Урок
русского языка в 5 классе «Омонимы»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить
обучающихся с омонимами; показать роль омонимов в речи, развивать навыки работы
с толковым словарем, словарем омонимов; формировать познавательную активность.
Тип урока:
урок объяснения нового материала
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и словарями,
добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности,
высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную
монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: опознавать омонимы в тексте,
использовать в речи предложения с омонимами.
Метапредметные:
Познавательные УУД-
самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы
информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка;
обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы
смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы;
строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные
- формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность
действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным
эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают
оценку учителя.
Коммуникативные -
учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы,
умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные
- дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы
собственного знания и незнания.
Этапы
урока
|
Ход урока
|
Формирование
УУД и технология оценивания
|
1.Проверка
до
машнего
задания
|
Проверка
упр.352 (у доски)
Вопросы
классу:
-чем
отличаются прямое и переносное значения слов?
-в каких
случаях происходит перенос значений предметов, действий, признаков?
-приведите
примеры
|
Умение
определять и
использовать
в речи слова в прямом и переносном значениях (изученные на предыдущем
уроке)
|
2.Оргмомент.
Мотивация
|
Учитель:
-Вспомните,
какие темы были изучены в разделе «Лексика»?
Кто
хочет испытать себя и сыграть в нашу игру «Золотая рыбка»? ( вопросы
записаны на рыбках. Игрок «вылавливает» любую и отвечает на теоретический
вопрос, приводит пример. Кому достанется рыбка с пятеркой на обороте, сразу
получает данную оценку без ответа).
-Сегодня
мы поговорим о новых для вас лексических разрядах.
-Запишите
число, классная работа
|
Личностные
результаты:
1.интерес
к изучению русского языка.
2.Достаточный
объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
|
3.Пробное
действие
|
Учитель:
Проанализируем
стихотворение на слайде:
Возвращаясь
под вечер с поля,
Потеряла
сережку Поля.
Ту
сережку нашел Сережка,
Прибежал,
постучал в окошко:
Отыскалась
твоя сережка?
(Я.Козловский)
-найти
грамматические основы,
-расставить
недостающие знаки препинания,
-составить
схему предложения с прямой речью.
-какие
слова обратили на себя ваше внимание и почему?
-как они
звучат?
- на
какие вопросы отвечают?
- какой
частью речи выражены?
-есть ли
у этих слов общее значение?(нет, они совершенно разные по лексическому
значению)
|
Познавательные
УУД
1.Анализировать,
сравнивать, группировать
Регулятивные
УУД
1.Высказывать
предположение на основе наблюдения
|
4.Формулирование
цели и постановка проблемного вопроса урока
|
Учитель:
-откройте
параграф 67, стр.160 учебника, прочитайте название параграфа, запишите тему
урока;
-предположите,
что такое омонимы (на материале анализа стихотворения)
-сформулируйте
вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте
план урока.
|
Регулятивные
УУД
1.Высказывать
предположение на основе наблюдения
2.
Определять цель урока
3.Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию
|
5.Открытие
нового знания
|
1. Самостоятельное
чтение параграфа учебника на стр. 160 ( с пометками)
-Что
нового вы узнали об омонимах?
-Что
показалось сложным, непонятным?
-Как вы
думаете, что обозначает слово «Омонимы» ( произошло от греч. оmos-одинаковый,
onima- имя)
2.Знакомство
со словарем омонимов.
-в толковых
словарях омонимы даются в разных словарных статьях. Почему? (это разные
слова, это еще один отличительный признак омонимов от многозначных слов)
-В какой
части речи больше всего омонимов?
(среди
существительных)
- К
какой части речи должны принадлежать омонимы? (к одной части речи)
|
Познавательные
УУД
1.Выделять
главное
2.Анализировать,
сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться
разными видами чтения
|
6.Развитие
учебно-языковых и речевых умений
|
1.Коллективное
выполнение упр.355, 357 с комментариями
- выводы
об омоформах и омофонах
2. Самостоятельная
работа. Определите, многозначными словами или омонимами являются
выделенные слова:
1.Берите
свежий хлеб. Сестра берет меня с собой в поход. Где вы берете
цветы?
2.
Из-под земли бил горячий ключ. Папа забыл от комнаты ключ.
Мальчик написал в тетради скрипичный ключ.
3.Родное
гнездо. Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов.
4.В
темноте сидеть страшно. Мама рано стала седеть.
5.Лошади
пустились рысью. Мы любовались в зоопарке рысью.
3. Работа
в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде).
Самооценка
4.Диктант
Я в лес,
и он влез, я за вяз, а он завяз.
Мы
сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки
съели.
-объясните
орфограммы,
-расставьте
и объясните знаки препинания
-определите
омофоны и омоформы
|
Регулятивные
УУД
1.Искать
пути решения проблемы
2.Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные
УУД
1.Слушать
других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
|
7.Итоги.
Рефлексия
|
Устный
рассказ (Что вы узнали об омонимах? Почему лексическое значение омонимов
разъясняется в словарях в разных статьях? Ответили ли вы в ходе урока на
проблемные вопросы? Какова роль омонимов в речи? И т.д.)
Если вам
все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет- грустный
смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.
|
Коммуникативные
УУД
1.Строить
связное монологическое высказывание
Регулятивные
УУД
Соотнести
цели и результаты своей деятельности
|
8.Домашнее
задание
|
Всем
выучить правило (стр.160 учебника), из толкового словаря выписать омонимы
(2-3), составить с ними предложения
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.