Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Урок по русскому языку. Гарифуллина Дилбар Рафаковна.

Класс: 5

Тема: Беглые гласные.

Вид урока: урок – исследование

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

--обучающая: знакомство с понятием «беглые гласные»;

-- развивающая: развитие умения работать с научным текстом;

-- воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в команде, умение быть ответственным за выполняемую работу.

Задачи:

--проанализировать предложенный лингвистический материал;

--сделать выводы о языковых явлениях;

--составить устный текст научного жанра;

--заполнить опросный лист.

Материал: учебник, стр. 169-170

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! У нас урок русского языка. Все ли готовы к уроку? У всех ли есть книги, тетради?

- Ребята, давайте мы сначала послушаем рапорт дежурного.

- Кто сегодня дежурный?

- Айсылу, давай слушаем твой рапорт. (Рапорт дежурного)

- Хорошо, Айсылу.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-Вам было задано домашнее задание упр. 408. Скажите, что вам нужно было сделать? (Записать однокоренные слова группами. Разобрать каждое слово по составу. Указать чередование согласных в корне слова.)

-Какие группы, однокоренных слов вы выделили? Какие согласные чередовались в каждой группе?

(Дорога, дорожка, дорожная. Г-Ж. Лес, лесники, лесная. НЕТ ЧЕРЕДОВАНИЯ. Орех, орешки, орешник. Х-Ш. Вьюга, вьюжная. Г-Ж. Река, речка, речной. К-Ч)

-Какие слова остались? Почему не попали ни в одну группу однокоренных слов слова ПУТЬ, РОЩА, МЕТЕЛЬ. (Потому, что они не являются однокоренными.)

-Так, что, называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

III. Мотивация.

-- Сегодня мы будем работать в группах. Для меня очень важно, с каким настроением вы пришли, что чувствуете? Я предлагаю вам взяться за руки и замкнуть круг внутри своей группы ( я в это время касаюсь каждой группы)

-- Что вы чувствуете? Какое настроение испытываете? ( одно целое, вместе работать, тепло)

-- Я тоже чувствую вашу сплоченность, ваше тепло. Помните, что каждая группа будет выполнять свою часть общего задания. А вместе мы одна команда.

IV. Разминка.

-- Начнем с небольшой разминки. Как вы понимаете значение слова беглый? (На доске записываю детские ассоциации: убегающий, пропадающий, исчезающий). Спасибо, молодцы!

V. Организация наблюдения, которое позволяет определить тему, цели и задачи урока.

1) Понятие лингвистического исследования.

-- Мы проведем лингвистическое исследование. Проводили ли вы когда-нибудь исследования? Что такое исследование? Открытие, поиск новых знаний…

-- Кто такие исследователи? Кто делает открытия. Те, кто умеет задавать вопросы. ( наблюдение, сравнение, сопоставление, выводы, открытие)

-- Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. Итак, мы открыватели.

-- Что такое лингвистика? Наука о чем? (о языке)

-- Ученые лингвисты сделали множество открытий. Вы сегодня эти открытия сможете совершить для себя, побывать в роли исследователей и поделиться одноклассниками тем, что узнали. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытия.

2) Определение темы урока через наблюдение.

-- А теперь внимание на доску (вывешиваются слова). Что необычного вы заметили в склонении этих существительных. (лоб – лба, день – дня, сынок – сынка, вобрать – вбирать)

-- Верно, гласные то появляются, то исчезают.

-- Как называются такие гласные? (Это беглые гласные)

Назовите тему нашего урока. Молодцы!

3) Подготовка вопросов.

Как вы думаете, какие вопросы можно поставить к теме нашего урока «Беглые гласные»? Каждая группа должна посовещаться в течение 1 минуты и записать вопрос в листочках ( вопросы озвучиваются и вывешиваются на доску)

4) Обобщение вопросов, предложенных учениками.

-- Почему они «убежали»?

-- Какие гласные могут убегать?

-- В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

-- С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

5) Задания по группам

-- Вы помните, что мы проводим лингвистическое исследование, и каждая группа выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные». Каждая группа получила свое задание.

-- Вам необходимо распределить, кто за что отвечает: хранитель времени, секретарь, докладчик, генератор идей, диктор. – Ответы запишите крупными буквами маркером на специальных листах.


I группа.

Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему «убежали» гласные?»

План работы:

Прочитайте статью из истории языка.

Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных. Поясните, что произошло.


II группа.

Какие гласные могут убежать?

План работы:

Сравните слова: зоркий – зрение, полдень – полдня.

Назовите гласные, которые «убегают».

Приведите свои примеры. Используйте материал учебника ( беру – брать, ветер – ветра)


III группа.

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила.

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

Приведите примеры учебника, дополните своими примерами.


IV группа.

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

И.п. мешочек, ключик

Р.п. мешочка, ключика

Д.п. мешочку. ключику

В.п. мешочка. ключика

Т.п. мешочком, ключиком

П.п. о мешочке. ключике

Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласную.

Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах –ек, -ик. ( при склонении существительных –ик сохраняется, а –ек становится беглым)


VI. Выступления групп.

-- Сейчас предлагаю каждой группе вывесить свои ответы на доску.

-- Итак, слушаем результаты исследования. Обратите внимание, что ответ должен быть последовательным, с примерами. А начать его нужно с фразы, которая ставит перед вами вопрос. Например, беглость гласных связана с правописанием…

-- И самое главное, у всех разные вопросы. Будьте внимательны и слушайте ответы других групп.

-- Какие есть дополнении, пояснения, замечания?

-- Мы с вами нашли ответы на все вопросы, поставленные в начале урока. Спасибо вам за это, ребята!

-- А теперь представим результаты нашего исследования в виде устного текста научного стиля. Пожалуйста, кто желает обобщить, что мы узнали?

-- Воспользуйтесь материалом на доске. Мы будем поддерживать и дополнять.


Устный ответ в жанре научного стиля.

Беглость гласных связана с процессом особых изменений в языке, который называется падением редуцированных (так называемые глухие (ъ) и (ь)). Беглыми могут быть О-Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают. Наблюдается беглость гласных в рахных частях слова: в приставке, корне, суффиксе.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Давайте закрепим полученные знания. Откройте учебник на странице 169 упр. 411.

- Что, нужно сделать в упражнении? (определить, в какой части слова находятся беглые гласные?)

2. Работа с перфокартой.


1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-ек -

-ик-

Дом..к



Луч..к



Песоч..к



Ёж..к



Крючоч..к



Ножич..к



Хвост..к



Дождич..к



Осл..к



Куст..к



Букет..к



Кружоч..к



Учащиеся проверяют свои работы и сдают их учителю на проверку.

VIII. Домашнее задание.

- Ребята, сейчас я вам задам домашнее задание. Вы должны повторить, закрепить изученный материал § 79. Составить лингвистическую сказку на тему: «Почему убежали гласные и почему они вернулись?» с опорой на результаты вашего исследования. Если придумаете свою тему, пожалуйста. Индивидуальное задание: СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ (по желанию)

IX. Рефлексия.

-- Как чувствовали себя на уроке: комфортно или дискомфортно?

-- Какие новые знания получили на уроке?

-- Какие затруднения испытывали?

-- Понравилось ли вам быть в роли исследователей?

X. Вручение сертификатов. Выставление отметок в журнал и дневники.

-- Вы сегодня поработали и выполнили серьезное исследование очень качественно. За выполненную работу … (фамилии учеников) получает(ют) ДИПЛОМ(Ы) (кому «5») и СЕРТИФИКАТ(Ы) (кому «3» и «4») в области лингвистических исследований.




СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ

- Прочитайте внимательно сказку и постарайтесь найти однокоренные слова, которые встретятся в тексте.

ЗЯБЛИК. Почему называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? А что говорится об этом в одной сказке.


УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.

Октябрь так птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая - ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

-Зяблик ты, так зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.

- Небось озябнешь!- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!

Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак и по этому признаку дали название.


-Так какие однокоренные слова встретились? Что заметили в них?

ЗЯБЛИК, ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.

-В ЭТИХ СЛОВАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.



СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ

- Прочитайте внимательно сказку и постарайтесь найти однокоренные слова, которые встретятся в тексте.

ЗЯБЛИК. Почему называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? А что говорится об этом в одной сказке.


УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.

Октябрь так птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая - ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

-Зяблик ты, так зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.

- Небось озябнешь!- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!

Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак и по этому признаку дали название.


-Так какие однокоренные слова встретились? Что заметили в них?

ЗЯБЛИК, ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.

-В ЭТИХ СЛОВАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.




СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ

- Прочитайте внимательно сказку и постарайтесь найти однокоренные слова, которые встретятся в тексте.

ЗЯБЛИК. Почему называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? А что говорится об этом в одной сказке.


УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.

Октябрь так птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая - ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

-Зяблик ты, так зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.

- Небось озябнешь!- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!

Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак и по этому признаку дали название.


-Так какие однокоренные слова встретились? Что заметили в них?

ЗЯБЛИК, ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.

-В ЭТИХ СЛОВАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.





СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ

- Прочитайте внимательно сказку и постарайтесь найти однокоренные слова, которые встретятся в тексте.

ЗЯБЛИК. Почему называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? А что говорится об этом в одной сказке.


УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.

Октябрь так птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая - ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

-Зяблик ты, так зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.

- Небось озябнешь!- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!

Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак и по этому признаку дали название.


-Так какие однокоренные слова встретились? Что заметили в них?

ЗЯБЛИК, ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.

-В ЭТИХ СЛОВАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.



I группа.

Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему «убежали» гласные?»

План работы:

Прочитайте статью из истории языка.

Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных. Поясните, что произошло.



II группа.

Какие гласные могут убежать?

План работы:

Сравните слова: зоркий – зрение, полдень – полдня.

Назовите гласные, которые «убегают».

Приведите свои примеры. Используйте материал учебника ( беру – брать, ветер – ветра)



III группа.

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила.

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

Приведите примеры учебника, дополните своими примерами.



IV группа.

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

И.п. мешочек, ключик

Р.п. мешочка, ключика

Д.п. мешочку. ключику

В.п. мешочка. ключика

Т.п. мешочком, ключиком

П.п. о мешочке. ключике

Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласную.

Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах –ек, -ик. ( при склонении существительных –ик сохраняется, а –ек становится беглым)








1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-ек -

-ик-

Дом..к



Луч..к



Песоч..к



Ёж..к



Крючоч..к



Ножич..к



Хвост..к



Дождич..к



Осл..к



Куст..к



Букет..к



Кружоч..к



1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-ек -

-ик-

Дом..к



Луч..к



Песоч..к



Ёж..к



Крючоч..к



Ножич..к



Хвост..к



Дождич..к



Осл..к



Куст..к



Букет..к



Кружоч..к



1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-ек -

-ик-

Дом..к



Луч..к



Песоч..к



Ёж..к



Крючоч..к



Ножич..к



Хвост..к



Дождич..к



Осл..к



Куст..к



Букет..к



Кружоч..к




Урок русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные". Вид урока: урок – исследование. Тип урока: объяснение нового материала.

 

Цели урока: обучающая: знакомство с понятием «беглые гласные»; развивающая: развитие умения работать с научным текстом; воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в команде, умение быть ответственным за выполняемую работу. Задачи: проанализировать предложенный лингвистический материал; сделать выводы о языковых явлениях; составить устный текст научного жанра; заполнить опросный лист. 

Автор Гарифуллина Дилбар Рафаковна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1139
Номер материала 43520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓