Урок русского языка в 5 классе.
Тема: « Обобщение и повторение
изученного в пятом классе ».
Цели: 1).Повторить изученные за год орфограммы
и пунктограммы , закрепить некоторые виды разборов.
2).Провести словарную работу, пополняя
активный словарный запас учащихся.
3).Воспитывать на примере произведений
Ф.А.Абрамова доброту, чуткое отношение к людям и всему окружающему.
Оборудование: портрет Ф.А.Абрамова, текст
рассказа « Есть, есть такое лекарство!», толковые и фразеологические словари.
Ход
урока.
1).Вступительное слово учителя.
Посмотрите на портрет писателя. Что вы
можете о рассказать о жизни этого человека? О каких его произведениях мы
говорили? Чем они вам запомнились?
Некоторые произведения
писателя-земляка Ф.А.Абрамова мы с вами обсуждали, сегодня продолжим
знакомство с его творчеством и на примере рассказа « Есть, есть такое
лекарство!» попытаемся понять, как он сумел задеть наши сердца, заставить
задуматься о проблемах жизни. Также попытаемся пополнить словарный запас,
повторить изученное за год.
( На столах - тексты рассказа
Ф.А.Абрамова « Есть, есть такое лекарство!»)
Дома вы прочитали этот рассказ, ответьте
на вопросы:
-Чем понравился вам рассказ?
-Дайте название лекарству.
-Какова тема произведения? (Забота бабы Мани
о птицах).
-Определите основную мысль. (Доброта может
вылечить).
-Доброта. Обратимся к толковому словарю.
Найдите лексическое значение этого слова.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение
к людям, стремление делать добро другим.
Запишите предложение, объясните
пунктограмму:
Доброта – это стремление делать добро другим. (
Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены именем
существительным в им.п ).
Задание: к слову доброта подберите
однокоренные слова разных частей речи, обозначьте морфемы.
Доброта, добро, добряк, добрый, подобреть.
- Подберите слова, близкие по смыслу (
синонимы): отзывчивость, благодеяние ( помощь, оказанная слабому и
беззащитному).
- Слова, противоположные по смыслу (
антонимы): зло, недоброжелательность.
-Существует много пожеланий со словом добрый.
Какие вы знаете? Кто затрудняется, может обратиться к фразеологическому
словарю.
(Доброго здоровья,
в добрый час – пожелание удачи,
в добрый путь – пожелание отъезжающему или в
каком-нибудь начинании,
доброе утро – приветствие при встрече).
-Вернёмся к рассказу. Можно ли назвать бабу
Маню доброй? Почему?( Она делает в жизни добро).
-Вспомним, из каких частей состоит рассказ и
выделим эти части в рассказе Ф.А.Абрамова.
Завязка – дружба бабы Мани с птицами.
Развитие действия – баба Маня решила подновить
скворешню.
Кульминация – долгая и тяжёлая болезнь
старушки.
Развязка – благодаря любви пернатых баба Маня
выздоровела.
-В тексте встретились непонятные слова. Какие?
Выясним их значение.
-Культяпки – часть конечности, оставшаяся
после ампутации, увечья.
-Батожок ( обл.)- палка, трость.
-Лачужка – бедная хижина, небольшой и плохой
дом.
-Леток – отверстие для влёта и вылета.
-Вспомните, какие типы речи вы знаете. К
какому типу относится данный текст?
( Повествование с элементами описания).
-Зачитайте описания ( описание усадебки,
скворечники у соседей).
-Здесь нет описания скворечника у бабы Мани. Опишите
его сами, пофантазируйте!
( Скворечник наспех сколоченный, простой, нет
летка и хитроумных дверей, даже ветки настоящей, берёзовой).
- Как баба Маня относится к птицам? (
Заботится, любит их).
- А как автор относится к бабе Мане и к
тому, что она делает?
( Автору нравится баба Маня, он любуется ею,
восхищается её добротой).
- А как вы это почувствовали, ведь об этом
прямо в тексте не сказано?
(Доброта бабы Мани подействовала и на автора,
своё отношение к героине и её питомцам он показывает через употребление слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами).
-Найдите такие слова и укажите суффиксы. (
Избушечка, старенькая, окошечки, клювиками, крылышками).
- Вернёмся к тексту. Как автор называет скворечники
соседей? ( Терема).
- А у бабы Мани? ( Развалюха).
- Терем – развалюха. Что это за слова? (
Слова, противоположные по смыслу, это антонимы).
- Для чего автор употребляет их? ( Чтобы
сопоставить птичьи жилища).
- Какое слово есть в тексте, близкое по
значению слову РАЗВАЛЮХА? (Лачужка).
- В тексте есть много слов, близких по
значению. Найдите их. ( Любит-обожает, старенькая-дряхлая, стучат-бьют,
колотятся).
- Слово ОБОЖАЕТ, произведите фонетический
разбор данного слова.
- Тип текста – повествование. Слова какой
части речи преобладают, если описываются действия? ( Глагол).
- Выпишите из текста по 2 глагола на
предложенные орфограммы, поясните:
А). Безударные проверяемые гласные в корне
слова ( Уцелели-целый, качаются-качка…).
Б).Правописание Ь в глаголах 2 лица ед.ч. ( Простудишься,
приманиваешь).
В).Гласный перед суффиксом Л ( Приладила-
приладить, приставила –приставить).
- Найдите в тексте слова, написанные через
дефис ( Воробьи-забияки, берёза-инвалид).
- Как вы думаете, каким членом предложения
является второе слово? ( Это определение, выраженное именем существительным).
- Выпишите предложение, произведите
синтаксический разбор.
А у кого весной первую песню споёт скворец? (
Вопросит., невоскл., простое, распр.).
- Слово ВЕСНОЙ какой части речи? ( Это
наречие в данном предложении, но может быть и именем существительным.
Придумайте такое предложение!)
Ранней весной расцветает подснежник.
- Предлагаю вам графический диктант. Я
зачитываю вам предложения, а вы составляете только схемы этих предложений.
1).Но любит, обожает птичий народ бабы Манину
усадебку.
2).Горластые воробьи-забияки разживаются на
ней с утра до вечера, сороки качаются на берёзе, голуби справляют свои свадьбы.
3).Вставай, баба Маня!
4).Избушечка у бабы Мани - бывшая банька.
5).Баба Маня от бессилия уронила голову на
подушку, заплакала: «Нет, не могу».
- Баба Маня – человек доброй души. Какого
человека, по-вашему, называют добрым?
Запишите в тетради начало фразы и закончите
её:
Добрым называют человека, который…
Дома я попрошу вас написать небольшое
сочинение « Самый добрый человек».
Рефлексия.
- О чём заставил вас задуматься рассказ
Ф.А.Абрамова?
- Что познавательного вы узнали на уроке?
- Какие моменты урока вам запомнились?
- На что следует обратить внимание на
следующем уроке?
Спасибо за урок, я рада, что у нас с вами
произошла очередная встреча с творчеством писателя-земляка Ф.А.Абрамова. В
добрый путь, ребята!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.