Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5классе на тему "Число имен существительных"

Урок русского языка в 5классе на тему "Число имен существительных"



Тема: Число имен существительных. 5 класс.

Цели:

  • научить определять число имён существительных;

  • овладеть способом действия « как определить число имён существительных»;

  • развивать творческие способности, расширять познавательные интересы;

  • развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Результат: составить алгоритм определения числа имён существительных.

Оборудование:

  • учебник « Русский язык» 5 класс;

  • слайд « Число имен существительных»;

  • электронный учебник;

  • интерактивная доска.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация и мотивация.

Я очень рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня замечательный день, светит солнце. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело на уроке. Мы снова будем работать с компьютерами, потому что нам это интересно. Мы будем работать индивидуально и в группах: обсуждать, объяснять, выступать по теме, комментировать, рецензировать. Все получат сегодня хорошие отметки.

Существительное.

hello_html_36cd7b2c.jpg

5. Проверить дом. работу: упр.219.

Вопрос Когда мы только начали свое путешествие по стране « Имя существительное»,то лексической темой наших уроков было что?

(культура повдения, хорошие манеры)

Мы продолжим наше путешествие по стране « Имя существительное» и углубим наши познания о хороших манерах в школе и дома.

Вопрос Дома вы должны были найти высказывание А.П.Чехова о человеке, нашли?

(дети читают высказывание)

Эти замечательные слова А.П. Чехова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку.


А вот в какую часть имени существительного мы отправимся сегодня вы узнаете, когда расставите слова по парам.

(слайды на доске)

Словарная работа (Дети в два столбика записывают имена существительные) Ученик расставляет картины на доске.

(проверка словарной работы)

Вопрос Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?
- А что мы нового узнаем про имя существительное?.

У. Мы уже столько знаем  про существительное, хотите узнать что-то новое?
А  зачем?
У. Давайте сделаем вывод:  мы узнаем новое про существительное, для того чтобы…..
(обобщает ответы детей)
- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.

ІІІ. Изучение  нового материала.

Подцель: открытие нового знания.

У.  Прочитайте написанные на доске слова:

груша груши

яблоко яблоки

ягода ягоды

помидор помидоры

огурец огурцы

баклажан баклажаны

роза розы

гвоздика гвоздики


- Что общего у этих слов?
- Разделите данные имена существительные на две группы. Подумайте, на какие группы. 

У.  Какие имена существительные вы отнесли к первой группе? Почему именно эти существительные вы объединили в одну группу?

У. Какие имена существительные вошли во вторую группу?
Дополните запись.
У. По какому признаку вы объединили эти существительные в одну группу?

У.  Как вы думаете, имена существительные из первого столбика находятся в форме единственного числа или множественного?
Значит,  имена существительные второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме  …….(дети договаривают).

Запись на доске: 

Единственное число

 

Множественное число

флаг

 

флаги

страна

 

страны

поле

 

поля

У. Прочитайте  написанные слова парами.
У. Как в данном случае изменяются имена существительные? (изменяются по числам)
У. Изменение по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

Обобщение. Работа по слайду

  1. Как изменяются существительные?

  2. В каком  числе они употребляются?

  3. Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе?

  4. Как узнать существительное единственного числа?

  5. Сколько предметов обозначает существительное во множественном числе?

  6. Как узнать существительное множественного  числа?

У.   Попробуйте в группах  составить модель способа определения числа имени существительного.
Представление результатов работы групп, выбор наиболее полной модели и ее корректировка.

Физминутка.

У. Я буду называть существительное единственного и множественного числа.
Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.
Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

ІV. Первичная проверка понимания нового материала.

Подцель: применение знаний, следить за действиями ученика.

  1. Устная работа. Классификация имён существительных в форме единственного и множественного числа
    (Учебник  с.99, упр.229)
    Коллективная работа с комментированием.

  2. Работа у доски.

(упр.230.,с.99)

3. Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа по группам:
1группа  ( для учащихся с высокими учебными возможностями) т. «Пишем грамотно», с.100, упр.231
2группа: т. «Пишем грамотно», с.100, упр.232
3группа (учащиеся с низкими учебными возможностями)  задание на доске: поставить существительные в форму  множественного числа:

пирог- …

 

флаг- ……

яблоко- …

 

конверт- ……

дорога- …

 

огород - ….

( У доски работают по одному ученику с группы)
Проверка выполнения  в тетради и на доске.
У. Кому было трудно выполнять задание?
Кто  не испытывал трудностей?
Нарисуйте рядом соответствующий кружок.(красный - трудно, синий- не совсем всё понятно, зелёный- легко).

Работа по карточкам «Азбука Вежливости»

Упр228. «Совесть»

V. Обобщение и систематизация знаний.

Подцель: систематизировать знания.
 Вопрос Что нового сегодня на уроке узнали на уроке про имя существительное?
Как определить число имён существительных?

Работа с электронным учебником. Тесты
VI.  Рефлексивный этап.

Подцель: анализ деятельности и полученных знаний.

1. Деятельностная  рефлексия.

У. Поработайте каждый  со шкалой «Число имен существительных». У кого изменилась отметка на шкале - покажите. Добавились ли у вас знания о существительном?
2. Эмоциональная рефлексия.
 У. Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение человека. Какое у вас настроение после урока русского языка? Дорисуйте лицо вашему человечку.

VІІ. Оценки. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «В человеке должно быть все прекрасно»

Найти стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы»

Урок русского языка в 5классе на тему "Число имен существительных"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Тема: Число имен существительных. 5 класс.

Цели:

  • научить определять число имён существительных;
  • овладеть способом действия « как определить число имён существительных»;
  • развивать творческие способности, расширять познавательные интересы;
  • развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Результат: составить алгоритм определения числа имён существительных.

Оборудование:

  • учебник « Русский язык»  5 класс;
  • слайд « Число имен существительных»;
  • электронный учебник;
  • интерактивная доска.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация и мотивация.

 Я очень рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня замечательный день, светит солнце. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело на уроке. Мы снова будем работать с компьютерами, потому что нам это интересно. Мы будем работать индивидуально и в группах: обсуждать, объяснять, выступать по теме, комментировать, рецензировать. Все получат сегодня хорошие отметки.

Существительное.

 

5. Проверить дом. работу: упр.219.

  Вопрос  Когда мы только начали свое путешествие по стране « Имя существительное»,то лексической темой наших уроков было что?

 (культура повдения, хорошие манеры)

Мы продолжим наше путешествие по стране « Имя существительное» и углубим наши познания о хороших манерах в школе и дома.

  Вопрос   Дома вы должны были найти высказывание А.П.Чехова о человеке, нашли?

(дети читают высказывание)

Эти замечательные слова А.П. Чехова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку.

 

А вот в какую часть имени существительного мы отправимся сегодня вы узнаете, когда расставите слова по парам.

(слайды на доске)

Словарная работа  (Дети в двастолбика записывают имена существительные)   Ученик расставляеткартины на доске.

(проверка словарной работы)
 

 Вопрос   Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?
- А что мы
новогоузнаем про имя существительное?.

У. Мы уже столько знаем  про существительное, хотите узнать что-то новое?
А  зачем?
У. Давайте сделаем вывод:  мы узнаем новое про существительное, для того чтобы…..
(обобщает ответы детей)
- Откройте тетради
,  запишите дату и классная работа.

ІІІ. Изучение  нового материала.

Подцель: открытие  нового знания.

У.  Прочитайте написанные на доске слова:

груша                              груши

яблоко                            яблоки

ягода                              ягоды

помидор                        помидоры

огурец                            огурцы

баклажан                        баклажаны

роза                                 розы

гвоздика                         гвоздики


- Что общего у этих слов?
- Разделите данные имена существительные на две
 группы. Подумайте, на какие группы. 
 
У.  Какие имена существительные вы отнесли к первой группе? Почему именно эти существительные вы объединили в одну группу?

У. Какие имена существительные вошли во вторую группу?
Дополните запись.
У. По какому признаку вы объединили эти существительные в одну группу?

У.  Как вы думаете, имена существительные из первого столбика находятся в форме единственного числа или множественного?
Значит,  имена существительные второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме  …….(дети договаривают).

Запись на доске: 

Единственное число

 

Множественное число

флаг

 

флаги

страна

 

страны

поле

 

поля

У. Прочитайте  написанные слова парами.
У. Как в данном случае изменяются имена существительные? (изменяются по числам)
У. Изменение по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

Обобщение. Работа по слайду

  1. Как изменяются существительные?
  2. В каком  числе они употребляются?
  3. Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе?
  4. Как узнать существительное единственного числа?
  5. Сколько предметов обозначает существительное во множественном числе?
  6. Как узнать существительное множественного  числа?

У.   Попробуйте в группах  составить модель способа определения числа имени существительного.
Представление результатов работы групп, выбор наиболее полной модели и ее корректировка.

Физминутка.

У. Я буду называть существительное единственного и множественного числа.
Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.
Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

ІV. Первичная проверка понимания нового материала.

Подцель: применение знаний, следить за действиями ученика.

  1. Устная работа.Классификация имён существительных в форме единственного и множественного числа
    (Учебник  с.
    99, упр.229)
    Коллективная работа с комментированием.

  2. Работа у доски.

    (упр.230.,с.99)

    3.   Самостоятельная работа.
    Дифференцированная работа по группам:
    1группа  ( для учащихся с высокими учебными возможностями) т. «Пишем грамотно», с.
    100, упр.231
    2группа: т. «Пишем грамотно», с.
    100, упр.232
    3группа (учащиеся с низкими учебными возможностями)  задание на доске: поставить существительные в форму  множественного числа:

пирог- …

 

флаг- ……

яблоко- …

 

конверт- ……

дорога- …

 

огород - ….

( У доски работают по одному ученику с группы)
Проверка выполнения  в тетради и на доске.
У. Кому было трудно выполнять задание?
Кто  не испытывал трудностей?
Нарисуйте рядом соответствующий кружок.(красный - трудно, синий- не совсем всё понятно, зелёный- легко).

Работа по карточкам «Азбука Вежливости»

Упр228. «Совесть»

V. Обобщение и систематизация знаний.

Подцель: систематизировать знания.
 
Вопрос   Что нового сегодня на уроке узнали на уроке про имя существительное?
Как определить число имён существительных?

Работа с электронным учебником. Тесты
VI.  Рефлексивный этап.

Подцель: анализ деятельности и полученных знаний.

1. Деятельностная  рефлексия.

У. Поработайте каждый  со шкалой «Число имен существительных». У кого изменилась отметка на шкале - покажите. Добавились ли у вас знания о существительном?
2. Эмоциональная рефлексия.
 У. Урок подо
шёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение человека. Какое у вас настроение после урока русского языка? Дорисуйте лицо вашему человечку.

VІІ.  Оценки. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «В человеке должно быть все прекрасно»

Найти стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы»

Автор Мухамедиева Раушангуль Жумабековна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1539
Номер материала 13109
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓