Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 5 классе "Омонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Омонимы"

Скачать материал

Урок русского языка в 5 классе «Омонимы»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с омонимами; показать роль омонимов в речи, развивать навыки работы с толковым словарем, словарем омонимов; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели  деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать омонимы в тексте, использовать в речи  предложения с омонимами.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Проверка до

машнего задания

Проверка упр.352 (у доски)

Вопросы классу:

-чем отличаются прямое и переносное значения слов?

-в каких случаях происходит перенос значений предметов, действий, признаков?

-приведите примеры

Умение определять и

использовать в речи   слова в прямом и переносном значениях (изученные на предыдущем уроке)

2.Оргмомент. Мотивация

Учитель:

-Вспомните, какие темы были изучены в разделе «Лексика»?

Кто хочет испытать себя и сыграть в нашу игру «Золотая рыбка»? ( вопросы записаны на рыбках. Игрок «вылавливает» любую и отвечает на теоретический вопрос, приводит пример. Кому достанется рыбка с пятеркой на обороте, сразу получает данную оценку без ответа).

-Сегодня мы поговорим о новых для вас лексических разрядах.

-Запишите число, классная работа

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств  для выражения мыслей

3.Пробное действие

Учитель:

Проанализируем стихотворение на слайде:

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка?

   (Я.Козловский)

 

-найти грамматические основы,

-расставить недостающие знаки препинания,

-составить схему предложения с прямой речью.

 

-какие слова обратили на себя ваше внимание и почему?

-как они звучат?

- на какие вопросы отвечают?

- какой частью речи выражены?

-есть ли у этих слов общее значение?(нет, они совершенно разные по лексическому значению)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель:

-откройте параграф 67, стр.160 учебника, прочитайте название параграфа, запишите тему урока;

-предположите, что такое омонимы (на материале анализа стихотворения)

-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Открытие нового знания

1. Самостоятельное чтение параграфа учебника на стр. 160 ( с пометками)

-Что нового вы узнали об омонимах?

-Что показалось сложным,  непонятным?

-Как вы думаете, что обозначает слово «Омонимы» ( произошло от греч. оmos-одинаковый,   onima- имя)

2.Знакомство со словарем омонимов.

-в толковых словарях омонимы даются в разных словарных статьях. Почему? (это разные слова, это еще один отличительный признак омонимов от многозначных слов)

-В какой части речи больше всего омонимов?

(среди существительных)

- К какой части речи должны принадлежать омонимы? (к одной части речи)

Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1.Коллективное выполнение упр.355, 357 с комментариями

- выводы об омоформах и омофонах

2. Самостоятельная работа. Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова:

1.Берите свежий хлеб. Сестра берет меня с собой в поход. Где вы берете цветы?

2. Из-под земли бил горячий ключ. Папа забыл от комнаты ключ. Мальчик написал в тетради скрипичный ключ.

3.Родное гнездо. Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов.

4.В темноте сидеть страшно. Мама рано стала седеть.

5.Лошади пустились рысью. Мы любовались в зоопарке рысью.

 

3. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной  работы по эталону (на слайде). Самооценка

4.Диктант

Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз.

Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

-объясните орфограммы,

-расставьте и объясните знаки препинания

-определите омофоны и омоформы

 

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что вы узнали об омонимах? Почему лексическое значение омонимов разъясняется в словарях в разных статьях?  Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? Какова роль омонимов в речи? И т.д.)

Если вам все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет- грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.

 

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

Всем выучить правило (стр.160 учебника),  из толкового словаря выписать омонимы (2-3), составить с ними предложения

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе "Омонимы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с омонимами; показать роль омонимов в речи, развивать навыки работы с толковым словарем, словарем омонимов; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели  деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

 

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 780
    • DOCX 21.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игнатенко Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Игнатенко Елена Анатольевна
    Игнатенко Елена Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 401121
    • Всего материалов: 122

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе