Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе "Омонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Омонимы"

Урок русского языка в 5 классе «Омонимы»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с омонимами; показать роль омонимов в речи, развивать навыки работы с толковым словарем, словарем омонимов; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать омонимы в тексте, использовать в речи предложения с омонимами.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Проверка до

машнего задания

Проверка упр.352 (у доски)

Вопросы классу:

-чем отличаются прямое и переносное значения слов?

-в каких случаях происходит перенос значений предметов, действий, признаков?

-приведите примеры

Умение определять и

использовать в речи слова в прямом и переносном значениях (изученные на предыдущем уроке)

2.Оргмомент. Мотивация

Учитель:

-Вспомните, какие темы были изучены в разделе «Лексика»?

Кто хочет испытать себя и сыграть в нашу игру «Золотая рыбка»? ( вопросы записаны на рыбках. Игрок «вылавливает» любую и отвечает на теоретический вопрос, приводит пример. Кому достанется рыбка с пятеркой на обороте, сразу получает данную оценку без ответа).

-Сегодня мы поговорим о новых для вас лексических разрядах.

-Запишите число, классная работа

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

3.Пробное действие

Учитель:

Проанализируем стихотворение на слайде:

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка?

(Я.Козловский)



-найти грамматические основы,

-расставить недостающие знаки препинания,

-составить схему предложения с прямой речью.



-какие слова обратили на себя ваше внимание и почему?

-как они звучат?

- на какие вопросы отвечают?

- какой частью речи выражены?

-есть ли у этих слов общее значение?(нет, они совершенно разные по лексическому значению)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель:

-откройте параграф 67, стр.160 учебника, прочитайте название параграфа, запишите тему урока;

-предположите, что такое омонимы (на материале анализа стихотворения)

-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Открытие нового знания

1. Самостоятельное чтение параграфа учебника на стр. 160 ( с пометками)

-Что нового вы узнали об омонимах?

-Что показалось сложным, непонятным?

-Как вы думаете, что обозначает слово «Омонимы» ( произошло от греч. оmos-одинаковый, onima- имя)

2.Знакомство со словарем омонимов.

-в толковых словарях омонимы даются в разных словарных статьях. Почему? (это разные слова, это еще один отличительный признак омонимов от многозначных слов)

-В какой части речи больше всего омонимов?

(среди существительных)

- К какой части речи должны принадлежать омонимы? (к одной части речи)

Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1.Коллективное выполнение упр.355, 357 с комментариями

- выводы об омоформах и омофонах

2. Самостоятельная работа. Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова:

1.Берите свежий хлеб. Сестра берет меня с собой в поход. Где вы берете цветы?

2. Из-под земли бил горячий ключ. Папа забыл от комнаты ключ. Мальчик написал в тетради скрипичный ключ.

3.Родное гнездо. Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов.

4.В темноте сидеть страшно. Мама рано стала седеть.

5.Лошади пустились рысью. Мы любовались в зоопарке рысью.

3. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде). Самооценка

4.Диктант

Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз.

Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

-объясните орфограммы,

-расставьте и объясните знаки препинания

-определите омофоны и омоформы


Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что вы узнали об омонимах? Почему лексическое значение омонимов разъясняется в словарях в разных статьях? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? Какова роль омонимов в речи? И т.д.)

Если вам все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет- грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.


Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

Всем выучить правило (стр.160 учебника), из толкового словаря выписать омонимы (2-3), составить с ними предложения












Урок русского языка в 5 классе "Омонимы"
  • Русский язык и литература
Описание:

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с омонимами; показать роль омонимов в речи, развивать навыки работы с толковым словарем, словарем омонимов; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели  деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

 

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Автор Игнатенко Елена Анатольевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1597
Номер материала 20127
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓