Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе «Синтаксический разбор сложного предложения»

Урок русского языка в 5 классе «Синтаксический разбор сложного предложения»

Урок русского языка в 5 классе

«Синтаксический разбор сложного предложения»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; развивать навыки анализа текста, исследовательской работы; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся узнают порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения, научатся объяснять языковые явления.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания


1.Проверка

домашнего задания

Упр.240

2 чел. у доски:

Чтение предложений, составленных по схемам.



Вопросы классу или игра «Золотая рыбка», когда вопросы написаны на рыбках:

-что изучает синтаксис?

-что изучает пунктуация?

-что такое предложение?

-какими бывают предложения по количеству грамматических основ? Приведите примеры таких предложений.

-на какие группы по средствам связи делятся сложные предложения?

Умение конструировать простые и сложные предложения, выделять в них грамматическую основу, расставлять и объяснять знаки препинания






2.Оргмомент. Мотивация

Учитель: Ребята! Запишите число, классная работа.

Сегодня мы вновь окунемся в прекрасный и удивительный мир русского языка. И начать наш урок я предлагаю со словарного диктанта. А для чего мы пишем такие диктанты? Итак, начнем:

Строгое жюри, тяжелый рюкзак, хоккейный матч, огромный парашют, встретиться на вокзале, слышится отовсюду, повернуть налево, современный компьютер, беседовать со спортсменом, интересная брошюра.



-выделить орфограммы.

-обменяться тетрадями, выставить и объяснить оценки друг другу (свериться с записями на доске)

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

3.Пробное действие

Учитель

Что собой представляли слова, записанные вами в качестве словарного диктанта? Что это? (словосочетания).

Чем они отличаются от предложения? Какие предложения вы уже изучили на прошедших уроках? Как будет звучать тема, последняя в изучении сложного предложения?

Посмотрите на слайд. Всё верно.

Запишите тему «Синтаксический разбор сложного предложения»

Предположите, о чем пойдет речь

(выслушать ответы ребят)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель: Попробуем с вами определить цели.



-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.


Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Открытие нового знания

1. С разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором простого предложения)

-Как вы думаете, чем будут схожи и различны разборы простого и сложного предложений?

-Сверимся с материалами учебника.

2.Самостоятельное наблюдение на стр.111-112, п.47

Сделайте выводы.

3. Что нового вы узнали по теме урока?

4.Что показалось сложным, непонятным?

5.А как связаны синтаксический и пунктуационный разборы?

6.Запишите план разбора в тетрадь те, кому это необходимо. Остальные в это время повторяют и составляют схемы БСП, ССП,СПП.

Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1. Запись предложений под диктовку (4 чел.), синтаксический разбор:

Жил отважный капитан, он объездил много стран.

Мы пришли в этот мир, чтобы жить.

Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.

Кто-то стучит в дверь.

-выделить орфограммы, объяснить постановку знаков препинания,

-дать хар-ку, составить схемы.

-сравнить синтаксический разбор простого и сложного предложения

2.Анализ текста (упр.243)

-основная мысль текста

-какие типы текстов соединены в данном тексте?

-назвать глаголы движения

-1 чел.- морфемный разбор слова у доски

-пунктуационный разбор предложений (по выбору учителя)

3. Самостоятельная работа

Схематический диктант (записать схемы предложений):

1.Подскажи мне отгадку.2.Утром проснулся Иван, а ковер уж готов. 3.Наступила осень, птицы готовятся к отлету. 4.Подъехала карета, и вышла из нее Василиса Премудрая.5.Ученые считают, что вскоре наступит всемирное потепление.



4. Работа в парах. Взаимопроверка схематического диктанта. Самооценка

5. Дать характеристику предложениям по схемам.

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что вы узнали о синтаксическом разборе сложного предложения? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)


Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П. 47, упр.244 или выписать из учебника литературы 5 сложных предложений, произвести их синтаксический разбор












Урок русского языка в 5 классе «Синтаксический разбор сложного предложения»
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; развивать навыки анализа текста, исследовательской работы; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели  деятельности ученика:

-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

 

Предметные: обучающиеся узнают порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения, научатся  объяснять языковые явления.

Автор Игнатенко Елена Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3282
Номер материала 48450
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓