Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе «Антонимы»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с антонимами; показать роль антонимов в речи, развивать навыки работы с толковым словарем, словарем антонимов; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать антонимы в тексте, использовать в речи предложения с антонимами.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания


1.Проверка до

машнего задания

Проверка упр.363 (у доски)

Вопросы классу:

-прочитайте записанные слова- синонимы

-определите виды орфограмм

- какие прилагательные из упр 363 имеют эмоциональную окраску?

- какие из них служат эпитетами?

Умение определять и

использовать в речи синонимы (изученные на предыдущем уроке)






2.Оргмомент. Мотивация

Учитель:

-Вспомните, с какими лексическими разрядами познакомились на предыдущих уроках?

Кто хочет испытать себя и сыграть в нашу игру «Золотая рыбка»? ( вопросы записаны на рыбках. Игрок вытягивает любую и отвечает на теоретический вопрос, приводит пример. Кому достанется рыбка с пятеркой на обороте, сразу получает данную оценку без ответа).

-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (об антонимах)

-запишите число, классная работа

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

3.Пробное действие

Учитель:

Проанализируем предложение на слайде:

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, красивые и уроды, старые и молодые, откровенные и хитрые.

1 чел у доски , все остальные на местах выделяют грамматическую основу, расставляют и объясняют знаки препинания, составляют схему, 2 чел. выписывает однородные члены предложения:

добрые и злые, храбрые и трусливые, красивые и уроды, старые и молодые, откровенные и хитрые

- на какие вопросы отвечают ( один и тот же)- какие?

- какой частью речи выражены данные однородные члены предложения? (одной и той же- прилагательными)

-можно ли от них образовать существительные? Как они будут звучать?

- А изменится ли смысл? (нет)

-Почему? Каково значение пар слов в том и другом случае? (они противоположны)

Предположите, как называются эти слова?(антонимы)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель:

-откройте параграф 69, стр.165 учебника, прочитайте название параграфа, соотнесите со своими предположениями;

-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.

Запишите тему урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Открытие нового знания

1. Самостоятельное чтение параграфа учебника на стр. 165-166 ( с пометками)

2. Что нового вы узнали об антонимах?

3.Что показалось сложным, непонятным?

4.Как вы думаете, что обозначает приставка анти? (против – от лат.)

Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1. Анализ слов на слайде. Работа со словарем.

Являются ли родственными слова:

Античность, античный, антиквар, антикварный? (не являются, т.к. в данном случае слова не с приставкой анти, они обозначают «древний»). Это надо знать, чтобы не ошибиться при лексическом анализе слов.

2.Коллективное выполнение упр.369, с комментариями

3. Самостоятельная работа.

К каждому слову подберите сначала синоним, а потом антоним:

Счастье, правда, жара, здоровье, богатый

4. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде). Самооценка

5.Диктант

В сентябре в лесу рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная радуга. (По Н.Сладкову)



Назовите антонимы. Что они обозначают? В каком предложении встретились слова, которые в другом случае не являлись бы противоположными, а вот в данном тексте являются? (В предложении «Сверкающий иней и бабочки» присутствуют контекстуальные антонимы)

-Для чего автор использует антонимы?

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что вы узнали об антонимах? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? Какова роль антонимов в речи? И т.д.)

Если вам все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет- грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.


Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

Всем выучить правило (стр.165 учебника), упр.372 письменно , 375 (устно - подготовка к изложению)

или составьте свой текст с использованием антонимов












Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 5 классе «Антонимы»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с антонимами; показать роль антонимов в речи, развивать навыки работы с толковым словарем, словарем антонимов; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели  деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

 

Предметные: опознавать антонимы в тексте, использовать в речи  предложения с антонимами.

Автор Игнатенко Елена Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 716
Номер материала 19356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓