Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Скачать материал

Урок РУССКОГО ЯЗЫКА    № ___________83________  5________в __классе  общеобразовательной школы с русским языком обучения Республики Казахстан.

Тема: Глагол как часть речи. Виды глагола.

Дата проведения: 9.04.14

Цели:

образовательная

развивающая

воспитательная

Ученик добывает самостоятельно  знания о: глаголе как части речи, совершенном и несовершенном виде глагола

Ученик учится: ставить вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида; образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида с помощью приставок и суффиксов

Ученик формирует: базовую компетенцию «умение учиться» при работе в паре с помощью техники «Таблица»

Наглядность и ТСО: Учебник. Русский язык. 5 класс. Кондубаева М.,Брулёва Ф. Атамура. 2010. (Республика Казахстан).

 

                                 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЭТАПЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ВРЕМЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ

I.МОТИВАЦИЯ.

ПОСТАНОВКА

ПРОБЛЕМЫ

 

Свободное письмо

 

 

Сказка лингвистическая

3 минуты

Задание

Глагол

Что вы знаете по теме урока, с.220 учебника

 

Свободное письмо

Чтение 2-3 писем

 

Глагол

Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать или что сделать. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

 

Словарная работа

Совершенный – законченный, превосходный, полный, несомненный

Несовершенный – антоним

Чтение правила на стр. 222

Составление Опорной схемы

ГЛАГОЛ

 

Сказка

Пуськи бятые

     Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

_ Калушата присяпали и бутявку  стрямкали. И подудонились.

     А Калуша волит:

- Оёё, оёё! Бутявка-то не кузявая!

     Калушата бутявку вычучили.

     Бутявка вздребенулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. Абутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.

  • По каким признакам вы нашли глаголы
  • Что вы знаете о глаголе

II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

(осмысление)

Таблица

Фишбоун

25

  • Как вы различаете глаголы совершенного и несовершенного вида

Запись в тетради:

Сравнительная таблица (Прочти правило на стр. 228-229, 230)

? сравнения

Несовершенный вид

Совершенный  вид

Что обозначает? 

 

Длительное, незаконченное действие

Арлан читает книгу. Бабушка вяжет носок.

Законченное, завершенное действие: Арлан прочитал книгу. Бабушка связала носок.

На какие вопросы отвечает?

 

 

 

При помощи чего образуются

Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?

 

 

---

Что сделать? Что сделал? Что сделаешь?

 

 

- Суффиксов –И-, -НУ- :решать – решИть,  колоть – кольНУть;

- чередования звуков

: объявить – объявлять;

- ударения: отрезать – отрезать;

Замены основ: класть - положить

  Взаимопроверка

Упр. 626

С помощью техники «Фишбоун»

 

Работа с тренажером «Морфологический разбор прилагательного»

Светает. Звонит, просыпаюсь,не встаю, сплю. Будит, сердится: «Опоздаешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:

Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, смотрю, молчу – не знаю; знал – забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаём. Сосредотачиваемся, решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. «Дай списать». Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.

     Прибежал, открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, кончили работать, зовут. Вспоминаю – вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит,  говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, надеваю, засыпаю.

Упр. 622-623

Чайковский (синквейн)

Глаголы:

 

Составь с помощью только глаголов совершенного  и несовершенного вида текст «Мой день».

III. ИТОГОВАЯ ДИСКУССИЯ

(РЕФЛЕКСИЯ)

Вывод в виде синквейна

Тест

 

Тестирование. Взаимопроверка. Оценка в журнал.

д/з: упр. 629, 623, параграф 75, 79-81

Составить схему: как определить спряжение глагола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест: обведи кружком правильный ответ

  1. Найди глаголы совершенного  вида:

А) строить, делать, ставить, терять;

В) построить, сделать, выставить, потерять;

Г) шагать, кивать, капать, кашлять;

Д) объединять, изучать, решать, побеждать.

2. Найди глаголы несовершенного вида:

А) прочитать, написать, выучить, сделать;

В) читать, писать, учить, делать;

Г) решить, толкнуть, рассмотреть, сгореть;

Д) объявить, заявить, отрезать, разрезать.

3. Найди верное утверждение:

А) Глаголы бывают только совершенного вида;

В) Глаголы бывают совершенного и  несовершенного вида;

Г) Глаголы бывают только несовершенного вида;

Д) Глаголы не образуют видовых пар.

4. Найди неверное утверждение:

А) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида;

В) Глаголы не образуют видовых пар;

Г) Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с близким лексическим значением. Такие глаголы образуют видовые пары.

Д) Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, незаконченное действие.

5.Найди глаголы, обозначающие законченное, завершенное действие:

       А) живет, рисует, кашляет, мелькает;

       В) насыпать, нарисовать, разрезать, объявить;

       Г) решать, толкать, рассматривать, учить;

       Д) шить, жить, рисовать, красить.

 

 

Сравнительная таблица (Прочти правила на стр. 228-229, 230) и

заполни недостающие колонки таблицы

? сравнения

Несовершенный вид

Совершенный  вид

Что обозначает? 

 

Длительное, незаконченное действие

Арлан читает книгу. Бабушка вяжет носок.

Законченное, завершенное действие: Арлан прочитал книгу. Бабушка связала носок.

На какие вопросы отвечает?

 

Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?

 

Что сделать? Что сделал? Что сделаешь?

 

 

 

 

При помощи чего образуются

 

---

- Суффиксов –И-, -НУ- :решать – решИть,  колоть – кольНУть;

- чередования звуков

: объявить – объявлять;

- ударения: отрезать – отрезать;

Замены основ: класть - положить

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уроке по теме "Глагол как часть речи  используется : "Учебник Русский язык. 5 класс. Авторы:  Кондубаева М.,Брулёва Ф. Атамура. 2010. (Республика Казахстан).Ученик на уроке добывает самостоятельно  знания о: глаголе как части речи, совершенном и несовершенном виде глагола. Ученик учится: ставить вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида; образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида с помощью приставок и суффиксов. Ученик формирует: базовую компетенцию «умение учиться» при работе в паре с помощью техники «Таблица».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 668
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 602
    • DOCX 22.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Целищева Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Целищева Ольга Николаевна
    Целищева Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 29135
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе