Обобщающее повторение по теме «Текст»
Цели урока:
обобщить изученный материал по теме «Текст»;
развивать самостоятельность учеников через использование творческих заданий;
воспитывать внимание и культуру общения на уроке; воспитывать любовь к Родине,
к родной природе
Ход урока
Оргмомент
Сначала вытащим из тайников памяти кое-что ценное о
тексте и
вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого
проверим домашнее задание. Потом попробуем ответить на серьёзный вопрос: Что
значит любить Родину? Затем потренируем мозги- выполним несколько упражнений.
1. Мобилизующий этап
Познакомьтесь с
необычным конспектом по теме «Текст». Попробуйте сформулировать задание по
работе с этим конспектом.
Тема
Признаки текста:
( о чём
…………)
1
Основная
мысль 2
(то ……….,
что 3
хотел сказать
….) 4
Текст – это …….
Повествование
….?............
………..?.............
Виды связи
…..?...... параллельная
2. Формулирование учащимися темы и цели урока
Итак, для того, чтобы восстановить данный конспект,
вам необходимо было вспомнить и повторить теоретический материал по теме
«Текст». Значит, тема нашего урока: Обобщающее повторение по теме «Текст»
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Используйте для этого опорные фразы:
обобщить изученный материал по ….
уметь определять …, ….., …….
3. Повторение изученного
Итак, с первым
пунктом мы с вами справились. Приступим к работе по второй части поставленной
цели
Слово учителя
Родина – это место, где вы родились и
выросли, это край, который рождает вашу человеческую душу. Вы – дети своей
Отчизны. От вас зависит её будущее, от вашей души, знаний, умений, желаний. Во
имя счастья, величия своей Родины настоящие люди отдавали даже жизни. Так
всегда было и будет, потому что нет ничего прекраснее и дороже Родины.
Как вы понимаете выражение любить Родину?
Упражнение 1
Работа с текстом
Многие из нас говорят: «Мы любим Родину».
Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А
это право надо завоевать учёбой, трудом, жизнью
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Радоваться, когда у неё праздник И главное – беречь Родину Не давать в обиду
врагам, которые идут на неё с оружием.. Не давать в обиду пошлякам, для которых
нет ничего святого. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её
народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших
руках.
Помните об этом, ребята!
ü
Докажите, что перед
вами текст.
ü
Определите его тему и
основную мысль.
ü
Определите тип речи.
Свой ответ обоснуйте.
ü
Найдите и выпишите предложение
с прямой речью. Объясните знаки препинания при прямой речи.. Составьте схему.
ü
Найдите предложение с
обращением. Объясните знаки препинания при обращении. Составьте схему.
ü
Найдите предложения с
однородными членами.
Упражнение 2
Выразительно прочитайте отрывок из произведения Я.
Коласа. Сравните переводной и оригинальный тексты. Определите тему и основную
мысль. Одинаковы ли по смыслу выделенные предложения?
О, детства уголок
мой милый!
С тобой
расстаться я не в силах.
Как часто,
утомлён дорогой,
Годами юности
убогой,
К тебе я в думках
улетаю
И там душою
отдыхаю.
Мой родныкут, як ты мне мілы!
Забыць цябе не маю сілы!
Не раз, утомлены дарогай,
Жыццём вясны мае убогай,
К цябе я ў думках залятаю
І там душою спачываю.
Я. Колас
Словарная работа
1.Кого, по-вашему
мнению, называют настоящим человеком?
2. Давайте подумаем:
настоящий человек и патриот своей Родины – это одно и то же?
Патриот-человек,
проникнутый преданностью и любовью к своему Отечеству, к своему народу.
3. Кого, по-вашему
мнению, называют пошляком и можно ли поставить знак равенства между этим словом
и словом предатель?
Предатель-человек,
который предал, предаёт кого-нибудь. Обманчивый, коварный, таящий в себе
что-нибудь неприятное
Пошляк
(разг)-человек, который говорит или делает пошлости(низкие в нравственном
отношении поступки)
Отчий дом, родная
земля, бескорыстная любовь, необъятные просторы.
Упражнение 3
С помощью каких
языковых средст связаны предложения в тексте(Работа в парах)
2 мин.
1) У меня есть свой
любимый уголок. Там всегда светит солнце и пахнет спелой ягодой. Она бывает
иногда такой крупной, что в моей ладошке вмещаются только три ягоды.
Какие вы помните
ещё языковые средства? Перечислите
Упражнение 4
Помню, как под моим
окном ласточка прилепила гнездо. Вскоре она вывела птенцов. Когда они подросли,
она учила их летать. Всегда было так забавно наблюдать за птичками. Ко мне
подходила мама. Мы вместе смотрели на нашу беспокойную и заботливую ласточку.
Для меня это самые
сладкие воспоминания о детстве, о маме, о доме.
Задания:
1. Это название
соответствует теме текста:
а) Ласточкино гнездо;
б) Живут во мне воспоминания; в) Жизнь ласточки
2. Этот текст:
а)описание; б)
рассуждение; в) повествование
3. К тексту можно
поставить вопрос:
а) что произошло? б)
какой? в) почему?
Ответ: в в а
Творческая работа
Прочитайте
стихотворение Твардовского
Какие чувства
выражает автор?
О чём говорит
последняя строфа?
Есть ли у вас дорогие
сердцу места? Какие? Расскажите о них.
Есть обрыв, где я, играя,
Обсыпал себя песком.
Есть лужайка у сарая –
Там я бегал босиком.
Есть речушка – там я плавал,
Как бывало босиком.
Там я рвал зелёный явор,
Плётки плёл из камыша…
Но во всей отчизне славной
Нет такого уголка,
Нет такой земли, чтоб равно
Мне была не дорога.
4 Подведение итогов урока
О чём мы говорили
сегодня на уроке?
Закончите предложения
Родина – это …
Родиной мы зовём нашу
страну, потому что …
Народ сложил много
пословиц о Родине.
Как вы понимаете смысл
пословиц?
Родина – мать,
умей за неё постоять
Родная сторона-
мать, чужая – мачеха.
Родной куст и
зайцу дорог.
Родных нет, а по
родимой сторонке сердце ноет.
5. Информация о домашнем задании
(задания на выбор)
1. Составить текст по любой пословице
2. Записать примеры
пословиц о Родине, о любви к ней.
3. Составить текст с
элементами описания о дорогих сердцу местах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.