Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и повторение изученного в 5 классе"(на материале рассказа Ф.А.Абрамова "Есть, есть такое лекарство!"

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и повторение изученного в 5 классе"(на материале рассказа Ф.А.Абрамова "Есть, есть такое лекарство!"

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: « Обобщение и повторение изученного в пятом классе ».

Цели: 1).Повторить изученные за год орфограммы и пунктограммы , закрепить некоторые виды разборов.

2).Провести словарную работу, пополняя активный словарный запас учащихся.

3).Воспитывать на примере произведений Ф.А.Абрамова доброту, чуткое отношение к людям и всему окружающему.


Оборудование: портрет Ф.А.Абрамова, текст рассказа « Есть, есть такое лекарство!», толковые и фразеологические словари.


Ход урока.

1).Вступительное слово учителя.

Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете о рассказать о жизни этого человека? О каких его произведениях мы говорили? Чем они вам запомнились?

Некоторые произведения писателя-земляка Ф.А.Абрамова мы с вами обсуждали, сегодня продолжим знакомство с его творчеством и на примере рассказа « Есть, есть такое лекарство!» попытаемся понять, как он сумел задеть наши сердца, заставить задуматься о проблемах жизни. Также попытаемся пополнить словарный запас, повторить изученное за год.

( На столах - тексты рассказа Ф.А.Абрамова « Есть, есть такое лекарство!»)

Дома вы прочитали этот рассказ, ответьте на вопросы:



-Чем понравился вам рассказ?

-Дайте название лекарству.

-Какова тема произведения? (Забота бабы Мани о птицах).

-Определите основную мысль. (Доброта может вылечить).

-Доброта. Обратимся к толковому словарю. Найдите лексическое значение этого слова.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.


Запишите предложение, объясните пунктограмму:


Доброта – это стремление делать добро другим. ( Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п ).


Задание: к слову доброта подберите однокоренные слова разных частей речи, обозначьте морфемы.

Доброта, добро, добряк, добрый, подобреть.

- Подберите слова, близкие по смыслу ( синонимы): отзывчивость, благодеяние ( помощь, оказанная слабому и беззащитному).

- Слова, противоположные по смыслу ( антонимы): зло, недоброжелательность.

-Существует много пожеланий со словом добрый. Какие вы знаете? Кто затрудняется, может обратиться к фразеологическому словарю.

(Доброго здоровья,

в добрый час – пожелание удачи,

в добрый путь – пожелание отъезжающему или в каком-нибудь начинании,

доброе утро – приветствие при встрече).

-Вернёмся к рассказу. Можно ли назвать бабу Маню доброй? Почему?( Она делает в жизни добро).

-Вспомним, из каких частей состоит рассказ и выделим эти части в рассказе Ф.А.Абрамова.


Завязка – дружба бабы Мани с птицами.

Развитие действия – баба Маня решила подновить скворешню.

Кульминация – долгая и тяжёлая болезнь старушки.

Развязка – благодаря любви пернатых баба Маня выздоровела.


-В тексте встретились непонятные слова. Какие? Выясним их значение.

-Культяпки – часть конечности, оставшаяся после ампутации, увечья.

-Батожок ( обл.)- палка, трость.

-Лачужка – бедная хижина, небольшой и плохой дом.

-Леток – отверстие для влёта и вылета.


-Вспомните, какие типы речи вы знаете. К какому типу относится данный текст?

( Повествование с элементами описания).

-Зачитайте описания ( описание усадебки, скворечники у соседей).

-Здесь нет описания скворечника у бабы Мани. Опишите его сами, пофантазируйте!

( Скворечник наспех сколоченный, простой, нет летка и хитроумных дверей, даже ветки настоящей, берёзовой).

- Как баба Маня относится к птицам? ( Заботится, любит их).

- А как автор относится к бабе Мане и к тому, что она делает?

( Автору нравится баба Маня, он любуется ею, восхищается её добротой).

- А как вы это почувствовали, ведь об этом прямо в тексте не сказано?

(Доброта бабы Мани подействовала и на автора, своё отношение к героине и её питомцам он показывает через употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

-Найдите такие слова и укажите суффиксы. ( Избушечка, старенькая, окошечки, клювиками, крылышками).


- Вернёмся к тексту. Как автор называет скворечники соседей? ( Терема).

- А у бабы Мани? ( Развалюха).

- Терем – развалюха. Что это за слова? ( Слова, противоположные по смыслу, это антонимы).

- Для чего автор употребляет их? ( Чтобы сопоставить птичьи жилища).

- Какое слово есть в тексте, близкое по значению слову РАЗВАЛЮХА? (Лачужка).

- В тексте есть много слов, близких по значению. Найдите их. ( Любит-обожает, старенькая-дряхлая, стучат-бьют, колотятся).


- Слово ОБОЖАЕТ, произведите фонетический разбор данного слова.


- Тип текста – повествование. Слова какой части речи преобладают, если описываются действия? ( Глагол).

- Выпишите из текста по 2 глагола на предложенные орфограммы, поясните:

А). Безударные проверяемые гласные в корне слова ( Уцелели-целый, качаются-качка…).

Б).Правописание Ь в глаголах 2 лица ед.ч. ( Простудишься, приманиваешь).

В).Гласный перед суффиксом Л ( Приладила- приладить, приставила –приставить).


- Найдите в тексте слова, написанные через дефис ( Воробьи-забияки, берёза-инвалид).

- Как вы думаете, каким членом предложения является второе слово? ( Это определение, выраженное именем существительным).


- Выпишите предложение, произведите синтаксический разбор.


А у кого весной первую песню споёт скворец? ( Вопросит., невоскл., простое, распр.).


- Слово ВЕСНОЙ какой части речи? ( Это наречие в данном предложении, но может быть и именем существительным. Придумайте такое предложение!)

Ранней весной расцветает подснежник.


- Предлагаю вам графический диктант. Я зачитываю вам предложения, а вы составляете только схемы этих предложений.

1).Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку.

2).Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до вечера, сороки качаются на берёзе, голуби справляют свои свадьбы.

3).Вставай, баба Маня!

4).Избушечка у бабы Мани - бывшая банька.

5).Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала: «Нет, не могу».



- Баба Маня – человек доброй души. Какого человека, по-вашему, называют добрым?

Запишите в тетради начало фразы и закончите её:

Добрым называют человека, который…


Дома я попрошу вас написать небольшое сочинение « Самый добрый человек».


Рефлексия.

- О чём заставил вас задуматься рассказ Ф.А.Абрамова?

- Что познавательного вы узнали на уроке?

- Какие моменты урока вам запомнились?

- На что следует обратить внимание на следующем уроке?


Спасибо за урок, я рада, что у нас с вами произошла очередная встреча с творчеством писателя-земляка Ф.А.Абрамова. В добрый путь, ребята!


Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и повторение изученного в 5 классе"(на материале рассказа Ф.А.Абрамова "Есть, есть такое лекарство!"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока : 1).Повторить изученные  за год  орфограммы и

пунктограммы , закрепить некоторые  виды разборов.

2).Провести словарную работу, пополняя  активный   словарный

 запас учащихся.

3).Воспитывать на примере  произведений Ф.А.Абрамова  доброту,

чуткое отношение к людям и всему окружающему.

Оборудование: портрет Ф.А.Абрамова, текст рассказа « Есть, есть

такое лекарство!», толковые  и фразеологические словари.

В ходе урока учащиеся повторят несколько видов орфограмми

пунктограмм,закрепят знания о теме, основной мысли текста,

поработают со словарями,выполнят фонетический, синтаксический

разборы, графический диктант.

Автор Дождикова Наталья Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 634
Номер материала 32174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓