричастия;
- способствовать развитию
быстроты реакции, внимания, памяти, мышления.
- повторение написания слов с
непроверяемой орфограммой.
- формирование коммуникативных
умений.
ХОД УРОКА
I. Словарная
работа.
А) По лексическому значению
определить и записать слово:
- приличный, соответствующий
правилам светского приличия (КОМИЛЬФО);
- публичное сожжение еретиков по
приговору инквизиции (АУТОДАФЕ);
- помещение в крепости для
содержания политических заключённых в дореволюционной России, в буржуазных
странах (КАЗЕМАТ);
- что-либо гибельное,
катастрофическое для мира (АПОКАЛИПСИС);
- суд присяжных в Древней Греции
(АРЕОПАГ);
- в некоторых странах первая
учёная степень или лицо, сдавшее экзамен за курс средней школы
(БАКАЛАВР);
- чрезмерная фамильярность,
бесцеремонность (АМИКОШОНСТВО);
- чувство мучительного голода (БУЛИМИЯ);
- непериодический литературный
сборник произведений разных авторов (АЛЬМАНАХ);
- торговец старыми и
подержанными книгами (БУКИНИСТ);
- пропуск, дающий право на
бесплатное посещение представления в театре, цирке и т.п.
(КОНТРАМАРКА);
- один из главных красящих веществ
печени человека (БИЛИРУБИН);
- сплав металла с ртутью (АМАЛЬГАМА);
- песня венецианских
лодочников-гондольеров (БАРКАРОЛА).
Б) Значение какого слова определено
неверно:
- НОКТЮРН – небольшая лирическая
музыкальная пьеса.
- РАНДЕВУ – место встречи судов
в море.
- ДЕЕПРИЧАСТИЕ – напевная речь в
вокально-музыкальном произведении.
(Учащиеся
отвечают, что неверно определено значение слова ДЕЕПРИЧАСТИЕ; дают определение
деепричастия).
II. Проверка
усвоения темы.
ТЕСТ.
1. Деепричастие – это часть речи,
которая обозначает
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном
действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета.
2. Деепричастия бывают
а) только совершенного вида;
б) только несовершенного вида;
в) совершенного и несовершенного
вида;
г) не имеет вида.
3. Укажите, какие глагольные
признаки отсутствуют у деепричастия:
а) наклонение;
б) вид;
в) изменяемость;
г) способность примыкать к другим
частям речи.
4. Деепричастие и деепричастный
оборот выделяются запятыми, если
а) стоят после определяемого слова;
б) стоят перед определяемым словом;
в) всегда выделяются запятыми;
г) не выделяются запятыми
5. Деепричастие и деепричастный
оборот в предложении являются
а) сказуемым;
б) дополнением;
в) определением;
г) обстоятельством.
Ответы: 1. в; 2.
в; 3. а, в; 4. в; 5. г.
III. Работа с
текстом.
Прочитайте текст и выполните
задания.
1)Между каменной стеной и растущими
вдоль неё кипарисами была тёмная лазейка. 2) Подчиняясь одному чувству страха
Сергей юркнул в неё и побежал вдоль стены. 3) Острые иглы кипарисов густо и
едко пахнувшие смолой хлестали по его лицу. 4) Он спотыкаясь о корни, падал,
разбивая в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперёд, согнувшись
почти вдвое, (не) слыша своего крика.
А. К какому стилю и типу речи
относится текст?
1) Научный стиль; описание с
элементами повествования.
2) Художественный стиль;
повествование.
3) Публицистический стиль;
рассуждение;
4) Научный стиль; повествование с
элементами описания.
Б. Сколько деепричастных оборотов в
этом тексте?
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
В. Сколько запятых пропущено в
тексте?
- 1
- 2
- 3
- 4
Г. Укажите предложение с причастным
оборотом.
- 4
- 2
- 1
- 3
Д. Сколько деепричастий
совершенного и несовершенного вида используется в тексте?
- 2 и 3
- 1 и 3
- 1 и 4
- 2 и 2
IV. Проверка
быстроты реакции, внимания.
Первый вариант находит деепричастия
совершенного вида; второй вариант – деепричастии несовершенного вида.
Раскрывают скобки. (Материал распечатан).
(Не) принимая во внимание; пришёл,
(не) смотря на болезнь; работали, (не) взирая на усталость; стучал (не) переставая;
идёт (не) спеша; (не) сказав ни слова; бросился на помощь (не) раздумывая;
скажу (не) стесняясь; работал (не) покладая рук; ответил (не) глядя; (не)
открыв дверь; (не) разбирая дороги; (не) взирая на неудачи; (не) узнав
товарища; (не) согласившись с чужим мнением; (не) годуя; (не) глядя в лицо.
V. Мини-сочинение
на тему: «Как я выполняю домашнее задание по русскому языку».
VI. Подведение
итога.
Учащиеся должны продолжить фразу,
записанную в теме урока: «Деепричастие – это…».
Домашнее задание.
- I группа учащихся составляет
текст на тему «На баскетбольной площадке»;
- II группа находит и выписывает
отрывок с деепричастиями и деепричастными оборотами из учебника
«Литература 7 класс.»
- III группа выполняет упр. 193.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.