Урок РУССКОГО
ЯЗЫКА № ___________83________ 5________в __классе общеобразовательной
школы с русским языком обучения Республики Казахстан.
Тема: Глагол как часть речи. Виды глагола.
Дата проведения:
9.04.14
Цели:
образовательная
|
развивающая
|
воспитательная
|
Ученик добывает
самостоятельно знания о: глаголе как части речи, совершенном и несовершенном
виде глагола
|
Ученик учится:
ставить вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида; образовывать
глаголы совершенного и несовершенного вида с помощью приставок и суффиксов
|
Ученик формирует:
базовую компетенцию «умение учиться» при работе в паре с помощью техники
«Таблица»
|
Наглядность и ТСО:
Учебник. Русский язык. 5 класс. Кондубаева
М.,Брулёва Ф. Атамура. 2010. (Республика Казахстан).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА
ЭТАПЫ
|
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
|
ВРЕМЯ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ
|
I.МОТИВАЦИЯ.
ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ
|
Свободное письмо
Сказка
лингвистическая
|
3 минуты
|
Задание
Глагол
Что вы знаете по
теме урока, с.220 учебника
Свободное письмо
Чтение 2-3 писем
Глагол
Это часть речи,
которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать или что
сделать. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Словарная работа
Совершенный – законченный,
превосходный, полный, несомненный
Несовершенный –
антоним
Чтение правила на
стр. 222
Составление Опорной
схемы
ГЛАГОЛ
Сказка
Пуськи бятые
Сяпала Калуша
по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата,
калушаточки! Бутявка!
_ Калушата присяпали
и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша
волит:
- Оёё, оёё!
Бутявка-то не кузявая!
Калушата
бутявку вычучили.
Бутявка
вздребенулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
- Бутявок не
трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. Абутявка
волит за напушкой:
- Калушата
подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.
- По каким
признакам вы нашли глаголы
- Что вы знаете о
глаголе
|
II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
(осмысление)
|
Таблица
Фишбоун
|
25
|
- Как вы различаете
глаголы совершенного и несовершенного вида
Запись в тетради:
Сравнительная
таблица (Прочти правило на стр. 228-229, 230)
? сравнения
|
Несовершенный вид
|
Совершенный вид
|
Что обозначает?
|
Длительное,
незаконченное действие
Арлан читает
книгу. Бабушка вяжет носок.
|
Законченное,
завершенное действие: Арлан прочитал книгу. Бабушка связала носок.
|
На какие вопросы
отвечает?
При помощи чего
образуются
|
Что делать? Что
делал? Что делаю? Что буду делать?
---
|
Что сделать? Что
сделал? Что сделаешь?
- Суффиксов –И-,
-НУ- :решать – решИть, колоть – кольНУть;
- чередования
звуков
: объявить –
объявлять;
- ударения:
отрезать – отрезать;
Замены основ:
класть - положить
|
Взаимопроверка
Упр. 626
С помощью техники
«Фишбоун»
Работа с тренажером
«Морфологический разбор прилагательного»
Светает. Звонит,
просыпаюсь,не встаю, сплю. Будит, сердится: «Опоздаешь!» Встаю, одеваюсь,
умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:
Опаздываю. Звенит.
Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю.
Вызывают. Иду, смотрю, молчу – не знаю; знал – забыл. Получил, пошёл, сел.
Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим,
рассаживаемся, достаём. Сосредотачиваемся, решаю, не могу решить, сижу,
заглядываю. «Дай списать». Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел
списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.
Прибежал,
открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал
писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, кончили
работать, зовут. Вспоминаю – вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит,
говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду
спать, надеваю, засыпаю.
Упр. 622-623
Чайковский
(синквейн)
Глаголы:
Составь с помощью
только глаголов совершенного и несовершенного вида текст «Мой день».
|
III. ИТОГОВАЯ ДИСКУССИЯ
(РЕФЛЕКСИЯ)
|
Вывод в виде
синквейна
Тест
|
|
Тестирование.
Взаимопроверка. Оценка в журнал.
д/з: упр. 629, 623,
параграф 75, 79-81
Составить схему:
как определить спряжение глагола
|
Тест: обведи кружком
правильный ответ
- Найди глаголы
совершенного вида:
А) строить, делать, ставить, терять;
В) построить, сделать, выставить, потерять;
Г) шагать, кивать, капать, кашлять;
Д) объединять, изучать, решать, побеждать.
2. Найди глаголы несовершенного вида:
А) прочитать, написать, выучить, сделать;
В) читать, писать, учить, делать;
Г) решить, толкнуть, рассмотреть, сгореть;
Д) объявить, заявить, отрезать, разрезать.
3. Найди верное утверждение:
А) Глаголы бывают только совершенного вида;
В) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида;
Г) Глаголы бывают только несовершенного вида;
Д) Глаголы не образуют видовых пар.
4. Найди неверное утверждение:
А) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида;
В) Глаголы не образуют видовых пар;
Г) Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с
близким лексическим значением. Такие глаголы образуют видовые пары.
Д) Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, незаконченное
действие.
5.Найди глаголы, обозначающие законченное, завершенное
действие:
А) живет,
рисует, кашляет, мелькает;
В) насыпать,
нарисовать, разрезать, объявить;
Г) решать,
толкать, рассматривать, учить;
Д) шить, жить,
рисовать, красить.
Сравнительная таблица
(Прочти правила на стр. 228-229, 230) и
заполни недостающие
колонки таблицы
? сравнения
|
Несовершенный вид
|
Совершенный вид
|
Что обозначает?
|
Длительное,
незаконченное действие
Арлан читает книгу.
Бабушка вяжет носок.
|
Законченное,
завершенное действие: Арлан прочитал книгу. Бабушка связала носок.
|
На какие вопросы
отвечает?
|
Что делать? Что
делал? Что делаю? Что буду делать?
|
Что сделать? Что
сделал? Что сделаешь?
|
При помощи чего
образуются
|
---
|
- Суффиксов –И-,
-НУ- :решать – решИть, колоть – кольНУть;
- чередования
звуков
: объявить –
объявлять;
- ударения:
отрезать – отрезать;
Замены основ:
класть - положить
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.