Урок
русского языка в 5 классе «Антонимы»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить
обучающихся с антонимами; показать роль антонимов в речи, развивать навыки
работы с толковым словарем, словарем антонимов; формировать познавательную
активность.
Тип урока:
урок объяснения нового материала
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и словарями,
добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности,
высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную
монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: опознавать антонимы в тексте,
использовать в речи предложения с антонимами.
Метапредметные:
Познавательные УУД-
самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы
информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка;
обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы
смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы;
строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные
- формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность
действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным
эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают
оценку учителя.
Коммуникативные -
учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы,
умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные
- дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы
собственного знания и незнания.
Этапы
урока
|
Ход урока
|
Формирование
УУД и технология оценивания
|
1.Проверка
до
машнего
задания
|
Проверка
упр.363 (у доски)
Вопросы
классу:
-прочитайте
записанные слова- синонимы
-определите
виды орфограмм
- какие
прилагательные из упр 363 имеют эмоциональную окраску?
- какие из
них служат эпитетами?
|
Умение
определять и
использовать
в речи синонимы (изученные на предыдущем уроке)
|
2.Оргмомент.
Мотивация
|
Учитель:
-Вспомните,
с какими лексическими разрядами познакомились на предыдущих уроках?
Кто
хочет испытать себя и сыграть в нашу игру «Золотая рыбка»? ( вопросы
записаны на рыбках. Игрок вытягивает любую и отвечает на теоретический
вопрос, приводит пример. Кому достанется рыбка с пятеркой на обороте, сразу
получает данную оценку без ответа).
-Как вы
думаете, о чем сегодня будем говорить? (об антонимах)
-запишите
число, классная работа
|
Личностные
результаты:
1.интерес
к изучению русского языка.
2.Достаточный
объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
|
3.Пробное
действие
|
Учитель:
Проанализируем
предложение на слайде:
Есть
люди добрые и злые, храбрые и трусливые, красивые и уроды, старые и молодые,
откровенные и хитрые.
1 чел у
доски , все остальные на местах выделяют грамматическую основу, расставляют и
объясняют знаки препинания, составляют схему, 2 чел. выписывает однородные
члены предложения:
добрые и
злые, храбрые и трусливые, красивые и уроды, старые и молодые, откровенные и
хитрые
- на
какие вопросы отвечают ( один и тот же)- какие?
- какой
частью речи выражены данные однородные члены предложения? (одной и той же-
прилагательными)
-можно
ли от них образовать существительные? Как они будут звучать?
- А
изменится ли смысл? (нет)
-Почему?
Каково значение пар слов в том и другом случае? (они противоположны)
Предположите,
как называются эти слова?(антонимы)
|
Познавательные
УУД
1.Анализировать,
сравнивать, группировать
Регулятивные
УУД
1.Высказывать
предположение на основе наблюдения
|
4.Формулирование
цели и постановка проблемного вопроса урока
|
Учитель:
-откройте
параграф 69, стр.165 учебника, прочитайте название параграфа, соотнесите со
своими предположениями;
-сформулируйте
вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте
план урока.
Запишите
тему урока.
|
Регулятивные
УУД
1.Высказывать
предположение на основе наблюдения
2.
Определять цель урока
3.Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию
|
5.Открытие
нового знания
|
1. Самостоятельное
чтение параграфа учебника на стр. 165-166 ( с пометками)
2. Что
нового вы узнали об антонимах?
3.Что
показалось сложным, непонятным?
4.Как вы
думаете, что обозначает приставка анти? (против – от лат.)
|
Познавательные
УУД
1.Выделять
главное
2.Анализировать,
сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться
разными видами чтения
|
6.Развитие
учебно-языковых и речевых умений
|
1. Анализ
слов на слайде. Работа со словарем.
Являются
ли родственными слова:
Античность,
античный, антиквар, антикварный? (не являются, т.к. в данном случае слова не
с приставкой анти, они обозначают «древний»). Это надо знать, чтобы не
ошибиться при лексическом анализе слов.
2.Коллективное
выполнение упр.369, с комментариями
3. Самостоятельная
работа.
К каждому
слову подберите сначала синоним, а потом антоним:
Счастье,
правда, жара, здоровье, богатый
4. Работа
в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде).
Самооценка
5.Диктант
В
сентябре в лесу рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.
Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и
холодная радуга. (По Н.Сладкову)
Назовите
антонимы. Что они обозначают? В каком предложении встретились слова, которые
в другом случае не являлись бы противоположными, а вот в данном тексте
являются? (В предложении «Сверкающий иней и бабочки» присутствуют
контекстуальные антонимы)
-Для
чего автор использует антонимы?
|
Регулятивные
УУД
1.Искать
пути решения проблемы
2.Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные
УУД
1.Слушать
других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
|
7.Итоги.
Рефлексия
|
Устный
рассказ (Что вы узнали об антонимах? Ответили ли вы в ходе урока на
проблемные вопросы? Какова роль антонимов в речи? И т.д.)
Если вам
все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет-
грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.
|
Коммуникативные
УУД
1.Строить
связное монологическое высказывание
Регулятивные
УУД
Соотнести
цели и результаты своей деятельности
|
8.Домашнее
задание
|
Всем
выучить правило (стр.165 учебника), упр.372 письменно , 375 (устно -
подготовка к изложению)
или
составьте свой текст с использованием антонимов
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.