Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание Винительного и родительного падежа одушевлённых имён существительных"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание Винительного и родительного падежа одушевлённых имён существительных"


Открытый урок русского языка в 4 классе.

Учитель : Карасёва Елена Кимовна

Тема урока: «Правописание падежных окончаний одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падеже»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: научить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам.


Задачи:

1.Учить сравнивать формы одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падеже

2.Учить находить способы распознавания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падеже

3.Развивать умения определять падеж и склонение имён существительных в косвенных падежах.


Планируемые результаты

Предметные:


  • называть признаки имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах

  • знать способы распознавания одушевлённыхимён существительных в именительном, родительном и винительном падежах

  • составлять текст на предложенную тему


Метапредметные

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

  • делать выводы на основе сравнения

  • доказывать правильность выполнения задания

  • находить дополнительную информацию в разных источниках,преобразовывать и представлять её

Личностные:

  • проявлять уважительное отношение к хлебу,труду хлеборобов



Оборудование: учебник «Русский язык» часть 1 , опора с падежами, таблица с родительным и винительными падежами, толковый словарь Даля, карточки.






ХОД УРОКА


Этапы урока


Содержание

Примечания

1.

Организация класса на работу.














II. Чистописание.
























III. Словарная работа.










IV. Повторение изученного.





















































V. Сообщение темы урока и целей

















VI. Физкультур-ная минутка.







VII. Изучение нового материала.







































  1. Работа по учебнику















Итог урока































Рефлексия











Домашнее задание.






































































Учитель:

-Вот прозвенел звонок

Нужно нам начать урок

Встаньте прямо ,подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Всё ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


Давайте познакомимся-Меня зовут Елена Кимовна,а вас.



- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого, поэтому урок начнём с минутки чистописания.


- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.


Двадц..ть с..дьмое н..ября.

Кла…ная р…бота .

- Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость".

Объясните смысл пословицы.

- Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего урока?

( Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие )

- Приступаем трудиться. Объясните пропущенную орфограмму в пословице.

  • Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной букв

Дд

( Дети прописывают соединение заглавной и строчной букв Дд )

Показ учителем или презентация правильного написания букв.

Дд ……..

- Дайте характеристику этой букве. ( Буква Д, звук [ Д ], согл., звонк., ………..)

- Теперь переходим к работе со словарными словами.

Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.

Агроном, рабочий, учитель, хлебороб, , инженер,
– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)

- Кто такой хлебороб? (Выслушать мнения детей)

- Найдите значение этого слова в толковом словаре. Что общего в словарных словах? (все слова существительные, 2 склонения)- Что называется именем существительным? Какие слова относятся ко 2 склонению?- Как изменяются имена существительные? (существительные изменяются по падежам)

- Что значит изменить по падежам? (просклонять)

- Просклоняйте имена существительные:

Определите склонение этих существительных.

1 скл. 2 скл. 3 скл

Им.п. кто? Лиса осёл, конь мышь

Р.п. кого? Лисы осла, коня мыши

В.п. кого? Лису осла, коня мышь

  • Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения? (Совпадают окончания винительного и родительного падежей во 2-ом склонении, падежный вопрос кого?)


На интерактивной доске показ Эталона задания

- Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1 склонения?

( Такое совпадение наблюдается у одушевленных существительных 2-го склонения.)

- Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающего на вопрос кого? Легко ли будет узнать падеж?

  • Может быть, вы догадались, какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачу урока: сравнить винительный и родительный падежи; научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого?)

- На какие вопросы отвечает родительный падеж, винительный падеж?

  • Какие предлоги относятся к родительному (от,до,из,с,у,без,вокруг)

  • винительному падежу? (про,через,в,на,за)

- Какие окончания имеют существительные 1 и 2 склонения в родительном и винительном падежах?

- Каким членом предложения является?

( Одновременно с ответами дети заполняют таблицу, которой будут пользоваться на последующих уроках. )




Родительный падеж

Винительный падеж

вопросы

Кого? Чего?

( Откуда? Где? )

Кого? Что?

(Куда? Где?)

предлоги

от, до, из, без, у, с, около, для, после, вокруг, возле

в, во, на, про, через, за


член предложения

второстепенный

второстепенный

окончание

1-ое 2-ое

ы, и а, я

1-ое 2-ое

у, ю а, я, о, е,


- Итак, нас интересуют одушевленные существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах. Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)

- По роли в предложении? (Нет, т.к. являются второстепенными членами предложения.)

  • Что можно сказать о роли предлогов? ( По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, т.к. они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом и наоборот)

  • Как же поступить в том случае, если нет предлога? Могут ли нам помочь существительные других склонений?

(Возможно, кто-то из ребят догадается и предложит способ замены существительного 2 склонения существительным 1 склонения. Если этого не произойдёт, то можно предложить следующее задание)


  • Прочитайте и сравните пары предложений.


Родительный падеж

2 скл.

Дом медведя – берлога.

1 скл.

Дом пчелы – улей.


Винительный падеж

2 скл.

Туристы фотографировали медведя.

1 скл.

Туристы фотографировали пчелу.


- Что заметили? (Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения.)

- Теперь легко можно определить падеж? Почему?

( Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.)

  • Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? (Подставить вместо существительного 2 склонения существительное 1 склонения и по окончанию распознать падеж.)

Задание на интерактивной доске

(Сейчас мы проверим как вы усвоили тему урока


- Итак, как можно различить родительный и винительный падежи у одушевленных имен существительных?

(По предлогам, если предлогов нет - заменить существительное 2-го склонения существительным 1-го склонения и по окончанию определить падеж.)

- Над какой темой урока мы работали?

- Как распознать родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения?

- Что ещё нового узнали на уроке? ( С какими словарными словами познакомились?)

Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)

- Под каким девизом сегодня работали на уроке? ("Где труд, там и радость")

- Почему эту пословицу я взяла девизом нашего урока?

- Что сейчас является вашим трудом?

- Какую радость вам принёс сегодняшний труд?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы труд приносил ему радость?

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё- таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять!
«Продолжи предложения»


  • Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе………

  • Нам был нужен этот урок……

  • Я хочу себя похвалить…..

  • Я думаю…

  • Я приобрёл (а)….

  • Я чувствую……


стр 112 упр204

- Наш урок подошёл к концу.

Спасибо за работу.



































Создание доброже­лательной психоло­гической атмосферы в классе. Мотивация на работу.




























Пословица с пропущенной орфограммой.


"Где тру_, там и радость".











Показ учителем правильного написания букв.












Работа со словарём


Знакомство с этимологией слов «хлебороб»Ответы детей



Работа с толковым словарём



















Работа в тетрадях.






















































Выполнение физминутки

































































Взаимопроверка


































Сопоставление родительного и винительного падежей по плану: вопросы, предлоги, роль в предложении, окончания.



















































































Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание Винительного и родительного падежа одушевлённых имён существительных"
  • Начальные классы
Описание:

1.Организация класса на работу.

Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.

2.Минутка чистописания.Прописывали соединение Тт

3.Урок проходил под дивизом "Где труд, там и радость".

Ученики объясняли смысл пословицы.

4.Словарная работа.

Записывали слова обозначающие профессии людей.

Объясняли лексическое значение слова хлебороб.

5.Работа по учебнику.

Читали стихотворение про хлебороба.Нужно было определить падеж слова хлебороба. Дети стали ошибаться в определение падежа ,поставили проблемный вопрос. Как определить в каком падеже стоят слова?

6.Самостоятельная работа по учебнику.

Просклонять существительные .

Проверили по эталону. На доске на диске ,выполненное задание.

Вопрос:Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения?

Автор Карасёва Елена Кимовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2499
Номер материала 9902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы