Урок по русскому
языку. Гарифуллина Дилбар Рафаковна.
Класс: 5
Тема: Беглые гласные.
Вид урока: урок –
исследование
Тип урока: объяснение
нового материала.
Цели урока:
--обучающая:
знакомство с понятием «беглые гласные»;
-- развивающая:
развитие умения работать с научным текстом;
-- воспитательная:
воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в команде,
умение быть ответственным за выполняемую работу.
Задачи:
--проанализировать
предложенный лингвистический материал;
--сделать выводы о языковых
явлениях;
--составить устный
текст научного жанра;
--заполнить опросный
лист.
Материал: учебник,
стр. 169-170
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети!
У нас урок русского языка. Все ли готовы к уроку? У всех ли есть книги, тетради?
- Ребята, давайте мы
сначала послушаем рапорт дежурного.
- Кто сегодня
дежурный?
- Айсылу, давай
слушаем твой рапорт. (Рапорт дежурного)
- Хорошо, Айсылу.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
-Вам было задано
домашнее задание упр. 408. Скажите, что вам нужно было сделать? (Записать
однокоренные слова группами. Разобрать каждое слово по составу. Указать
чередование согласных в корне слова.)
-Какие группы,
однокоренных слов вы выделили? Какие согласные чередовались в каждой группе?
(Дорога, дорожка,
дорожная. Г-Ж. Лес, лесники, лесная. НЕТ ЧЕРЕДОВАНИЯ. Орех, орешки, орешник.
Х-Ш. Вьюга, вьюжная. Г-Ж. Река, речка, речной. К-Ч)
-Какие слова
остались? Почему не попали ни в одну группу однокоренных слов слова ПУТЬ, РОЩА,
МЕТЕЛЬ. (Потому, что они не являются однокоренными.)
-Так, что, называется
чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ
НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)
III. Мотивация.
-- Сегодня мы будем
работать в группах. Для меня очень важно, с каким настроением вы пришли, что
чувствуете? Я предлагаю вам взяться за руки и замкнуть круг внутри своей группы
( я в это время касаюсь каждой группы)
-- Что вы чувствуете?
Какое настроение испытываете? ( одно целое, вместе работать, тепло)
-- Я тоже чувствую
вашу сплоченность, ваше тепло. Помните, что каждая группа будет выполнять свою
часть общего задания. А вместе мы одна команда.
IV. Разминка.
-- Начнем с небольшой
разминки. Как вы понимаете значение слова
беглый? (На доске записываю детские ассоциации: убегающий,
пропадающий, исчезающий). Спасибо, молодцы!
V. Организация наблюдения, которое позволяет
определить тему, цели и задачи урока.
1) Понятие лингвистического исследования.
-- Мы проведем
лингвистическое исследование. Проводили ли вы когда-нибудь исследования? Что
такое исследование? Открытие, поиск новых знаний…
-- Кто такие
исследователи? Кто делает открытия. Те, кто умеет задавать вопросы. (
наблюдение, сравнение, сопоставление, выводы, открытие)
-- Давайте же сегодня
на уроке будем научными исследователями. Итак, мы открыватели.
-- Что такое
лингвистика? Наука о чем? (о языке)
-- Ученые лингвисты
сделали множество открытий. Вы сегодня эти открытия сможете совершить для себя,
побывать в роли исследователей и поделиться одноклассниками тем, что узнали.
Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытия.
2) Определение
темы урока через наблюдение.
-- А теперь внимание
на доску (вывешиваются слова). Что необычного вы заметили в склонении этих
существительных. (лоб – лба, день – дня, сынок – сынка, вобрать – вбирать)
-- Верно, гласные то
появляются, то исчезают.
-- Как называются
такие гласные? (Это беглые гласные)
Назовите тему нашего
урока. Молодцы!
3) Подготовка вопросов.
Как вы думаете, какие
вопросы можно поставить к теме нашего урока «Беглые гласные»? Каждая группа должна
посовещаться в течение 1 минуты и записать вопрос в листочках ( вопросы
озвучиваются и вывешиваются на доску)
4) Обобщение вопросов, предложенных учениками.
-- Почему они
«убежали»?
-- Какие гласные
могут убегать?
-- В каких частях
слова можно наблюдать беглость гласных?
-- С каким
орфографическим правилом связана беглость гласных?
5) Задания по группам
-- Вы помните, что мы
проводим лингвистическое исследование, и каждая группа выполняет часть общего
задания на тему «Беглые гласные». Каждая группа получила свое задание.
-- Вам необходимо
распределить, кто за что отвечает: хранитель времени, секретарь, докладчик,
генератор идей, диктор. – Ответы запишите крупными буквами маркером на
специальных листах.
I группа.
Пользуясь материалом
из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории языка и ответьте
на вопрос: «Почему «убежали» гласные?»
План работы:
• Прочитайте статью
из истории языка.
• Назовите языковой
процесс, который привел к беглости гласных. Поясните, что произошло.
II группа.
Какие гласные могут
убежать?
План работы:
• Сравните слова:
зоркий – зрение, полдень – полдня.
• Назовите гласные,
которые «убегают».
• Приведите свои
примеры. Используйте материал учебника ( беру – брать, ветер – ветра)
III группа.
В каких частях слова
можно наблюдать беглость гласных?
План работы:
• Рассмотрите примеры
правила.
• Ответьте на вопрос:
«В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»
• Приведите примеры
учебника, дополните своими примерами.
IV группа.
С каким
орфографическим правилом связана беглость гласных?
План работы:
• Понаблюдайте за
склонением следующих слов: мешочек, ключик.
И.п. мешочек, ключик
Р.п. мешочка, ключика
Д.п. мешочку. ключику
В.п. мешочка. ключика
Т.п. мешочком,
ключиком
П.п. о мешочке.
ключике
• Выделите суффиксы в
словах, подчеркните гласную.
• Какой вывод можно
сделать о правописании гласной в суффиксах –ек, -ик. ( при склонении
существительных –ик сохраняется, а –ек становится беглым)
VI. Выступления групп.
-- Сейчас предлагаю
каждой группе вывесить свои ответы на доску.
-- Итак, слушаем
результаты исследования. Обратите внимание, что ответ должен быть
последовательным, с примерами. А начать его нужно с фразы, которая ставит перед
вами вопрос. Например, беглость гласных связана с правописанием…
-- И самое главное, у
всех разные вопросы. Будьте внимательны и слушайте ответы других групп.
-- Какие есть
дополнении, пояснения, замечания?
-- Мы с вами нашли
ответы на все вопросы, поставленные в начале урока. Спасибо вам за это, ребята!
-- А теперь
представим результаты нашего исследования в виде устного текста научного стиля.
Пожалуйста, кто желает обобщить, что мы узнали?
-- Воспользуйтесь
материалом на доске. Мы будем поддерживать и дополнять.
Устный ответ в жанре научного стиля.
Беглость гласных
связана с процессом особых изменений в языке, который называется падением
редуцированных (так называемые глухие (ъ) и (ь)).
Беглыми могут быть О-Е. Остальные ведут себя хорошо
и никуда не убегают. Наблюдается беглость гласных в рахных частях слова:
в приставке, корне, суффиксе.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Давайте закрепим
полученные знания. Откройте учебник на странице 169 упр. 411.
- Что, нужно сделать
в упражнении? (определить, в какой части слова находятся беглые гласные?)
2. Работа с
перфокартой.
1)
Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.
|
Примеры
|
-ек
-
|
-ик-
|
Дом..к
|
|
|
Луч..к
|
|
|
Песоч..к
|
|
|
Ёж..к
|
|
|
Крючоч..к
|
|
|
Ножич..к
|
|
|
Хвост..к
|
|
|
Дождич..к
|
|
|
Осл..к
|
|
|
Куст..к
|
|
|
Букет..к
|
|
|
Кружоч..к
|
|
|
Учащиеся
проверяют свои работы и сдают их
учителю на проверку.
VIII. Домашнее задание.
- Ребята, сейчас я
вам задам домашнее задание. Вы должны повторить, закрепить изученный материал §
79. Составить лингвистическую сказку на тему: «Почему убежали гласные и почему
они вернулись?» с опорой на результаты вашего исследования. Если придумаете
свою тему, пожалуйста. Индивидуальное задание: СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ (по желанию)
IX. Рефлексия.
-- Как чувствовали себя на уроке: комфортно или
дискомфортно?
-- Какие новые знания получили на уроке?
-- Какие затруднения испытывали?
-- Понравилось ли вам
быть в роли исследователей?
X. Вручение сертификатов. Выставление отметок в
журнал и дневники.
-- Вы сегодня
поработали и выполнили серьезное исследование очень качественно. За выполненную
работу … (фамилии учеников) получает(ют) ДИПЛОМ(Ы) (кому «5») и СЕРТИФИКАТ(Ы)
(кому «3» и «4») в области лингвистических исследований.
СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ
- Прочитайте
внимательно сказку и постарайтесь найти однокоренные слова, которые встретятся
в тексте.
ЗЯБЛИК. Почему
называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? А что говорится об этом в
одной сказке.
УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.
Октябрь так
птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие
пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает.
Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и
Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая -
ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только
остался. Самый упрямый.
-Зяблик ты, так
зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.
- Небось озябнешь!-
разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.
А Зяблик не
зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как
по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и
температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой
и в октябре май!
Оказывается,
зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда
еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как
говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.
Как видите,
названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак
и по этому признаку дали название.
-Так какие
однокоренные слова встретились? Что заметили в них?
ЗЯБЛИК,
ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.
-В ЭТИХ СЛОВАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ
- Прочитайте
внимательно сказку и постарайтесь найти однокоренные слова, которые встретятся
в тексте.
ЗЯБЛИК. Почему
называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? А что говорится об этом в
одной сказке.
УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.
Октябрь так
птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие
пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает.
Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и
Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая -
ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только
остался. Самый упрямый.
-Зяблик ты, так
зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.
- Небось озябнешь!-
разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.
А Зяблик не
зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как
по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и
температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой
и в октябре май!
Оказывается,
зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда
еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как
говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.
Как видите,
названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак
и по этому признаку дали название.
-Так какие
однокоренные слова встретились? Что заметили в них?
ЗЯБЛИК,
ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.
-В ЭТИХ СЛОВАХ
ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ
- Прочитайте
внимательно сказку и постарайтесь найти однокоренные слова, которые встретятся
в тексте.
ЗЯБЛИК. Почему
называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? А что говорится об этом в
одной сказке.
УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.
Октябрь так
птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие
пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает.
Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и
Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая -
ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только
остался. Самый упрямый.
-Зяблик ты, так
зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.
- Небось озябнешь!-
разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.
А Зяблик не
зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как
по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и
температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой
и в октябре май!
Оказывается,
зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда
еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как
говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.
Как видите,
названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак
и по этому признаку дали название.
-Так какие
однокоренные слова встретились? Что заметили в них?
ЗЯБЛИК, ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ,
ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.
-В ЭТИХ СЛОВАХ
ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ
- Прочитайте
внимательно сказку и постарайтесь найти однокоренные слова, которые встретятся
в тексте.
ЗЯБЛИК. Почему
называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? А что говорится об этом в
одной сказке.
УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.
Октябрь так
птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие
пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает.
Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и
Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая -
ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только
остался. Самый упрямый.
-Зяблик ты, так
зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр . А Зяблик не зябнет.
- Небось озябнешь!-
разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.
А Зяблик не
зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как
по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и
температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой
и в октябре май!
Оказывается,
зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда
еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как
говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.
Как видите,
названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак
и по этому признаку дали название.
-Так какие
однокоренные слова встретились? Что заметили в них?
ЗЯБЛИК,
ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.
-В ЭТИХ СЛОВАХ
ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
I группа.
Пользуясь материалом
из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории языка и ответьте
на вопрос: «Почему «убежали» гласные?»
План работы:
• Прочитайте статью
из истории языка.
• Назовите языковой
процесс, который привел к беглости гласных. Поясните, что произошло.
II группа.
Какие гласные могут
убежать?
План работы:
• Сравните слова:
зоркий – зрение, полдень – полдня.
• Назовите гласные,
которые «убегают».
• Приведите свои
примеры. Используйте материал учебника ( беру – брать, ветер – ветра)
III группа.
В каких частях слова
можно наблюдать беглость гласных?
План работы:
• Рассмотрите примеры
правила.
• Ответьте на вопрос:
«В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»
• Приведите примеры
учебника, дополните своими примерами.
IV группа.
С каким
орфографическим правилом связана беглость гласных?
План работы:
• Понаблюдайте за
склонением следующих слов: мешочек, ключик.
И.п. мешочек, ключик
Р.п. мешочка, ключика
Д.п. мешочку. ключику
В.п. мешочка. ключика
Т.п. мешочком,
ключиком
П.п. о мешочке.
ключике
• Выделите суффиксы в
словах, подчеркните гласную.
• Какой вывод можно
сделать о правописании гласной в суффиксах –ек, -ик. ( при склонении
существительных –ик сохраняется, а –ек становится беглым)
1)
Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.
|
Примеры
|
-ек
-
|
-ик-
|
Дом..к
|
|
|
Луч..к
|
|
|
Песоч..к
|
|
|
Ёж..к
|
|
|
Крючоч..к
|
|
|
Ножич..к
|
|
|
Хвост..к
|
|
|
Дождич..к
|
|
|
Осл..к
|
|
|
Куст..к
|
|
|
Букет..к
|
|
|
Кружоч..к
|
|
|
1)
Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.
|
Примеры
|
-ек
-
|
-ик-
|
Дом..к
|
|
|
Луч..к
|
|
|
Песоч..к
|
|
|
Ёж..к
|
|
|
Крючоч..к
|
|
|
Ножич..к
|
|
|
Хвост..к
|
|
|
Дождич..к
|
|
|
Осл..к
|
|
|
Куст..к
|
|
|
Букет..к
|
|
|
Кружоч..к
|
|
|
1)
Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.
|
Примеры
|
-ек
-
|
-ик-
|
Дом..к
|
|
|
Луч..к
|
|
|
Песоч..к
|
|
|
Ёж..к
|
|
|
Крючоч..к
|
|
|
Ножич..к
|
|
|
Хвост..к
|
|
|
Дождич..к
|
|
|
Осл..к
|
|
|
Куст..к
|
|
|
Букет..к
|
|
|
Кружоч..к
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.