Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы"

Название документа Урок русского языка в 5 классе по теме.ppt

МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгор...
Синтаксическая минутка. Произведите синтаксический разбор предложений. Подбер...
Стрелецкое Возникновение Стрелецкого относится к XVII веку, когда возникла ос...
- Познакомиться с понятием «АНТОНИМЫ»; - Учиться подбирать антонимы к данному...
Антоним - слово пришло из греческого языка анти – против оним - имя Словарно-...
Сравни фотографии, подбирая антонимы Улица Краснооктябрьская Улица Зелёная
Составь предложения, используя антонимы Река Везёлка Река Искринка
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Антонимы могут связывать не только предложения, но и смысло...
Рефлексия сегодня я узнал/а… было интересно… было трудно… я выполнял/а задани...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородс
Описание слайда:

МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза А.Е. Черникова» «Антонимы» Урок русского языка в 5 классе Разработчик: Маланичева С.Н., учитель русского языка и литературы 2013-2014 уч. год

№ слайда 2 Синтаксическая минутка. Произведите синтаксический разбор предложений. Подберите
Описание слайда:

Синтаксическая минутка. Произведите синтаксический разбор предложений. Подберите синонимы к слову Стрелецкое из данного стихотворения. Среди огромной равнины Раскинулось небольшое село. Край дорогой и любимый, Стрелецкое – имя его. Ответь: - Почему эти слова синонимы?

№ слайда 3 Стрелецкое Возникновение Стрелецкого относится к XVII веку, когда возникла остра
Описание слайда:

Стрелецкое Возникновение Стрелецкого относится к XVII веку, когда возникла острая необходимость в защите южных рубежей русского государства от набегов крымских татар, кочевников, поляков, шведов. Служивым людям: стрельцам, пушкарям, драгунам, казакам было приказано построить крепость Болховец. Точной даты, когда город Болховец превратился в село Стрелецкое, нет. Скорее всего это произошло после утраты Болховцом своего первоначального предназначения в охранной черте Белгородской, где Болховец испокон состоял из нескольких поселений давших впоследствии названия селам: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское.

№ слайда 4 - Познакомиться с понятием «АНТОНИМЫ»; - Учиться подбирать антонимы к данному сл
Описание слайда:

- Познакомиться с понятием «АНТОНИМЫ»; - Учиться подбирать антонимы к данному слову; - Обогащать словарный запас на основе краеведческого материала; - Учиться развивать познавательную самостоятельность и творческую активность; - Учиться воспитывать в себе бережное отношение к малой родине. Цели урока:

№ слайда 5 Антоним - слово пришло из греческого языка анти – против оним - имя Словарно-орф
Описание слайда:

Антоним - слово пришло из греческого языка анти – против оним - имя Словарно-орфографическая работа

№ слайда 6 Сравни фотографии, подбирая антонимы Улица Краснооктябрьская Улица Зелёная
Описание слайда:

Сравни фотографии, подбирая антонимы Улица Краснооктябрьская Улица Зелёная

№ слайда 7 Составь предложения, используя антонимы Река Везёлка Река Искринка
Описание слайда:

Составь предложения, используя антонимы Река Везёлка Река Искринка

№ слайда 8 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Антонимы могут связывать не только предложения, но и смысловые
Описание слайда:

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Антонимы могут связывать не только предложения, но и смысловые части текста. Составьте небольшой текст, используя для связи частей его антонимы: правый-левый, справа-слева, вдали-вблизи, сначала-потом. Примерные темы текстов: «Село, в котором я родился (живу)».

№ слайда 9 Рефлексия сегодня я узнал/а… было интересно… было трудно… я выполнял/а задания…
Описание слайда:

Рефлексия сегодня я узнал/а… было интересно… было трудно… я выполнял/а задания… я понял/а, что… теперь я могу…

Название документа Урок с применением ИКТ Антонимы 5 классдля сайта.doc




Разработка занятия по русскому языку в 5 классе по теме:

«АНТОНИМЫ»





Разработчик:

Маланичева С.Н.,

учитель русского языка

и литературы




















2013-2014 учебный год

Разработка занятия по русскому языку в 5 классе по теме:

«АНТОНИМЫ»

Цели:

  • Создать условия для формирования знаний об антонимах, умения применять их в речи.

  • Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся на основе краеведческого материала.

  • Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

  • Создать условия для воспитания бережного отношения к малой родине

Оборудование:

  • Компьютерная презентация

  • Выставка словарей


Ход урока

  1. Лексическая разминка.

Детям раздаются карточки с вопросами.

- Как называются слова одинаковые по написанию, но разные по значению? (омонимы);

- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные);

- А если у слова всего одно значение, то какое оно? (однозначное);

- Помимо прямого значения слово может иметь и другое значение, не совсем обычное…(переносное).

  1. Синтаксическая минутка. (слайд № 2)

Произведите синтаксический разбор предложений. Подберите синонимы к слову Стрелецкое из данного стихотворения.

Среди огромной равнины

Раскинулось небольшое село.

Край дорогой и любимый,

Стрелецкое – имя его.

Синонимы – село, край.

- Почему подобрали эти синонимы? (Потому что они отражают главное значение для нас слова Стрелецкое. Это наше село, малая родина).

Историческая справка (слайд № 3)

Рассказ подготовленного учащегося:

"Возникновение Стрелецкого относится к XVII веку, когда возникла острая необходимость в защите южных рубежей русского государства от набегов крымских татар, кочевников, поляков, шведов. Служивым людям: стрельцам, пушкарям, драгунам, казакам было приказано построить крепость Болховец. Точной даты, когда город Болховец превратился в село Стрелецкое, нет. Скорее всего это произошло после утраты Болховцом своего первоначального предназначения в охранной черте Белгородской, где Болховец испокон состоял из нескольких поселений давших впоследствии названия селам: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское".

  1. Введение в тему. Найдите в тексте стихотворения слова противоположные по значению (огромной-небольшое). Такие слова называются АНТОНИМАМИ.

Сообщение темы урока. Вместе с учащимися формулируются цели, задачи урока. Запись числа и темы. (слайд № 4)

  1. Словарно-орфографическая работа. (слайд № 5)

Слово «антоним» образовалось от греческого слова «аntonуmе» -anti «против» и onyma «имя». По-гречески часть «ним» означает «имя».

  • В каких ещё словах встречается вам эта часть? (омоним, синоним, топоним).

Запишите новый термин в свои терминологические словарики.

  1. Работа по новой теме. Рассмотрите фотографии улиц Стрелецкого. Составьте предложения с союзом а. (слайд 6). Назовите слова-антонимы, какой частью речи они выражены?

Вывод (учащиеся формулируют сами): антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

  1. Закрепление.

  • Устно подобрать антонимы, назвать орфограмму безударная гласная, проверяемая ударением:

Лето -

зима

Большой -

маленький

Прямой -

кривой

Хороший -

плохой

Сильный -

слабый

День -

ночь

Тишина -

крик

Черный -

белый

- Что могут обозначать антонимы?

Вывод: антонимы могут обозначать размер, цвет, форму, качество, место.

  1. Тренировочные упражнения

    • Творческая работа с лексическим заданием. Вспомнить наше село, район, его достопримечательности; дописать вторую часть предложения, учитывая, что в ней должен быть антоним к первой части.

  • Река Везелка глубокая, а (речка Искринка мелкая). (слайд 7)

  • Новое название нашего села - Стрелецкое, а (старое название - Болховец).

  • Село Стрелецкое самое большое, а (село Драгунское маленькое).

Вывод: какую роль играют антонимы в предложениях? (Антонимы выражают противоположность одних предметов или явлений другим и связывают части предложения).

  • Составление текста. Антонимы могут связывать не только предложения, но и смысловые части текста. Составьте небольшой текст, используя для связи частей его антонимы: правый-левый, справа-слева, вдали-вблизи, сначала-потом. Примерные темы текстов: «Село, в котором я родился (живу)».

  1. Рефлексия.

Ребята, давайте подведем итог нашей работе:

- О чем шла речь сегодня на уроке?

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Какова же роль антонимов в нашем языке?

- Обратите внимание на следующий слайд и выскажите свое мнение об уроке.


8. Домашнее задание

Дифференцированное задание:

  • Сильным учащимся составить кроссворд, в основе которого будут слова с противоположным значением;

  • Менее подготовленным учащимся составить текст «Моя улица»;

  • Учащимся со слабыми учебными возможностями составить 4 предложения, в которых одна часть будет противопоставлена другой ( с союзом а).



Урок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный конспект создан на основе краеведческого материала Белгородчины.  

Разработка занятия по русскому языку в 5 классе по теме «АНТОНИМЫ»

Цели:         

ü   Создать условия для формирования знаний об антонимах, умения применять их в речи.

ü   Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся на основе краеведческого материала.

ü   Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

ü   Создать условия для воспитания бережного отношения к малой родине

Конспект включает в себя презентацию по данной теме.

Автор Маланичева Светлана Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 569
Номер материала 39494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓