Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе на тему "Кто важнее?"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Кто важнее?"

МБОУ башкирская гимназия с.Малояз МР Салаватский район РБ










Открытый урок в 5 А классе

на тему :



«Корень слова»






Учитель 1 категории

Сергеева Наталья Леонидовна















Урок-игра.

«Кто важнее?»

Корень слова.

Цели:

  1. В игровой форме повторить и закрепить знания о морфемном составе слова.

  2. Научить учащихся правильно выделять корень в слове.

  3. Развивать умения и навыки самостоятельно добывать знания , используя логическое мышление , выходя за рамки школярского шаблона или надоевшего параграфа . Развивать внимание, логику, память.

  4. Воспитывать внимательность, взаимное уважение к одноклассникам, к окружающему миру, к мамам.


План урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово учителя: постановка целей, тема урока.

4. Повторение. Просмотр «письма». .Работа в группах.

.Игры: «Парусник», «Кто больше?».Индивидуальная работа , работа у доски.

5. Физкультминутка.

6. Изучение нового материала.

Игры: «Отгадай слово», «Найди лишнее слово», «Закончи запись».

7. Обобщение: «Кто важнее?»

. Групповая творческая работа .

8. Домашнее задание: написать рассказ о маме, используя однокоренные слова , прозвучавшие на уроке.

9. Оценивание.

10. Рефлексия (отзывы об уроке).

Оборудование урока:

  1. Мультимедийный урок.

  2. Бланки для самооценки.

  3. Парусники из бумаги.

  4. Карточки для индивидуальной работы.

  5. Цветные жетоны с однокоренными словами о маме (Н-р, мамуля, мамочка, мама, красота, красотуля, красавица и.т.п.)

  6. Мультимедиапроектор, компьютер.

  7. Листочки с клейкой лентой для отзывов.

ХОД УРОКА.



1.Оргмомент.

- Здравствуйте, милые мои, садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

- Откройте тетради, проверим домашнее задание.

- Все справились? Молодцы! А теперь в бланке оценок поставьте сами себе оценку за домашнее задание. Если вы не допустили ни одной ошибки поставьте 5, допустили 1-2 ошибки -4, если больше 3 -3.

3. Вступительное слово учителя.

- А теперь запишите, пожалуйста, в тетради дату, тему урока (Демонстрируется первый слайд)hello_html_2c5f508a.gif

.- Как вы думаете, из названия , темы урока можно сделать вывод о том , чем мы сегодня будем заниматься, что нового узнаем? ( звучат ответы учащихся)

Далее демонстрируется второй слайд.

hello_html_m4e3a3687.gif

Посмотрите, какие перед нами сегодня стоят цели урока. И все это мы узнаем играя.

4. Повторение изученного.

Учитель:

- Ой, ребята, чуть не забыла, мне по электронной почте прислали письмо. Давайте его посмотрим.

(Демонстрируется 3, 4, 5, слайды)

3 слайд:

  • Послание

  • из страны «Морфемики»

  • для учеников

  • 5 А класса.

4 слайд:

  • SOS!!!

  • ПОМОГИТЕ!!!

5 слайд:(здесь показывается «короткометражный фильм»-сценка.Действующие лица:Король страны Морфемика, его подданные: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание.

Король:

-Здравствуйте, ребята! Я- Король страны Морфемика , обращаюсь к вам ,о, юные умники и умницы, с огромной просьбой. Много лет в нашей стране царил мир и покой. Но вот,однажды ,мои подданные затеяли спор о том ,кто из них важнее.

Приставка:

-Я всех важнее, потому, что я стою в начале слова!

Корень:

-Нет, я важнее!

Суффикс:

-Нет! Я!

Окончание:

-Нет,Нет! Я всех важнее!

Корень:

-Долго они спорили, но так и не пришли к единому мнению.А злая и коварная колдунья Забудь заколдовала моих жителей и теперь никто не может вспомнить: кто же важнее в слове: приставка, корень, суффикс или окончание, где же их место и для чего они нужны в слове?

Приставка:

-Ребята, помогите нам ,пожалуйста,вспомнить: кто мы, для чего мы нужны и где наше место? До свидания!) Здесь каждый учитель может проявить изобретательность, пофантазировать и сам придумать историю, обыграть все по-своему. Можно просто попросить старшеклассников или детей из данного класса прямо во время урока сыграть эту сцену.

hello_html_fed137.png


Учитель:

- Ну как, ребята, сможем мы им помочь? Сможем!

Знаете, один наш общий знакомый - четырехголовый Змей–Горыныч говорил:«Одна голова–хорошо, а четыре–лучше!». Давайте и мы разделимся на четыре группы. Первая группа поможет приставке, вторая–суффиксу, третья–корню, а четвертая–окончанию.

Посовещайтесь и ответьте на вопросы: что это за морфема, для чего нужна(какую функцию выполняет), и где ее место в слове?

А волшебница Помогайка прислала вам подсказку–помощницу. Вы можете отвечать по схеме.( Демонстрируется 6 слайд)

hello_html_m6fd372e8.gif






-Ну, ребята, какие же вы молодцы, помогли морфемам ответить на их вопросы.

Обменяйтесь с соседом бланками для оценок и поставьте друг другу оценки за повторение.

Но главный вопрос еще остался: «Кто же важнее?».

Давайте поиграем в игру «Парусник» и попробуем ответить на данный вопрос. В тетради нарисуйте парусники (на доске прикрепить парусники). К какому паруснику должны причалить части слова? ( Демонстрируется 7 слайд)

hello_html_13928af1.gif

Каждый работает в тетради самостоятельно, четверо–у доски.

(После окончания работы демонстрируется 8 слайд)


hello_html_m48a82c41.gif



Учитель:

- Теперь проверьте и поставьте себе оценку.

В следующей игре проверим, кто из вас самый быстрый и умный.

Игра «Кто больше составит слов из этих морфем»? запишите

получившиеся слова в тетради. Кто закончит–поднимите руку.

( Выполнившему задание первым, поставим «пять». Составившему наибольшее количество слов–«пять»).

5. Физкультминутка.

Учитель:

-А теперь физкультминутка.

Представьте, что вы немые. Постройтесь в алфавитном порядке по первой букве вашего имени.(Можно выбрать любую форму)

6. Изучение нового материала.

Учитель:

-Следующая игра называется «Отгадай слово».

Сейчас вы увидите слово с пропавшими морфемами, которые будут появляться в слове по одной. Вам нужно угадать , что это за слово?

( Демонстрируется 9, 10, 11 слайды)


hello_html_m5d0d3cfe.gif





hello_html_7229585f.gif



hello_html_m33af0990.gif

hello_html_8d80cb0.gifУчитель:

- По какой морфеме вы сразу отгадали слово? Почему? (По корню, так как в нем заключается лексическое значение слова).

Что же все–таки важнее в слове? (Корень, так как корень несет основное лексическое значение слова, а приставка и суффикс–дополняют это значение, окончание–изменяет форму слова). Оцените себя в графе «Отгадай слово».

Итак, ребята, мы ответили на все вопросы короля страны Морфемика и знаем, что корень в слове- главная морфема, а как же правильно выделить корень в слове? ( ответы учащихся)

Игра «Найди лишнее слово».найдите лишнее слово и запишите в тетрадь в столбик.






hello_html_74929d26.gifУчитель:

  1. По какому признаку вы нашли лишние слова? Выделите в словах корень.

  2. Как определить являются ли слова однокоренными?:

  3. Для каждого лишнего слова подберите два однокоренных и запишите.

  4. Оцените себя.

-Ребята, вы за этот урок так поумнели, что сами сможете составить правило. Закончите запись.

hello_html_1b301061.gif

7.Обобщение.Групповая творческая работа.

Учитель:

- Итак, ребята, мы ответили на все вопросы морфем и выяснили, кто важнее, но у нас осталась еще одна задачка. При входе в класс, вы брали цветные жетоны. Поднимите их, пожалуйста.

Выбранный вами цвет означает в каком состоянии, с каким настроением вы пришли на урок. Красный–активность, желтый–радость, зеленый–внимание, синий–азарт, бодрость.

На обратной стороне жетона записаны однокоренные слова. Всего четыре цвета. В каждом цвете шесть карточек , одна карточка пустая. Образуйте четыре группы и в пустую карточку запишите общий корень данных однокоренных слов.

Ребята, догадайтесь, о ком мы говорим, употребляя данные слова? (о маме)

Приближается международный день матери -25 ноября. Давайте мы сделаем нашим мамам подарок и создадим рукописную книгу о маме.(Мы уже создавали такие книги о воде и. т. п. )

8.Домашнее задание:

Создайте свою рукописную страницу о вашей маме. Это может быть рисунок мамы, фотография, небольшой рассказ о маме ,о ее детстве, все ,что вы хотите рассказать о маме и ,конечно, ассоциативный ряд к слову мама. В своих рассказах употребите однокоренные слова.

9.Оценивание.

-Итак, вы сегодня отлично поработали. МОЛОДЦЫ! Загляните в свои листы оценок .Видите, как много у вас сегодня оценок! А я еще добавлю каждому из вас свою оценку.

10. Рефлексия.

Урок вам понравился? Чему вы сегодня научились?

Напишите, пожалуйста ваши отзывы на листочках и прикрепите к паруснику с самой важной частью слова.

Спасибо за урок! До свидания! Урок окончен!

Демонстрируются последние слайды.

hello_html_m3526a970.gif

  • Спасибо!

  • Вы молодцы!

  • До свидания!












ПРИЛОЖЕНИЕ.

Бланк для оценок.

Этапы урока

Домашнее задание

Повторение


Парусник


Отгадай слово


Найди лишнее


Закончи запись

Общая

оценка

учителя

Оценки










ПАРУСНИКИ




hello_html_14c97907.gifhello_html_14c97907.gifhello_html_14c97907.gifhello_html_14c97907.gif


hello_html_6764b61c.gifhello_html_m682cdf42.gifhello_html_4108a035.gifhello_html_m66005642.gif

hello_html_m311f0002.gifhello_html_m7eaa7d36.gif

hello_html_33f53bc5.gifhello_html_33f53bc5.gifhello_html_33f53bc5.gifhello_html_33f53bc5.gif

hello_html_12a49c0a.gif



Урок русского языка в 5 классе на тему "Кто важнее?"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок-игра по русскому языку на тему "Кто важнее? " Закрепление о обобщение по теме " Корень слова" в 5 классе.

Цели: 

1.    В игровой форме повторить и закрепить знания о морфемном составе слова.

2.    Научить учащихся правильно выделять корень в слове.

3.    Развивать умения и навыки самостоятельно добывать знания , используя логическое мышление , выходя за рамки школярского шаблона или надоевшего параграфа . Развивать внимание, логику, память.

4.    Воспитывать внимательность, взаимное уважение к одноклассникам, к окружающему миру, к мамам.



Автор Сергеева Наталья Леонидовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 405
Номер материала 11280
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓