Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе по теме: "Роль приставки в слове".

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Роль приставки в слове".

Сценарий урока русского языка в 5 классе по образовательной системе «Школа 2100»


Тема: Роль приставки в слове. Определение приставки.


Цели:

образовательные:

развитие умений распознавать, выделять приставку в слове, называть её отличительные признаки и графически обозначать;

развивающие:

- развитие речи и творческой индивидуальности учащихся, мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений;

воспитательные:

- воспитание коммуникативных навыков, умение включаться в совместную деятельность,

- развитие познавательной активности;

- формирование чувства ответственности, уважения друг к другу.


Тип урока: введение нового знания.


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.


Техническое оборудование: интерактивная доска, нетбуки, мультимедийный проектор, компьютер.








Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Орг. момент

(Цель: психологический настрой на работу, включение в деловой ритм)













Актуализация знаний, формулирование темы урока.


(Цель:

готовность мышления и осознание потребности нового способа действий.)






Зhello_html_6cbdd92d.pngвучит стихотворение на фоне музыки и показывается слайд




Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

- Улыбнитесь друг другу.

- Приятной вам работы на уроке!




- Предлагаю поработать в парах

Игра «Дополни предложения»

hello_html_m1e25c283.png





Корень – это…

общий смысл всех однокоренных слов.

В корне заключён…

образование новых слов

Слова, имеющие общий корень и общий смысл

называются

главная часть слова и общая часть однокоренных слов.

Суффикс служит….

после корня

Суффикс – это…

часть слова

Суффикс стоит

однокоренными или родственными







Учитель предлагает классу проверить работу, выполненную парой на интерактивной доске.


Какие знания вам потребовались, чтобы выполнить это задание?

- Оцените свою работу.

3, 4, 5







Работа с сюжетным кадром

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке на слайде.

Что вы видите на центральном кадре?

- Предположите, что нового мы будем изучать на уроке.

hello_html_m265e50cc.png













- Соотнесите предполагаемую тему урока с названием параграфа в учебнике.

Положительно настраиваются на урок, улыбкой приветствуют друг друга.









Записать число и классная работа







Работа в парах

Учащиеся работают с информацией, структурируя её в смысловое содержание





Одна пара выполняет задание на интерактивной доске, остальные работают по карточкам.













Повторяют материал о суффиксе и корне слова.



Оценивают свою работу и одноклассников.

Рассматривают иллюстрацию кадра на слайде, высказывают свои предположения, формулируют тему урока, соотносят предполагаемую тему урока с названием параграфа





















Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

II. Планирование деятельности. Открытие нового знания.

(Цель: Выявление места и причины затруднения,

постановка цели урока, составление планирование деятельности)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе урока?

-Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое приставка?

2. Какие бывают приставки?

3. Зачем в слове нужна приставка?

hello_html_m3b9134c5.png


Грамматическая сказка.

Жил-был корень -ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова.

Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова-названия предметов... (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы-приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, и вовсе стоял в конце.

Получались такие слова: если прятался в середину: заходить, входить, выходить, приходить, переходить; если стоял в конце: заход, вход, выход, приход, переход.




hello_html_m5ef76e03.png













- Образуйте и запишите новые слова с приставками и корнем –ход-.

Проверка на интерактивной доске.


Что же такое приставка?

Где её место в слове?

На доске ключевые слова: часть слов, перед корнем.


Какие вы использовали приставки?

На доске приставки: за-, в-, вы-, при-, пере-.

В слове они обозначаются так (учитель показывает обозначение).

-Выделите приставки в записанных словах.

hello_html_4b26664a.pngДля чего служат приставки? На доске записываем: новые слова.













Дети планируют работу на уроке (составляют план)










hello_html_m5ba74e9.gifПосле составления плана сигнализируют

знаком

о выполнении работы






Определяют на слух слова с приставками и записывают их в тетрадь.













Образуют слова: заход, вход, выход, приход, переход.














Дают определение приставки.





Называют приставки.



Один учащийся работает на интерак. доске, остальные – в тетрадях.





Учащиеся делают вывод: приставки служат для образования новых слов.



5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

(Цель:

усвоение нового способа действий.)




























3 5 3 1

1. Работа по учебнику.

Упр. 132 – развивается умение находить разные приставки в словах, наблюдать за изменением значения слова.

Что общего в записанных в столбик словах?


Чем отличаются слова?


Назовите эти приставки.

Учитель записывает их на доске рядом с записанными ранее, не повторяя одинаковых: по-, про-, до-, у-, с-, от-.

Что произошло со словом?

Рассмотрите рисунок в упр. 132.

Какие слова с приставками относятся к Вове Колесникову?

На основе записанных, на доске ключевых слов сделайте вывод, что такое приставка.

Вывод: приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова. Бывают приставки за-, в-, вы-, при-, пере-, по-, про-, до-, у-, с-, от-.

- Сравните свой вывод с выводом учебника, всё ли мы сказали про приставку. (обращается внимание на запись с восклицательным знаком)

Физминутка

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять,

Вот и все настало время

С за – зарядку завершать


1. Выполнение задания № 4, тема 11 в Рабочей тетради.

(в группах)

Выберите нужный вариант, объясните, как вы определяли значение слов.



- Объясните значение слова соучастник.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали





Учащиеся делают вывод о том, что приставка вносит в слово новое значение



































Учащиеся работают в группах.

Закрепляют полученные знания о приставке на практике с использованием ИКТ-ресурсов.

hello_html_m2c437c84.gifhello_html_7a8c4eea.gifУчащиеся сигнализируют об умениях, над которыми работали



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

(Цель:

самооценка результатов деятельности)


Чем отличается приставка от суффикса?

Может ли слово состоять из одной приставки? Почему?


Обращаются к плану работы.

-Все ли пункты плана выполнены?

Что у вас получалось лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Учитель предлагает учащимся провести самооценку работы на уроке.





Осуществляют анализ деятельности на уроке,

оценивают свою работу.


V. Домашнее задание.

1. Правило в рамке.

По выбору:

  1. Упр. 112 («Дидактический материал»).

  2. При помощи корня –бег- образовать 10 однокоренных слов с приставками




Примечание: на всех этапах урока цветными цифровыми обозначениями указаны формируемые УУД.hello_html_m7b72b6df.jpg

3



Урок русского языка в 5 классе по теме: "Роль приставки в слове".
  • Русский язык и литература
Описание:
Занятие представляет собой урок, построенный в соответствии с ФГОС.Продуман каждый этап, ведутся разнообразные формы работы:индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.Всё это необходимо для того, чтобы достичь следующих целей-

 

образовательные:

 

развитие умений распознавать, выделять приставку в слове, называть её отличительные признаки и графически обозначать;

 

развивающие:

 

- развитие речи и творческой индивидуальности учащихся, мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений;

 

воспитательные:

 

-  воспитание коммуникативных навыков, умение включаться в совместную деятельность,

 

- развитие познавательной активности;

 

-  формирование чувства ответственности, уважения друг к другу.

 

Автор Закирова Светлана Загитовна
Дата добавления 15.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1033
Номер материала 7232
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы