МБОУ башкирская гимназия с.Малояз МР Салаватский
район РБ
Открытый урок в 5 А классе
на тему :
«Корень слова»
Учитель 1 категории
Сергеева Наталья Леонидовна
Урок-игра.
«Кто важнее?»
Корень слова.
Цели:
1.
В игровой
форме повторить и закрепить знания о морфемном составе слова.
2.
Научить
учащихся правильно выделять корень в слове.
3.
Развивать
умения и навыки самостоятельно добывать знания , используя логическое мышление
, выходя за рамки школярского шаблона или надоевшего параграфа . Развивать
внимание, логику, память.
4.
Воспитывать
внимательность, взаимное уважение к одноклассникам, к окружающему миру, к
мамам.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка
домашнего задания.
3.
Вступительное слово учителя: постановка целей, тема урока.
4. Повторение.
Просмотр «письма». .Работа в группах.
.Игры:
«Парусник», «Кто больше?».Индивидуальная работа , работа у доски.
5.
Физкультминутка.
6.
Изучение нового материала.
Игры:
«Отгадай слово», «Найди лишнее слово», «Закончи запись».
7.
Обобщение: «Кто важнее?»
.
Групповая творческая работа .
8.
Домашнее задание: написать рассказ о маме, используя однокоренные слова ,
прозвучавшие на уроке.
9.
Оценивание.
10.
Рефлексия (отзывы об уроке).
Оборудование урока:
1.
Мультимедийный
урок.
2.
Бланки для
самооценки.
3.
Парусники из
бумаги.
4.
Карточки для
индивидуальной работы.
5.
Цветные жетоны
с однокоренными словами о маме (Н-р, мамуля, мамочка, мама, красота, красотуля,
красавица и.т.п.)
6.
Мультимедиапроектор,
компьютер.
7.
Листочки с
клейкой лентой для отзывов.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент.
-
Здравствуйте, милые мои, садитесь.
2.
Проверка домашнего задания.
-
Откройте тетради, проверим домашнее задание.
- Все
справились? Молодцы! А теперь в бланке оценок поставьте сами себе оценку за
домашнее задание. Если вы не допустили ни одной ошибки поставьте 5, допустили
1-2 ошибки -4, если больше 3 -3.
3.
Вступительное слово учителя.
- А
теперь запишите, пожалуйста, в тетради дату, тему урока (Демонстрируется первый
слайд)
.- Как вы
думаете, из названия , темы урока можно сделать вывод о том , чем мы сегодня
будем заниматься, что нового узнаем? ( звучат ответы учащихся)
Далее
демонстрируется второй слайд.
–Посмотрите, какие перед нами сегодня стоят цели урока. И
все это мы узнаем играя.
4. Повторение
изученного.
Учитель:
- Ой,
ребята, чуть не забыла, мне по электронной почте прислали письмо. Давайте его
посмотрим.
(Демонстрируется
3, 4, 5, слайды)
3 слайд:
•
Послание
•
из страны
«Морфемики»
•
для
учеников
•
5 А класса.
4 слайд:
•
SOS!!!
•
ПОМОГИТЕ!!!
5
слайд:(здесь показывается «короткометражный фильм»-сценка.Действующие
лица:Король страны Морфемика, его подданные: Приставка, Корень, Суффикс и
Окончание.
Король:
-Здравствуйте,
ребята! Я- Король страны Морфемика , обращаюсь к вам ,о, юные умники и умницы,
с огромной просьбой. Много лет в нашей стране царил мир и покой. Но вот,однажды
,мои подданные затеяли спор о том ,кто из них важнее.
Приставка:
-Я всех
важнее, потому, что я стою в начале слова!
Корень:
-Нет, я
важнее!
Суффикс:
-Нет! Я!
Окончание:
-Нет,Нет!
Я всех важнее!
Корень:
-Долго
они спорили, но так и не пришли к единому мнению.А злая и коварная колдунья
Забудь заколдовала моих жителей и теперь никто не может вспомнить: кто же
важнее в слове: приставка, корень, суффикс или окончание, где же их место и для
чего они нужны в слове?
Приставка:
-Ребята,
помогите нам ,пожалуйста,вспомнить: кто мы, для чего мы нужны и где наше место?
До свидания!) Здесь каждый учитель может проявить изобретательность,
пофантазировать и сам придумать историю, обыграть все по-своему. Можно просто
попросить старшеклассников или детей из данного класса прямо во время урока
сыграть эту сцену.
Учитель:
- Ну как,
ребята, сможем мы им помочь? Сможем!
Знаете,
один наш общий знакомый - четырехголовый Змей–Горыныч говорил:«Одна
голова–хорошо, а четыре–лучше!». Давайте и мы разделимся на четыре группы.
Первая группа поможет приставке, вторая–суффиксу, третья–корню, а
четвертая–окончанию.
Посовещайтесь
и ответьте на вопросы: что это за морфема, для чего нужна(какую функцию
выполняет), и где ее место в слове?
А волшебница Помогайка прислала
вам подсказку–помощницу. Вы можете отвечать по схеме.( Демонстрируется 6 слайд)
-Ну, ребята, какие же вы молодцы,
помогли морфемам ответить на их вопросы.
Обменяйтесь с соседом бланками для оценок и поставьте друг
другу оценки за повторение.
Но
главный вопрос еще остался: «Кто же важнее?».
Давайте
поиграем в игру «Парусник» и попробуем ответить на данный вопрос. В тетради
нарисуйте парусники (на доске прикрепить парусники). К какому паруснику должны
причалить части слова? ( Демонстрируется 7 слайд)
Каждый
работает в тетради самостоятельно, четверо–у доски.
(После окончания работы демонстрируется 8 слайд)
Учитель:
- Теперь проверьте и поставьте себе оценку.
В следующей игре проверим, кто из вас самый быстрый и
умный.
Игра «Кто больше составит слов из этих морфем»? запишите
получившиеся слова в тетради. Кто закончит–поднимите руку.
( Выполнившему задание первым, поставим «пять». Составившему
наибольшее количество слов–«пять»).
5. Физкультминутка.
Учитель:
-А теперь физкультминутка.
Представьте,
что вы немые. Постройтесь в алфавитном порядке по первой букве вашего имени.(Можно
выбрать любую форму)
6. Изучение нового материала.
Учитель:
-Следующая игра называется «Отгадай слово».
Сейчас вы увидите слово с пропавшими морфемами, которые
будут появляться в слове по одной. Вам нужно угадать , что это за слово?
( Демонстрируется 9, 10, 11 слайды)
Учитель:
- По какой морфеме вы сразу отгадали слово?
Почему? (По корню, так как в нем заключается лексическое значение слова).
Что же
все–таки важнее в слове? (Корень, так как корень несет основное лексическое
значение слова, а приставка и суффикс–дополняют это значение, окончание–изменяет
форму слова). Оцените себя в графе «Отгадай слово».
Итак, ребята, мы ответили на все вопросы
короля страны Морфемика и знаем, что корень в слове- главная морфема, а как же
правильно выделить корень в слове? ( ответы учащихся)
Игра «Найди лишнее слово».найдите лишнее
слово и запишите в тетрадь в столбик.
Учитель:
1. По какому признаку вы нашли
лишние слова? Выделите в словах корень.
2. Как определить являются ли слова
однокоренными?:
3. Для каждого лишнего слова
подберите два однокоренных и запишите.
4.
Оцените себя.
-Ребята, вы за этот урок так поумнели, что
сами сможете составить правило. Закончите запись.
7.Обобщение.Групповая творческая работа.
Учитель:
- Итак, ребята, мы ответили на все вопросы морфем и
выяснили, кто важнее, но у нас осталась еще одна задачка. При входе в класс, вы
брали цветные жетоны. Поднимите их, пожалуйста.
Выбранный вами цвет означает в каком состоянии, с каким
настроением вы пришли на урок. Красный–активность, желтый–радость,
зеленый–внимание, синий–азарт, бодрость.
На обратной стороне жетона записаны однокоренные слова.
Всего четыре цвета. В каждом цвете шесть карточек , одна карточка пустая.
Образуйте четыре группы и в пустую карточку запишите общий корень данных
однокоренных слов.
Ребята, догадайтесь, о ком мы говорим, употребляя данные
слова? (о маме)
Приближается международный день матери -25 ноября. Давайте
мы сделаем нашим мамам подарок и создадим рукописную книгу о маме.(Мы уже
создавали такие книги о воде и. т. п. )
8.Домашнее задание:
Создайте свою рукописную страницу о вашей
маме. Это может
быть рисунок мамы, фотография, небольшой рассказ о маме ,о ее детстве, все ,что
вы хотите рассказать о маме и ,конечно, ассоциативный ряд к слову мама.
В своих рассказах употребите однокоренные слова.
9.Оценивание.
-Итак, вы сегодня отлично поработали.
МОЛОДЦЫ! Загляните в свои листы оценок .Видите, как много у вас сегодня оценок!
А я еще добавлю каждому из вас свою оценку.
10. Рефлексия.
Урок вам понравился? Чему вы сегодня научились?
Напишите, пожалуйста ваши отзывы на листочках и прикрепите
к паруснику с самой важной частью слова.
Спасибо
за урок! До свидания! Урок окончен!
Демонстрируются
последние слайды.
• Спасибо!
• Вы
молодцы!
• До
свидания!
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Бланк для
оценок.
Этапы
урока
|
Домашнее
задание
|
Повторение
|
Парусник
|
Отгадай
слово
|
Найди
лишнее
|
Закончи
запись
|
Общая
оценка
учителя
|
Оценки
|
|
|
|
|
|
|
|
ПАРУСНИКИ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.