Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе "Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе «Синонимы»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с синонимами; показать роль синонимов в речи, развивать навыки работы с толковым словарем, словарем синонимов; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать синонимы в тексте, использовать в речи предложения с синонимами.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания


1.Проверка до

машнего задания

2 чел.у доски:

1 чел.читает предложения со словами-омоформами

2 чел.- со словами-омофонами

Вопросы классу:

-прочитайте записанные слова- омонимы

-определите виды орфограмм

-сделайте выводы по выполнению домашнего задания


Умение определять и

использовать в речи омонимы (изученные на предыдущем уроке)






2.Оргмомент. Мотивация

Учитель:

-Выполним лингвистическую разминку. Запишите слова со слайда ( горка, пригорок, горевать, пригорюниться, горестный).

Являются ли все эти слова однокоренными? Запишите их в два столбика. На что при этом будем обращать внимание? (на значение корней: в них должно быть общее значение; в первом столбике- связано со словом гора, во втором столбике- со словом горе). Такие корни называются омонимичными.



-А сегодня мы продолжим говорить о лексических разрядах. Посмотрите на таблицу разрядов.

-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (о синонимах)

-Запишите число, классная работа

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

3.Пробное действие

Учитель:

Проанализируйте слова на слайде, сгруппируйте их: село, дорога, рожа, деревня, тропинка, лицо.

-По какому признаку сгруппированы слова? (сходные значения).

-запишите получившиеся пары.

-обратите внимание на то, как пишутся и произносятся данные слова (по-разному)

- на какие вопросы отвечают?

- какой частью речи выражены? (одной и той же)

Предположите, как называются эти слова?(синонимы)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель:

-откройте параграф 68, стр.161 учебника, прочитайте название параграфа, соотнесите со своими предположениями;

-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.

Запишите тему урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Открытие нового знания

1. Самостоятельное чтение параграфа учебника на стр. 161-162 ( с пометками)

2. Что нового вы узнали о синонимах?

3.Что показалось сложным, непонятным?

4.Как вы думаете, что обозначает слово «синоним»? (от греч. «одноименный»)


Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1. Составление синонимических рядов. Работа со словарем.



Красавица, жара, молва, лось, запальчиво

Слова для справок: зной, красотка, жар, задорно, пекло, жарища, чаровница, несдержанно, слух, толк, слава, сохатый, слушок, разговоры.

-объяснить значение каждого синонима в ряду, указать, в чем различие.

- какие из этих слов нейтральны, т.е.могут употребляться в любом стиле речи?

-какие из этих слов имеют эмоциональную окраску?

-Для какого стиля речи допустимы слова слушок, красотка?

-Сделайте вывод (Синонимы имеют богатые лексические оттенки, могут обладать эмоциональной окраской, употребляются в разных стилях речи)



2.Коллективное выполнение упр.359, с комментариями

3. Самостоятельная работа. Упр.361,362 (по вариантам)

4. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде). Самооценка

5.Диктант. Составить схемы предложений, дать характеристику.

В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко. Жаворонок поет нехитро, но в его песне всегда есть свежесть летнего утра. К озеру лучше всего выйти в поздние сумерки, когда все вокруг сливается с тишиной.



-Подберите синонимы к словам аромат, душистых, нехитро, тишиной.


Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что вы узнали о синонимах? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? Какова роль синонимов в речи? И т.д.)

Если вам все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет- грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.


Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

Всем выучить правило (стр.161 учебника), упр.363, составьте словосочетания со словами, помещенными в рамке на стр.163 (громадный, огромный). Выучите словарные слова.












Урок русского языка в 5 классе "Синонимы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Первый урок в теме "Синонимы".УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с синонимами; показать роль синонимов в речи, развивать навыки работы с толковым словарем, словарем синонимов; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели  деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать синонимы в тексте, использовать в речи  предложения с синонимами.

Автор Игнатенко Елена Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 834
Номер материала 19493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓