Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 5 классе по теме.ppt

Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы""

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгор...

    1 слайд

    МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза А.Е. Черникова»



    «Антонимы»
    Урок русского языка в 5 классе





    Разработчик: Маланичева С.Н.,
    учитель русского языка и литературы
    2013-2014 уч. год

  • Синтаксическая минутка. Произведите синтаксический разбор предложений. Подбе...

    2 слайд

    Синтаксическая минутка.
    Произведите синтаксический разбор предложений. Подберите синонимы к слову Стрелецкое из данного стихотворения.


    Среди огромной равнины
    Раскинулось небольшое село.
    Край дорогой и любимый,
    Стрелецкое – имя его.

    Ответь:
    - Почему эти слова синонимы?

  • СтрелецкоеВозникновение Стрелецкого относится к XVII веку, когда возникла ост...

    3 слайд

    Стрелецкое
    Возникновение Стрелецкого относится к XVII веку, когда возникла острая необходимость в защите южных рубежей русского государства от набегов крымских татар, кочевников, поляков, шведов. Служивым людям: стрельцам, пушкарям, драгунам, казакам было приказано построить крепость Болховец. Точной даты, когда город Болховец превратился в село Стрелецкое, нет. Скорее всего это произошло после утраты Болховцом своего первоначального предназначения в охранной черте Белгородской, где Болховец испокон состоял из нескольких поселений давших впоследствии названия селам: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское.

  • -  Познакомиться с понятием «АНТОНИМЫ»;
-  Учиться подбирать антонимы к данно...

    4 слайд

    - Познакомиться с понятием «АНТОНИМЫ»;
    - Учиться подбирать антонимы к данному слову;
    - Обогащать словарный запас на основе краеведческого материала;
    - Учиться развивать познавательную самостоятельность и творческую активность;
    - Учиться воспитывать в себе бережное отношение к малой родине.


    Цели урока:

  • Антоним  - слово пришло из греческого языка...

    5 слайд

    Антоним - слово пришло из греческого языка

    анти – против
    оним - имя

    Словарно-орфографическая работа

  • Сравни фотографии, подбирая антонимыУлица Краснооктябрьская...

    6 слайд

    Сравни фотографии, подбирая антонимы
    Улица Краснооктябрьская Улица Зелёная

  • Составь предложения, используя антонимыРека Везёлка                        Ре...

    7 слайд

    Составь предложения, используя антонимы
    Река Везёлка Река Искринка

  • ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА 
Антонимы могут связывать не только предложения, но и смысл...

    8 слайд

    ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
    Антонимы могут связывать не только предложения, но и смысловые части текста. Составьте небольшой текст, используя для связи частей его антонимы: правый-левый, справа-слева, вдали-вблизи, сначала-потом. Примерные темы текстов: «Село, в котором я родился (живу)».

  • Рефлексиясегодня я узнал/а…было интересно…было трудно…я выполнял/а задан...

    9 слайд

    Рефлексия

    сегодня я узнал/а…
    было интересно…
    было трудно…
    я выполнял/а задания…
    я понял/а, что…
    теперь я могу…

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок с применением ИКТ Антонимы 5 классдля сайта.doc

 

 

 

 

Разработка занятия по русскому языку в 5 классе по теме:

«АНТОНИМЫ»

 

 

 

 

Разработчик:

Маланичева С.Н.,

 учитель русского языка

и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     2013-2014 учебный год 

 Разработка занятия по русскому языку в 5 классе по теме:

«АНТОНИМЫ»

Цели:         

ü     Создать условия для формирования знаний об антонимах, умения применять их в речи.

ü     Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся на основе краеведческого материала.

ü     Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

ü     Создать условия для воспитания бережного отношения к малой родине

Оборудование:

ü     Компьютерная презентация

ü     Выставка словарей

 

                                               Ход урока

1.     Лексическая разминка.

Детям раздаются карточки с вопросами.

- Как называются слова одинаковые по написанию, но разные по значению? (омонимы);

- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные);

- А если у слова всего одно значение, то какое оно? (однозначное);

   - Помимо прямого значения слово может иметь и другое значение, не совсем обычное…(переносное).

2.          Синтаксическая минутка. (слайд № 2)

Произведите синтаксический разбор предложений. Подберите синонимы к слову Стрелецкое из данного стихотворения.

                                Среди огромной равнины

                                Раскинулось небольшое село.

                                Край дорогой и любимый,

                                Стрелецкое – имя его.

  Синонимы – село, край.

- Почему подобрали эти синонимы? (Потому что они отражают главное значение для нас слова Стрелецкое. Это наше село, малая родина).

Историческая справка (слайд № 3)

Рассказ подготовленного учащегося:

"Возникновение Стрелецкого относится к XVII веку, когда возникла острая необходимость в защите южных рубежей русского государства от набегов крымских татар, кочевников, поляков, шведов. Служивым людям: стрельцам, пушкарям, драгунам, казакам было приказано построить крепость Болховец. Точной даты, когда город Болховец превратился в село Стрелецкое, нет. Скорее всего это произошло после утраты Болховцом своего первоначального предназначения в охранной черте Белгородской, где Болховец испокон состоял из нескольких поселений давших впоследствии названия селам: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское".                            

3.         Введение в тему. Найдите в тексте стихотворения слова противоположные по значению (огромной-небольшое). Такие слова называются АНТОНИМАМИ.

Сообщение темы урока. Вместе с учащимися формулируются цели, задачи урока.  Запись числа и темы. (слайд № 4)

4.         Словарно-орфографическая работа. (слайд № 5)

Слово «антоним» образовалось от греческого слова «аntonуmе» -anti «против» и onyma «имя». По-гречески часть «ним» означает «имя».

-           В каких ещё словах встречается вам эта часть? (омоним, синоним, топоним).

Запишите новый термин в свои терминологические словарики.

5.         Работа по новой теме. Рассмотрите фотографии улиц Стрелецкого. Составьте предложения с союзом а. (слайд 6). Назовите слова-антонимы, какой частью речи они выражены?

 Вывод (учащиеся формулируют сами): антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

6.           Закрепление.

ü     Устно подобрать антонимы, назвать орфограмму безударная гласная, проверяемая ударением:

Лето          -

зима

Большой   -

маленький

Прямой     -

кривой

Хороший  -

плохой

Сильный   -

слабый

День          -

ночь

Тишина     -

крик

Черный     -

белый

- Что могут обозначать антонимы?

Вывод:  антонимы могут обозначать размер, цвет, форму, качество, место.

7.          Тренировочные упражнения

ü        Творческая работа с лексическим заданием. Вспомнить наше село, район, его достопримечательности; дописать вторую часть предложения, учитывая, что в ней должен быть антоним к первой части.

Ø        Река Везелка глубокая, а  (речка Искринка мелкая). (слайд 7)

Ø        Новое название нашего села - Стрелецкое, а (старое название - Болховец).

Ø        Село Стрелецкое самое большое, а  (село Драгунское маленькое).

Вывод: какую роль играют антонимы в предложениях? (Антонимы         выражают противоположность одних предметов или явлений другим и связывают части предложения).

ü       Составление текста. Антонимы могут связывать не только предложения, но и смысловые части текста. Составьте небольшой текст, используя для связи частей его антонимы: правый-левый, справа-слева, вдали-вблизи, сначала-потом. Примерные темы текстов: «Село, в котором я родился (живу)».

7.         Рефлексия.

Ребята, давайте подведем итог нашей работе:

 - О чем шла речь сегодня на уроке?

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Какова же роль антонимов в нашем языке?

  - Обратите внимание на следующий слайд и выскажите свое мнение об уроке.

 

8.  Домашнее задание

   Дифференцированное задание:

ü     Сильным учащимся составить кроссворд, в основе которого будут слова с противоположным значением;

ü     Менее подготовленным учащимся составить текст «Моя улица»;

ü     Учащимся со слабыми учебными возможностями составить 4 предложения, в которых одна часть будет противопоставлена другой ( с союзом а).  

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный конспект создан на основе краеведческого материала Белгородчины.  

Разработка занятия по русскому языку в 5 классе по теме «АНТОНИМЫ»

Цели:         

ü   Создать условия для формирования знаний об антонимах, умения применять их в речи.

ü   Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся на основе краеведческого материала.

ü   Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

ü   Создать условия для воспитания бережного отношения к малой родине

Конспект включает в себя презентацию по данной теме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 913 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 326
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 615
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 480
    • ZIP 2.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маланичева Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1728
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1548 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 934 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе