Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 5 классе "Обобщение и повторение изученного в 5 классе"(на материале рассказа Ф.А.Абрамова "Есть, есть такое лекарство!"

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и повторение изученного в 5 классе"(на материале рассказа Ф.А.Абрамова "Есть, есть такое лекарство!"

Скачать материал

                                            Урок  русского языка  в 5 классе.

              Тема: « Обобщение и повторение изученного   в  пятом классе ».

Цели: 1).Повторить изученные  за год  орфограммы и пунктограммы , закрепить некоторые  виды разборов.

2).Провести словарную работу, пополняя  активный   словарный  запас учащихся.

3).Воспитывать на примере  произведений Ф.А.Абрамова  доброту, чуткое отношение к людям и всему окружающему.

 

Оборудование: портрет Ф.А.Абрамова, текст рассказа « Есть, есть такое лекарство!», толковые  и фразеологические словари.

 

                                       Ход урока.

1).Вступительное слово учителя.

       Посмотрите на портрет  писателя. Что вы можете о  рассказать о жизни этого человека? О каких   его произведениях  мы говорили? Чем они вам  запомнились?

       Некоторые произведения  писателя-земляка Ф.А.Абрамова  мы с вами  обсуждали, сегодня продолжим  знакомство  с его творчеством  и на примере рассказа « Есть, есть такое лекарство!»  попытаемся понять, как он сумел задеть наши сердца, заставить задуматься  о проблемах жизни. Также попытаемся  пополнить словарный запас, повторить  изученное за год.

    ( На  столах   -  тексты  рассказа Ф.А.Абрамова « Есть, есть такое лекарство!»)

  

Дома  вы  прочитали  этот  рассказ, ответьте  на вопросы:

 

 

-Чем понравился  вам рассказ?

-Дайте название лекарству.

-Какова тема  произведения? (Забота бабы Мани о птицах).

-Определите основную мысль. (Доброта  может вылечить).

-Доброта. Обратимся к толковому словарю. Найдите лексическое  значение этого слова.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

 

  Запишите предложение, объясните  пунктограмму:

 

Доброта – это стремление делать добро другим. ( Ставится  тире, так  как подлежащее и сказуемое выражены именем существительным  в им.п ).

 

  Задание:  к слову  доброта  подберите однокоренные  слова  разных частей речи, обозначьте  морфемы.

  Доброта, добро, добряк, добрый, подобреть.

- Подберите слова, близкие по смыслу  ( синонимы): отзывчивость, благодеяние ( помощь, оказанная слабому и беззащитному).

- Слова, противоположные по смыслу  ( антонимы): зло, недоброжелательность.

 

-Существует много пожеланий  со словом  добрый. Какие вы знаете? Кто затрудняется, может обратиться к фразеологическому словарю.

(Доброго  здоровья,

в добрый час – пожелание удачи,

в добрый путь – пожелание отъезжающему или в каком-нибудь начинании,

доброе утро – приветствие при встрече).

 

-Вернёмся к рассказу. Можно ли назвать бабу Маню доброй? Почему?( Она делает в жизни добро).

-Вспомним, из каких частей состоит рассказ и выделим эти части  в рассказе Ф.А.Абрамова.

 

Завязка – дружба бабы Мани с птицами.

Развитие действия – баба Маня решила подновить скворешню.

Кульминация – долгая и тяжёлая болезнь старушки.

Развязка – благодаря любви пернатых  баба Маня выздоровела.

 

-В тексте встретились непонятные слова. Какие? Выясним их значение.

-Культяпки – часть конечности, оставшаяся после ампутации, увечья.

-Батожок ( обл.)- палка, трость.

-Лачужка – бедная хижина, небольшой и плохой дом.

-Леток – отверстие для влёта и вылета.

 

-Вспомните, какие типы  речи вы знаете. К  какому типу  относится данный текст?

( Повествование с элементами описания).

-Зачитайте  описания ( описание  усадебки, скворечники у соседей).

-Здесь нет описания скворечника у бабы Мани. Опишите его сами, пофантазируйте!

( Скворечник наспех сколоченный, простой, нет летка  и хитроумных дверей, даже ветки  настоящей, берёзовой).

 

- Как баба Маня относится к птицам? ( Заботится, любит их).

- А как автор относится  к бабе Мане  и  к тому, что она делает?

( Автору нравится баба Маня, он любуется ею, восхищается её добротой).

- А как вы  это почувствовали, ведь об этом прямо в тексте не сказано?

(Доброта бабы Мани подействовала и на автора, своё отношение к героине и её питомцам он показывает  через употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

-Найдите такие слова и укажите суффиксы. ( Избушечка, старенькая, окошечки, клювиками, крылышками).

 

- Вернёмся к тексту. Как автор называет скворечники соседей? ( Терема).

- А  у бабы Мани? ( Развалюха).

- Терем – развалюха. Что это за слова? ( Слова, противоположные по смыслу, это антонимы).

- Для чего автор  употребляет их? ( Чтобы сопоставить птичьи жилища).

- Какое слово есть в тексте, близкое по значению  слову  РАЗВАЛЮХА? (Лачужка).

- В тексте есть много слов, близких по значению. Найдите их. ( Любит-обожает,  старенькая-дряхлая, стучат-бьют, колотятся).

 

- Слово  ОБОЖАЕТ, произведите фонетический разбор данного  слова.

 

- Тип текста – повествование.  Слова  какой части речи  преобладают, если  описываются действия? ( Глагол).

- Выпишите из текста по 2 глагола на  предложенные орфограммы, поясните:

А). Безударные проверяемые гласные в корне слова ( Уцелели-целый, качаются-качка…).

Б).Правописание Ь в глаголах  2 лица ед.ч. ( Простудишься, приманиваешь).

В).Гласный перед суффиксом  Л ( Приладила- приладить, приставила –приставить).

 

- Найдите в тексте слова, написанные  через дефис ( Воробьи-забияки, берёза-инвалид).

- Как вы думаете, каким членом предложения является  второе слово? ( Это определение, выраженное именем существительным).

 

- Выпишите предложение, произведите синтаксический разбор.

 

 А у кого весной первую песню споёт скворец? ( Вопросит., невоскл., простое, распр.).

 

- Слово  ВЕСНОЙ   какой части речи? ( Это наречие  в данном предложении, но может быть и именем существительным. Придумайте такое предложение!)

Ранней весной расцветает  подснежник.

 

- Предлагаю вам   графический диктант. Я зачитываю вам предложения, а вы составляете только схемы  этих предложений.

1).Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку.

2).Горластые воробьи-забияки разживаются  на ней с утра до вечера, сороки качаются на берёзе, голуби справляют свои свадьбы.

3).Вставай, баба Маня!

4).Избушечка у бабы Мани  -  бывшая банька.

5).Баба Маня  от бессилия  уронила  голову на подушку, заплакала: «Нет, не могу».

 

 

- Баба Маня – человек доброй души. Какого человека, по-вашему, называют добрым?

Запишите  в тетради начало фразы и закончите её:

Добрым называют человека, который…

 

Дома  я попрошу вас написать небольшое сочинение « Самый добрый человек».

 

Рефлексия.

- О чём заставил вас задуматься рассказ Ф.А.Абрамова?

- Что познавательного  вы  узнали на уроке?

- Какие моменты урока вам запомнились?

- На что следует обратить внимание на следующем уроке?

 

Спасибо  за урок, я рада, что у нас с вами произошла очередная встреча  с творчеством писателя-земляка Ф.А.Абрамова. В добрый путь, ребята!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и повторение изученного в 5 классе"(на материале рассказа Ф.А.Абрамова "Есть, есть такое лекарство!""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока : 1).Повторить изученные  за год  орфограммы и

пунктограммы , закрепить некоторые  виды разборов.

2).Провести словарную работу, пополняя  активный   словарный

 запас учащихся.

3).Воспитывать на примере  произведений Ф.А.Абрамова  доброту,

чуткое отношение к людям и всему окружающему.

Оборудование: портрет Ф.А.Абрамова, текст рассказа « Есть, есть

такое лекарство!», толковые  и фразеологические словари.

В ходе урока учащиеся повторят несколько видов орфограмми

пунктограмм,закрепят знания о теме, основной мысли текста,

поработают со словарями,выполнят фонетический, синтаксический

разборы, графический диктант.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 522 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по теме: Обобщение знаний об имени существительном.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Правописание безударных падежных окончаний
  • 03.10.2020
  • 337
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 819
    • DOCX 37 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дождикова Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дождикова Наталья Ивановна
    Дождикова Наталья Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21200
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов