Учитель:
-Вот прозвенел
звонок
Нужно нам начать
урок
Встаньте прямо
,подтянитесь
И друг другу
улыбнитесь.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и
тетрадка?
Всё ли правильно
сидят?
Все ль внимательно
глядят?
Давайте
познакомимся-Меня зовут Елена Кимовна,а вас.
- Сегодня на уроке вас ждёт много
разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без
повторения старого, поэтому урок начнём с минутки чистописания.
- Открываем тетради, записываем число, классная
работа. Обратите внимание на орфограммы.
Двадц..ть
с..дьмое н..ября.
Кла…ная
р…бота .
- Сегодня наш урок пройдёт под
девизом: "Где труд, там и радость".
Объясните смысл пословицы.
- Что сейчас является вашим
трудом?
- Какие ценные качества
понадобятся нам на протяжении всего урока?
( Дисциплинированность,
аккуратность, организованность … трудолюбие )
- Приступаем трудиться. Объясните пропущенную
орфограмму в пословице.
-
Мы
будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной
букв
Дд
( Дети прописывают соединение
заглавной и строчной букв Дд )
Показ учителем или презентация
правильного написания букв.
Дд ……..
- Дайте характеристику этой букве.
( Буква Д, звук [ Д ], согл., звонк., ………..)
- Теперь переходим к работе со
словарными словами.
Запись слов под диктовку, выделение орфограмм,
ударения.
Агроном, рабочий, учитель,
хлебороб, , инженер,
– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)
- Кто такой хлебороб? (Выслушать мнения детей)
- Найдите значение этого слова в толковом словаре. Что
общего в словарных словах? (все слова существительные, 2 склонения)- Что
называется именем существительным? Какие слова относятся ко 2 склонению?-
Как изменяются имена существительные? (существительные изменяются по падежам)
- Что значит изменить по падежам? (просклонять)
- Просклоняйте имена существительные:
Определите склонение этих существительных.
1 скл. 2 скл. 3
скл
Им.п. кто? Лиса осёл,
конь мышь
Р.п. кого? Лисы
осла, коня мыши
В.п. кого? Лису
осла, коня мышь
-
Что
интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения? (Совпадают
окончания винительного и родительного падежей во 2-ом склонении, падежный
вопрос кого?)
На интерактивной доске показ
Эталона задания
- Наблюдается ли такое совпадение у существительных
1 склонения?
( Такое совпадение наблюдается у
одушевленных существительных 2-го склонения.)
- Как же быть, если в предложении встретится
существительное 2-го склонения, отвечающего на вопрос кого? Легко ли
будет узнать падеж?
-
Может быть, вы
догадались, какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся
самостоятельно формулируют тему и задачу урока: сравнить винительный и
родительный падежи; научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го
склонения, отвечающих на вопрос кого?)
- На какие вопросы отвечает родительный падеж, винительный падеж?
-
Какие предлоги относятся
к родительному (от,до,из,с,у,без,вокруг)
-
винительному падежу?
(про,через,в,на,за)
- Какие окончания имеют существительные 1 и 2 склонения в родительном
и винительном падежах?
- Каким членом предложения является?
(
Одновременно с ответами дети заполняют таблицу, которой будут пользоваться
на последующих уроках. )
|
Родительный падеж
|
Винительный падеж
|
вопросы
|
Кого? Чего?
( Откуда? Где? )
|
Кого? Что?
(Куда? Где?)
|
предлоги
|
от, до, из, без, у, с, около, для, после, вокруг,
возле
|
в, во, на, про, через, за
|
член предложения
|
второстепенный
|
второстепенный
|
окончание
|
1-ое 2-ое
ы, и а,
я
|
1-ое 2-ое
у, ю а,
я, о, е,
|
- Итак, нас интересуют одушевленные существительные
2-го склонения в родительном и винительном падежах. Можно ли различить
падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)
- По роли в предложении? (Нет, т.к. являются
второстепенными членами предложения.)
-
Что
можно сказать о роли предлогов? ( По предлогу можно различить родительный
и винительный падежи, т.к. они разные; предлоги родительного падежа не
употребляются с винительным падежом и наоборот)
-
Как же
поступить в том случае, если нет предлога? Могут ли нам помочь
существительные других склонений?
(Возможно, кто-то из ребят догадается и предложит
способ замены существительного 2 склонения существительным 1 склонения. Если
этого не произойдёт, то можно предложить следующее задание)
-
Прочитайте
и сравните пары предложений.
Родительный падеж
|
2 скл.
Дом медведя – берлога.
1 скл.
Дом пчелы – улей.
|
Винительный падеж
|
2 скл.
Туристы фотографировали медведя.
1
скл.
Туристы фотографировали пчелу.
|
- Что заметили? (Существительное 2-го склонения
заменено существительным 1-го склонения.)
- Теперь легко можно определить падеж? Почему?
( Окончания существительных 1-го
склонения в родительном и винительном падежах разные.)
-
Какой способ
распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? (Подставить
вместо существительного 2 склонения существительное 1 склонения и по
окончанию распознать падеж.)
Задание на интерактивной доске
(Сейчас мы проверим как вы усвоили тему урока
- Итак, как
можно различить родительный и винительный падежи у одушевленных имен
существительных?
(По
предлогам, если предлогов нет - заменить существительное 2-го склонения
существительным 1-го склонения и по окончанию определить падеж.)
- Над какой
темой урока мы работали?
- Как распознать родительный и винительный падежи
существительных 2-го склонения?
- Что ещё
нового узнали на уроке? ( С какими словарными словами познакомились?)
– Что общего
между этими словами? (Обозначают профессии людей)
- Под каким девизом сегодня
работали на уроке? ("Где труд, там и радость")
- Почему эту пословицу я взяла
девизом нашего урока?
- Что сейчас является вашим трудом?
- Какую радость вам принёс
сегодняшний труд?
- Какими качествами должен обладать
человек, чтобы труд приносил ему радость?
Нетрудно,
ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё- таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять!«Продолжи предложения»
- Я считаю, что мы не напрасно провели эти
минуты вместе………
- Нам был нужен этот урок……
- Я хочу себя похвалить…..
- Я думаю…
- Я приобрёл (а)….
- Я чувствую……
стр 112 упр204
- Наш урок
подошёл к концу.
Спасибо за работу.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.