Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит"

Урок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит"

Документы в архиве:

1.78 МБ Графика Алфавит 5 класс.notebook
2.03 МБ История алфавита.pptx
36.28 КБ Конспект урока Графика. Алфавит.docx

Название документа История алфавита.pptx

Путешествие в историю письменности и алфавита славянские Аа Вв Гг Дд Ее Кк Л...
Рисуночное письмо Пиктографическое письмо.
Истоки русской письменности Чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука”...
Кирилл и Мефодий
КИРИЛЛИЦА
Создание «нашей» азбуки греческие  славянские Aa Аа Bb Вв Gg Гг Dd Дд Ee Ее K...
Алфавит Кирилла и Мефодия
Азбука Ивана Фёдорова
«Азбука» Ивана Фёдорова 1578 г. Издательское дело на Руси начал Иван Фёдоров
Страницы азбуки
День славянской письменности и культуры 24 мая отмечается день славянской пис...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Путешествие в историю письменности и алфавита славянские Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл М
Описание слайда:

Путешествие в историю письменности и алфавита славянские Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм

№ слайда 2 Рисуночное письмо Пиктографическое письмо.
Описание слайда:

Рисуночное письмо Пиктографическое письмо.

№ слайда 3 Истоки русской письменности Чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” пр
Описание слайда:

Истоки русской письменности Чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:  АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

№ слайда 4 Кирилл и Мефодий
Описание слайда:

Кирилл и Мефодий

№ слайда 5 КИРИЛЛИЦА
Описание слайда:

КИРИЛЛИЦА

№ слайда 6 Создание «нашей» азбуки греческие  славянские Aa Аа Bb Вв Gg Гг Dd Дд Ee Ее Kk К
Описание слайда:

Создание «нашей» азбуки греческие  славянские Aa Аа Bb Вв Gg Гг Dd Дд Ee Ее Kk Кк Ll Лл Mm Мм

№ слайда 7 Алфавит Кирилла и Мефодия
Описание слайда:

Алфавит Кирилла и Мефодия

№ слайда 8 Азбука Ивана Фёдорова
Описание слайда:

Азбука Ивана Фёдорова

№ слайда 9 «Азбука» Ивана Фёдорова 1578 г. Издательское дело на Руси начал Иван Фёдоров
Описание слайда:

«Азбука» Ивана Фёдорова 1578 г. Издательское дело на Руси начал Иван Фёдоров

№ слайда 10 Страницы азбуки
Описание слайда:

Страницы азбуки

№ слайда 11 День славянской письменности и культуры 24 мая отмечается день славянской письме
Описание слайда:

День славянской письменности и культуры 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры, установленный в память о первых просветителях

Название документа Конспект урока Графика. Алфавит.docx

Конспект урока. Учитель Мерясева О.П.


hello_html_5d459df.gifhello_html_m786a064c.gifhello_html_44ebcc15.gifhello_html_m34fefd00.gifhello_html_m789db862.gifhello_html_m34fefd00.gifhello_html_2029688d.gifhello_html_75ea736c.gifhello_html_m2d8197de.gifhello_html_m40aa9bed.gifКонспект открытого урока по русскому языку

в 5-Б классе

Учебно-методический комплекс авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

Урок 67

Тема урока: «Графика. Алфавит.» (Учебник §§57-58, с. 118-121, упр. 283-293, Т-С с .6)

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

  • запоминание и воспроизведение сведений из нового раздела науки о языке «Графика»,

  • знакомство с обозначением звуков на письме;

  • повторение алфавита.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита;

  • формировать умение отличать устную речь от письменной;

  • формировать умение правильно произносить названия букв и составлять алфавитный перечень слов;

  • формировать умение каллиграфически правильно писать буквы;

  • развивать кругозор учащихся;

  • воспитывать интерес учащихся к истории русского языка.

Оборудование и средства обучения:

  • классная доска;

  • АРМ учителя;

  • экран с проектором;

  • мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook;

  • презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Методы и приёмы, использованные учителем на уроке:

  • репродуктивный;

  • объяснительно-презентационный;

  • связное слово учителя;

  • фронтальная работа с классом;

  • беседа;

  • игра.

Оформление доски:



Схема о звуках речи

Алфавит

Расположить по алфавиту




















Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

Графика.Алфавит.

Азбука – к мудрости ступенька.

А—у-а - -у—о—и --у-е---а.

-зб-е- - к м-др-ст- ст-п-ньк-.

Миасс, Златоуст, Магнитогорск,Троицк, Челябинск

Д/з Записать алфавит на с.6 в Т-С, §58, упр. №289.

В..риант, в..кт..рина, к..мпьютер



Записи в тетради учащихся (35 слов):

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

Графика. Алфавит.

Азбука – к мудрости ступенька.

Орфография, биография, автобиография, география, фотография.

Упражнение 290.

Василенко, Ветвицкий, Грачёв, Дмитриев, Дунаев, Кулагин, Федин, Черных,

Шапошников, Шаров.

Вариант, викторина, компьютер.

Златоуст, Магнитогорск, Миасс, Троицк, Челябинск.













Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Организация класса после звонка.

  2. Взаимное приветствие.

  3. Проверка готовности к уроку (докладывают ответственные по рядам).

  4. Настрой на урок.

  1. Лигвистическая разминка.

  1. Работа с классом:

- Расшифруйте схему:



ЗР



Г С



У Б З Г



Т М Т М

- Итак, эта схема отражает группы, на которые делятся звуки русской речи. Скажите, каких звуков, гласных или согласных, в русском языке мы употребляем больше?

-Как вы считаете, какие звуки важнее – гласные или согласные?

- Проведём эксперимент. Возьмём пословицу. Уберём из неё все согласные буквы. Что у нас получится?

Азбука – к мудрости ступенька.

А—у-а - -у—о—и --у-е---а.

-Можно ли догадаться, какая это пословица?

- А теперь возьмём эту же пословицу, но оставим в ней только согласные.

-зб-к- - к м-др-ст- ст-п-ньк-.

-А теперь догадались? Наверняка. Так что же важнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

  1. Сообщение темы и цели урока.

-А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока.

Гр-ф-к-. –лф-в-т.

-Запишите тему и пословицу.

Тема нашего урока «Графика. Алфавит». Сегодня мы узнаем, что изучает такой раздел науки о языке, как графика, повторим алфавит, узнаем много интересного из истории алфавита и научимся составлять алфавитный перечень слов.



  1. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

- Сейчас мы с вами убирали, добавляли буквы. А для чего они используются? Какя речь, устная или письменная, появилась раньше?

- Уточним свои ответы, прочитав учебник на с 118, §57. Прочитаем текст.

2. Приём «пометки на полях».

-Что изучает графика? А каллиграфия? Для чего нужно писать разборчиво и каллиграфически правильно? Надеюсь, вы не забудете об этом, когда будете выполнять следующее задание.

-Подберите и запишите несколько слов с частью корня «графио» - пишу.

(Орфография – правописание; биография – описание жизни;

автобиография – описание своей жизни; география – описание Земли; фотография – запись изображения под воздействием лучей света.)

  1. Слово учителя.

-Отгадайте загадку:

Белое поле,

Чёрное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

-Конечно, азбука, алфавит.

-Так что же такое алфавит?

4. Работа с учебником.

-Узнаем это из §58. Прочитаем его.

-Запишем определение в тетрадь.

-Почему важно знать алфавит?

-Давайте повторим его вместе с «Песенкой-азбукой» Б.Заходера:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

(Включается аудиозапись.)

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, Эн, и О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха –

Оседлали петуха.

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали –

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

-Какие буквы опоздали? Найдите их место в азбуке. Обратите внимание на

названия согласных букв.

(Ё, и краткое, твёрдый знак, Ы, мягкий знак.)

  1. Слово учителя. Презентация.

-Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?

-Я приглашаю вас совершить путешествие (СЛАЙД №1) в историю письменности и алфавита.

-Дорога к письменности была длинной и трудной.

-Однажды люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности.

-Первым появилось рисуночное письмо (СЛАЙД №2), или его ещё называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы)

-Знаете ли вы, как возникла русская письменность? (СЛАЙД №3).

-Ответьте сначала на такой вопрос: Чем отличается азбука от алфавита?

- Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ,
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

-Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

-В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. (СЛАЙ №4). Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.(СЛАЙД №5). ( В честь Константина, который впоследствии получил имя Кирилл).
    
-Первый русский букварь был издан в XVI веке первопечатником Иваном Фёдоровым. (СЛАЙДЫ №№8-10). До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах.

-(СЛАЙД №11).24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).


  1. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с мультимедийной презентацией, выполненной в программе SMART Notebook.

СЛАЙД №1.

-Сколько гласных букв в русском языке? (10.) Сколько согласных букв в русском языке? (21.) Чего больше в русском языке – букв или звуков? Докажите. Чем отличаются Ь и Ъ от остальных букв?

СЛАЙД №2.

2. Отработка навыка пользования алфавитом.

-Упражнение №290 – письменно в тетради. (1 человек у доски.)

-Найдите и запишите нужное слово в орфографическом словаре:

В..риант, в..кт..рина, к..мпьютер

3. Игра-соревнование.

-Я попрошу выйти к доске две группы ребят. 1 группа: Парыгин Александр, Пахтусов Артём, Пахтусова Елена, Перфильева Виктория. 2 группа: Митякова Ксения, Моисеева Дарья, Московкин Илья, Мошкин Виктор. Задание: как можно быстрее построиться «по алфавиту» на время.

4. Самостоятельная работа.

(На доске записаны названия городов Челябинской области: Миасс, Златоуст, Магнитогорск, Троицк, Челябинск)

-Задание: расположить города по алфавиту.


  1. Домашнее задание:

-Записать алфавит на с.6 тетради-справочника, §58, упр. №289. (Прокомментировать.)


  1. Рефлексия. Итог урока.

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Что вы сейчас чувствуете?

-Благодарю вас за активную работу. (Оценки.)

-На этом урок закончен. Всем спасибо.

Страница 8


Урок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит"
  • Русский язык и литература
Описание:

В разработке представлен урок русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит". Это урок изучения нового материала. Целью урока является не только  запоминание и воспроизведение сведений из нового раздела науки о языке «Графика»,  знакомство с обозначением звуков на письме и повторение алфавита, но и ознакомление учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита, а также воспитание интереса учащихся к истории русского языка.

Урок включает шесть этапов. Помимо организационных моментов, в урок включена лингвистическая разминка, объяснение и закрепление учебного материала просходит в игровой форме. На уроке используются две мультимедийные презентации (для интерактивной доски и презентация , выполненная в программе PowerPoint).

 

·        

Автор Мерясева Ольга Петровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 5233
Номер материала 2829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓