Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе "Корень слова.Однокоренные слова"

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова.Однокоренные слова"

Предмет: русский язык Класс: 5

Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова».

Тип урока: урок «открытий» новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: дать понятие о корне слова как о морфеме; формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения, актуализация и восстановление ранее изученного о корне слова.

Развивающие: развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие внимания, умения делать выбор, работать в паре и самостоятельно.

Воспитательные: формирование внимательного отношения к окружающим, развитие культуры поведения, речевого этикета.

Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение корня, понятие «однокоренные слова», уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.

Метапредметные УУД : Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;

контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности

Познавательные: осуществление для решения учебной задачи операций синтеза, анализа, сравнения;

умение делать выводы в результате совместной работы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные:

формирование положительного отношения к познавательной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ход урока


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)


Мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята.

-Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! А поможет нам в этом хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.


Приветствие учащихся.



Демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра.

Актуализация и пробное учебное действие





Выявление места и причины затруднения.




Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, проверим, как вы справились с домашним заданием.

-Ребята, какой раздел науки о языке мы изучаем?

­--Что изучает наука морфемика?

-Что называют морфемой.?

-Какие морфемы вы знаете?

-Молодцы!

-А чьи секреты мы сегодня будем собирать узнаем, убрав повторяющиеся буквы в словах .

ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ

-Верно ребята! Сегодня постараемся узнать секреты этой морфемы, научимся правильно находить корень в слове.

Самопроверка.





Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнёра высказывания.



Выполняют задание, формулируют тему урока.


Формулируют цель урока

Запись учащимися числа, темы урока.


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия ; осуществляют

для решения учебных задач операции анализа, сравнения.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.


Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

.

Реализация построенного проекта.



















Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.













Физ. минутка


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Включение в систему знаний и повторение.




Рефлексия учебной деятельности на уроке .










Запишите словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «Корень». -О каких понятиях идёт речь? (Ботаническое и грамматическое)

-.Какие пословицы и поговорки со словом “корень” вы знаете?

Смотри в корень. Зри в корень. Каков корень, таков и плод. Корень учения горек, а плод сладок

-А вот что говорят по этому поводу учёные.

-Найдите общее в вашем выводе и учёных.

-Какое значение слова «Корень» из перечисленных в толковых словарях важно на уроках русского языка?

-Ребята, откройте учебник на стр.12 и найдите ответ на вопрос:

-Почему корень называют самой главной частью слова?

-А что вам известно об однокоренных словах? (слайд «Чудо-дерево).

Выполнение упр.391 (смелость,смельчак), 392 ( устно).

-Ребята, мы знаем, что есть слова, которые совпадают по звучанию, но имеют разные лексические значения. (омонимы). А ведь есть и корни-омонимы. (Слайды)

Работа по слайду «Где чьё гнездо?

«Буратино».

Выполнение задания «Найди родственников».

-Как открыть древний корень? (Знакомство с этимологическим словарём).

Работа в парах. Заполнение таблицы с подбором однокоренных слов.

-Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

Обучающиеся устно оценивают свою роль в выполнении заданий. (Задание на листочках)

Корень - это… .

В корне заключено… .

Чтобы найти корень, нужно … .

Однокоренные слова могут быть… .

Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются … .

Омонимичные корни не являются ... .

В корнях слов может происходить … .

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Выставление оценок.

Д.з. :п.74; выучить правило; упр. 394; объяснить выбор гласной в корне слова;

Выписать из «Толкового словаря» 4-5 однокоренных слов со словарной статьёй.

Составить игру «Четвёртое лишнее».

Подготовить устное сообщение о корнях двух - трёх слов по материалу, взятому из «Этимологического словарика школьника» (индивидуальное задание упр.396 ).




Записывают слова (корень дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова).

Называют пословицы и поговорки. Записывают в тетради.




Работают с информацией по словарям С.И.Ожегова и В.И.Даля.



Отвечают на вопросы.




Работают с учебником. Задают вопросы для уточнения информации.


Работа по слайду.


Выполняют упражнения.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.



Выполняют физкультминутку .


Проверка выполнения задания.

Ответы учащихся.

Читают текст на слайде.



Наблюдение и работа с таблицей. Проверка по цепочке.


Отвечают на вопросы







Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Делают выводы.

















Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.



Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспкха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.




















Регулятивные: контролируют учебные действия,замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.


Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.




Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.





Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.








Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.




















Упражнение 2.

Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.

… солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник резвевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … … берег.

Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.

Упражнение 2.

Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.

… солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник резвевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … … берег.

Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.




Упражнение 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, каким членом предложения они являются. Прочитайте полученный текст.

(Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели белоносые грачи. Греются (где?) скворцы. (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.





Упражнение 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, каким членом предложения они являются. Прочитайте полученный текст.

(Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели белоносые грачи. Греются (где?) скворцы. (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.




Урок русского языка в 5 классе "Корень слова.Однокоренные слова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Предмет:  русский язык                   Класс:  5

Авторы учебника:   Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова».

Тип урока:   урок  «открытий»  новых  знаний.

Цели урока:

Образовательные: дать понятие о корне слова как о морфеме; формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения, актуализация и восстановление ранее изученного  о  корне слова.

Развивающие:   развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие внимания, умения делать выбор, работать в паре и самостоятельно.

Воспитательные: формирование внимательного отношения к окружающим, развитие культуры поведения, речевого этикета.

Методы:   практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

 Планируемые результаты:

Предметные: знать определение корня, понятие «однокоренные слова», уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к  разным частям речи, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов  к указанным словам.

 Метапредметные УУД :      Регулятивные:   организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;

 контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности

 Познавательные: осуществление для решения учебной задачи операций синтеза, анализа, сравнения;

умение делать выводы в результате совместной работы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

  Коммуникативные:   участвовать в общей беседе;    соблюдение правил речевого этикета;    умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.         

  Личностные:

 

формирование положительного отношения к познавательной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Автор Низамова Люция Махмутовна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1425
Номер материала 56288
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓