Главная / Начальные классы / урок русского языка в 4 классе "Повторяем, тренируемся в правильном письме"

урок русского языка в 4 классе "Повторяем, тренируемся в правильном письме"

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Гармония»

Тема: Повторяем, тренируемся в правильном письме.

Цель: Формирование умения правильного грамотного письма и правильной речи.

Задачи: Совершенствование умения написания безударных окончаний имен существительных и прилагательных, совершенствование знаний о склонении этих частей речи; развивать мотивацию к обучению, устную и письменную речь учащихся, навыки орфографической зоркости, формировать потребность писать грамотно и говорить правильно; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, интерактивная игра «Правописание окончаний прилагательных»

Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, тетради - задачники М.С.Соловейчик


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Урок – практикум



Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая.

Методы обучения: словесный, игровой, проблемно-поисковый и практические . Урок построен с использованием информационно – компьютерной технологии.



Ход урока

  1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на работу

Учитель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Им интересно узнать, как же ученика 4б класса познают тайны русского языка. Повернитесь и поприветствуйте гостей.



Нужно для счастья порою немного Шофёру – прямая дорога, Лётчику – ясное небо,

Прохожему – больше улыбок, Учителю – меньше … (ошибок)

- Надеюсь, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки. Желаю удачи!



Откройте тетради. (Дети смотрят на свои отметки)

- Кто сегодня доволен своей работой, кто порадовал меня и порадует своих родителей?

- Спасибо вам за работу. Что посоветуете своим одноклассникам?

Ученики: Надо писать красиво. Надо стараться и т.п.

Учитель. Сядьте правильно. Записываем число. Классная работа.


2. Формулирование учащимися темы и задач урока. Учитель. Ребята, какую тему мы изучали на прошлых уроках? Ученики. Безударные окончания имён существительных и прилагательных. Учитель. Всё, что нужно было по этой теме, мы изучили. Что же будем делать сегодня? Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

Высказывания детей.

Учитель. Наша тема звучит так: «Повторяем, тренируемся в правильном письме» Слайд 1

Учитель. Как вы понимаете «правильное письмо»? Ученики. Красивое письмо, без ошибок т.п. Учитель. Для чего надо владеть правильным письмом? Выскажите свою позицию. Ученики. Что бы тебя понимали другие. Учитель. Какие задачи ставим на урок? Ученики. Повторить и закрепить написание безударных окончаний имён существительных и прилагательных. Учитель. Чтобы достичь этой цели, надо активно работать на уроке и … Ученики (хором читают правила урока) Слушать, слышать, выполнять, исправлять и помогать. Учитель. Напомню ещё одно правило: «Не стыдно спросить, когда не знаешь, стыдно ничего не делать». Учитель. Продолжаем тренировать себя по тренажёру «Безударные окончания имён прилагательных». Сегодня работают ученики с третьего ряда.

Индивидуальная работа по интерактивному тренажёру

Учащиеся по одному выходят к ноутбуку (находится на последней парте) и выполняют задания по интерактивному тренажёру «Безударные окончания имён прилагательных». Свою оценку узнают сразу после прохождения теста. За отведённое время успевают поработать 3-4 человека.

3.Актуализация знаний. Учитель. Тайны каких частей речи мы открывали в последнее время? Ученики. Имя существительное и прилагательное. Учитель. Какие знания вы получили, мы узнаем во время турнира между девочками и мальчиками. Девочкам даём право выбора. Какую часть речи вы выбираете?

Дети задают друг другу вопросы по темам урока.

1. Что такое имя существительное? 2. Назовите постоянные признаки имени существительного? 3. Назовите непостоянные признаки имени существительного. 4. Сколько падежей в русском языке?

5. Что такое склонение?

6. Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры.

7. Какие проверочные слова вы запомнили для проверки безударных окончаний.

8. Каким членом предложения является чаще всего имя существительное?

9. Как проверить безударные окончания имён существительных?

1.Что такое имя прилагательное? 2. Назовите постоянные признаки имён прилагательных. 4. Назовите непостоянные признаки имён прилагательных. 5. Каким членом предложения являются имена прилагательные? 6. На какой вопрос отвечает имя прилагательное женского рода? 7. Как проверить безударное окончание имён прилагательных?



Учитель. Кто был активен во время турнира? Спасибо за работу. Без вас бы турнир не состоялся. Остальные ребята, присоединяйтесь к одноклассникам, будьте активнее.

Учитель. Из турнира видно, что теорию вы усвоили. А сможете ли вы применить свои знания на практике?

Игра «Живой алгоритм»

Учитель. Приглашаются ребята с первого ряда. Надо решить орфографические задачи в безударных окончаниях им.сущ. и им. прил: в чист__ тетрад___

н.ф.

род

скл.

падеж

подсказка. .ф.

оконч..

вопрос

оконч.

Описание игры. Ребята берут карточки и становятся по порядку, как должен быть составлен алгоритм, и по цепочке отвечают. Ребята со второго ряда следят за правильностью ответа.



В чист… тетрад… 1.Н.ф. – тетрадь; 2. Женского рода; 3. 3-го склонения; 4. В тетрад… - в предложном падеже; 5. Слово-подсказка – в груди; окончание –И; 6. Значит, в тетрадИ, вставляем окончание И; (ученик вставляет окончание) 7. В тетради какой? Окончание ОЙ; 8. Значит чистОЙ, вставляем окончание ОЙ. (учение вставляет окончание)

Учитель. Спасибо. Вы хорошо справились с заданием.

4. Самостоятельная работа (с разноуровневыми заданиями)

Три ученика выполняют задания на карточках

Реши орфографические задачи в окончаниях.

Думаю о метел___ (какой?) сильн___

К минут__ (какой?) последн___

Нет малины (какой?) спел___

Нет молок__ (как______?) свеж_______

Вижу мебель (как_____?) красив_____



Учитель. Пришло время провести самостоятельную работу, в которой вы сможете применить все ваши знания по теме. Также повторим словарные слова.



Игра «Заказ». Слайд 2

На табло словарные слова.

Малина

мебель

медведь

метель

минута

морковь

мороз

народ

неделя

ноябрь

наверх

навстречу

назад

налево

направо

немедленно



Ученики составляют самостоятельно словосочетания по заданию учителя, выбирая нужные слова. Учитель. Требуется словосочетание по схеме сущ. + прил., где имя существительное: 1) 1 склонения в дательном падеже (возможные варианты: малине спелой, неделе длинной, минуте последней) 2) 2 склонения в родительном падеже (возможные варианты: медведя сильного, народа русского) 3) 3 склонения в предложном падеже (возможные варианты: о мебели красивой, о моркови спелой, о метели снежной)

Взаимопроверка. Работа в парах

Учитель. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте по таблице, оцените работу.

Слайд 3.

Правильные ответы на экране.

1. Е ОЙ (ЕЙ)

2. Е, А ОГО (ЕГО)

3. И, ОЙ

Учитель. Кто получил 5? 4? Поздравляю, вы усвоили эту тему.

5. Повторение темы «Склонение существительных во множественном числе»

Учитель. Вы не назвали ещё одну тему, которую мы изучили. Чтобы вам её напомнить, я расскажу анекдот.

Слайд 4

Диалог неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи. – В трамвае нет местов.
– Не 
местов, а мест. Падежов не знаете.
– А вам нет 
делов, что мы не знаем падежов.

Учитель. Что вас рассмешило? Правильная ли у них речь?

Учитель. С формой какого числа и падежа не справились герои анекдота.

Ученики. Они не знают окончания существительных во множественном числе в родительном падеже.

Учитель. А если не знаете ответа, что надо делать?

Ученики. Обращаться в словарь трудностей (в конце учебника).

Учитель. Исправьте ошибки.

Ученики выходят к интерактивной доске и исправляют ошибки.


Сейчас поработаем в парах.

Упражнение 285 (в тетради на печатной основе)

Увидишь детские ошибки – исправляй. Проверяй исправления по словарю трудностей. Какие правила изменения слов нарушили ребята?

На небе облака плывут. А теперь уже нет облак.

Это колёсы от машины?

У меня тоже много делов.

В морях много акулов.

Я не зайчик, я людь!

У меня волоса уже выросли!

Я мышов совсем не боюсь!

А у меня платье без рукав.




Проверка. Исправьте ошибки.

Слайд 5

Кто выполнил задание без ошибок? Значит, вы усвоили эту тему. Поздравляю!


Учитель. Понаблюдать за речью малышей. Встретите ошибки, расскажите о них в классе, чтобы обсудить с одноклассниками.

Физкульминутка (проводят сами дети с движением)


Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз. Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа,

Вдаль в окно ты посмотри.

И ещё на кончик носа,

И опять в окно смотри.

Глазки закрываем, Медленно вдыхаем. А на выдохе опять Глазки заставляй моргать.

А теперь наклоны сделай, Вправо-влево, вправо-влево. Головою три кивка, А ногами три прыжка.

Руки в кулачок зажми и скорее разожми 1-2-3,1-2-3. Вместе дружно повтори. А сейчас расслабились, На места отправились.



6. Работа над письменными жанрами речи.

Учитель. Ребята, а зачем мы учим правила, тренируемся в правильном письме?

Ученики. Чтобы хорошо написать диктант.

Учитель. Но после школы вы не будете писать диктанты. Ответы детей.

Учитель. Применить наши знания нам помогут жанры письменной речи. Какие вы знаете?

Ученики. Записка, объявление, дневниковая запись, воспоминания, этюды,

А) Объявление

Учитель. Сейчас мы остановимся на одном из них. Угадайте слово ВЛНИОБЪЯЕЕ

Ученики. Объявление.

Учитель. Какие особенности составления объявления вы знаете?

Если нужно, найдите информацию в учебнике.


Учитель. Сейчас мы будем писать объявление по особому случаю.

(Слайд 6)

Сегодня 10 декабря в школе отмечается день рождения Героя Советского Союза Степана Андреевича Михляева. Что вы о нём знаете?

Ответы детей. (Михляев С.А. совершил подвиг во время Великой Отечественной войны. Чтобы победить в сражении, он вызвал огонь на себя. После войны Степан Андреевич работал учителем. А потом, в течение 30 лет, был директором нашей школы.)

Учитель. В нашем селе Дуване это имя знает каждый. Его память увековечили в названии улицы. И скоро наша школа тоже будет носить имя Героя Советского Союза Михляева Степана Андреевича. И мы должны быть достойными учениками нашей школы.

Учитель. Представьте, что нам поручили провести торжественную линейку, посвящённую Михляеву С.А. и пригласить всех учеников школы. Что надо сделать?

Ученики. Надо написать объявление.

Учитель. Кто желает самостоятельно написать объявление? Можете воспользоваться подсказкой на странице 74 и опорными словами.

Слайд 7.

Остальные ученики коллективно в тетради и на доске с комментированием пишут объявление. Предложения составляют сами дети, учитель по необходимости корректирует.

Объявление.

Сегодня 10 декабря после второго урока в актовом зале школы состоится торжественная линейка, посвящённая памяти Героя Советского Союза Михляева Степана Андреевича.

Приглашаем всех учеников школы.

4б класс



Учитель. Выделите орфограммы. Проверьте написанное.

Учитель. Кто желает прочитать своё объявление?

Ученики читают свои объявления.

Учитель. Пригодились ли наши знания по пройденным темам при написании объявления?



Б) Записка.

Учитель. Угадайте следующий жанр письменной речи СКАПИЗА.

Ученики. Записка.

Учитель. Какие особенности записки вы знаете?

Упражнение 294.

У вас в классе бывают гости? Чтобы они, уходя, не блуждали по школе, предлагаем заготовить для них записки с подсказкой: как пройти от вашего класса до столовой, библиотеки или раздевалки.

Работа в группах.



Ува____________гос?ть нашего кла__а!

Вы х__тите по__бед__ть? Мы об__сним Вам, как ___________________

Выйдите из ________ и пов__рните _______. Дойдите ______________и спус?титесь ________

Д__ св__дан___. Всего Вам добр______!

_______

Ува____________гос?ть нашего кла__а!

Вы собралиь ух__дить? Мы об__сним Вам, как ___________________

Выйдите из ________ и пов__рните _______. Дойдите ______________и спус?титесь ________

Д__ св__дан___. Всего Вам добр______!

_______

Ува____________гос?ть нашего кла__а!

Вы х___тите почитать книгу? Мы об__сним Вам, как ___________________

Выйдите из ________ и пов__рните _______. Дойдите ______________и спус?титесь ________

Д__ св__дан___. Всего Вам добр______!

_______


Проверка.

Учитель. Прочитайте записки. Передайте записки нашим гостям.

Учитель. Пригодились ли вам ваши знания? Какие орфограммы вы повторили?


В) Дневниковая запись

Учитель. Угадайте следующий жанр письменной речи ВНИДНЕВАЯКО ЗПИАСЬ.

Ученики. Какие особенности дневниковой записи вы знаете?

Упражнение 289.

Учитель. Узнали ли вы, кому принадлежит эта запись?

Ученики. Это дневниковая запись писателя Аркадия Гайдара.


7. Задание на дом (на выбор)

А) выполните упражнение 289

Б) Написать свою дневниковую запись


  1. Итог.

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями об уроке?

Над какой темой работали на уроке? Какие задачи ставили на урок?

Со всеми поставленными задачами мы справились? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

9.Рефлексия. Оценки за урок.

Слайд 8.

Учитель. Продолжите предложение. Сегодня на уроке Я научился… Было трудно… Я понял… Теперь я могу …

Мне понравилось…

Могу похвалить себя и своих одноклассников за …


Оценки за урок. Оценки за урок с комментированием.


Спасибо за урок!





урок русского языка в 4 классе "Повторяем, тренируемся в правильном письме"
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Гармония»

Тема: Повторяем, тренируемся в правильном письме.

Цель: Формирование умения правильного грамотного письма и правильной речи.

 Задачи:  Совершенствование умения написания безударных  окончаний  имен существительных и прилагательных, совершенствование знаний о склонении этих частей речи; развивать мотивацию к обучению, устную и письменную речь учащихся,  навыки орфографической зоркости, формировать потребность писать грамотно и говорить правильно; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, интерактивная игра «Правописание окончаний прилагательных»

Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, тетради - задачники М.С.Соловейчик

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Урок – практикум  

 

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая. 

                                                                                                                               

 Методы обучения: словесный, игровой, проблемно-поисковый и практические . Урок построен с использованиеминформационно – компьютерной технологии

Автор Чухарева Валентина Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1087
Номер материала 32031
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓