Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка в 4 классе по теме "Именительный и Винительный падежи"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Именительный и Винительный падежи"

Скачать материал

Урок русского языка в 4 классе разработан учителем начальных классов Железногорской санаторной школы-интерната Нестеровой Натальей Сергеевной.

Тема

Именительный и винительный падежи.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель

Научить  различать падежные формы каждого падежа по существенным признакам.

Задачи урока:

Установить существенные признаки Именительного и Винительного падежа.

Формировать умение определять И.п. и В.п. на основе существенных признаков.

Основные понятия

Существительное, падеж,  грамматические признаки существительного, члены предложения.

 

 

 

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению планируемых результатов 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Мотивирование  к учебной деятельности

 

(доска)

«Грамотность не только на кончике языка, но и на кончике пера…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(доска)

http://festival.1september.ru/articles/524459/img1.gif

 

 

1.   Синоним слова специальность.

2.   То же, что и обычай.

3.   Сладкое, третье блюдо.

4.   Синоним слова «починка», «исправление».

5.   Синоним слова «золотистый», янтарный цвет.

 

Кто-то из великих сказал: (фраза на доске прочитывается учителем).

– Как понимаете это выражение?

 

 

 

 

– Учитывая ваше желание научиться грамотно писать, по традиции начинаем урок с орфографической разминки.

 

– Чем она нам помогает?

 

 

 

 

 

 

– Решите кроссворд «Синонимы».

Кому надо напомнить, что такое синонимы? (Возьмите словарь, прочитайте).

Вы будете определять слова по их лексическому значению, и записывать их в тетрадь.

 

Фронтальная  работа

 

– Грамотной у человека должна быть не только устная, но и письменная речь.

 

 

 

 

 

 

– Закрепить имеющиеся знания, повторить орфограммы и особенности письменной речи, выводит нас на тему урока.

 

Синонимы – это слова, сходные (близкие) по лексическому значению.

 

Все записывают в тетрадь угаданное слово, один из учеников (кто угадал, по цепочке) выходит к доске и заполняет кроссворд,

чётко проговорив орфографически и указав на орфограммы.

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Знают понятие «синонимы».

Применяют знания в толковании лексического значения слов.

Умеют обозначать на письме орфограммы.

Личностные УУД:

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуальных  затруднений в пробном учебном действии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка-таблица (каждому учащемуся) (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

 

 

 

 САМОПРОВЕРКА.

 

 

 

– Какое слово лишнее?

– Почему?

 

– Докажите.

 

 

– Что общего у этих имён существительных?

 

– На какие группы их можно разбить?

По ходу диалога учитель фиксирует на доске:

неодушевлённые,

единственное число,

м.р., ж.р..

Какое слово получилось в красном столбце?

– Что такое падеж?

 

– Запишите это слово с новой строки, выделите орфограммы.

 

– Зачем надо знать падежи и уметь их определять?

 

 

 

 

 

 

– Что помогает определить падеж имени существительного?

– Предлагаю вашему вниманию таблицу.

– Посмотрите на неё и дополните недостающие записи по столбцам.

 

 

– Где найти образец для проверки?

– откройте учебник  и проверьте.

Жёлтый.

– Все существительные, а это прилагательное.

– Оно обозначает признак и отвечает на вопрос какой?

– они неодушевлённые (что?), стоят в единственном числе.

– Существительные мужского и женского  рода.

 

 

 

 

– Падеж.

 

Падеж – это форма имени существительного, отвечающего на какой-то вопрос и имеющая определённое окончание.

– Умение пригодится  в ближайшем (написание проверочных и контрольных работ, краевая контрольная работа) и дальнейшем (быть грамотным человеком) будущем.

– падежный вопрос и вспомогательное слово.

 

 

– Дети заполняют таблицу.

– Три первых.

 

– В учебнике (стр. 96)

Знают признаки частей речи.

Знают постоянные признаки имени существительного, что такое падеж имени существительного.

Умеют определять падеж существительного.

 

Умеют работать с таблицей.

Регулятивные УУД:

- Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

 

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

 

Коммуникативные УУД:

- Оформлять свои мысли в устной форме.

III. Создание проблемной ситуации.

 

(Карточка-задание) каждой группе.

                                                             

Прямоугольник: скругленные углы: Определите падеж существительных в предложении:

Ветер гонит парусник по волнам.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Прямоугольник: скругленные углы: Член предложенияПрямоугольник: скругленные углы: ВопросПрямоугольник: скругленные углы: Слово-помощник

Сейчас работаем в группах, используя таблицу.

 

– Проверяем, что получилось у каждой группы.

 

 

ПРОБЛЕМА!

– Посмотрите внимательно на результаты вашей работы?

Есть ли  противоречие,  в чём?

 

 

 

 

– Вопрос всем: как действовали?

ФИКСАЦИЯ на доске под карточкой:

Прямоугольник: скругленные углы: Вопрос
 

 


– Вопрос помог определить падеж однозначно?

 

– Что ещё делали?

 

– Слово-помощник помогло определить падеж верно?

 

ФИКСАЦИЯ на доске под карточкой:

Прямоугольник: скругленные углы: Слово-помощник
Прямоугольник: скругленные углы: Член предложения
 

 

 

 

 

 


– Почему при знании получили разный результат?

 

 

– Определите тему урока.

 

 

 

Групповая работа

Дети работают в группах, на карточках маркером определяя падеж существительных.

 

Демонстрация итогов работы в группах (вывешивание детьми карточек на доске).

 

Фронтальная  работа

У одного и того же слова обозначен разный падеж (ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ вместо винительного или ВИНИТЕЛЬНЫЙ вместо именительного).

 

– Задавали вопрос.

 

 

 

 

– Не помог.

 

 

– Использовали слово-помощник.

 

– Не помогло.

В ходе обсуждения дети могут выдвинуть предложение выделить гл.чл.предл.

 

– Не хватает знаний, умений.

 

– Именительный и винительный падежи.

 

 

Коммуникативные УУД:

- Умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

- Умение работать в группе.

 

Познавательные УУД:

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

 

Регулятивные УУД:

- Высказывать свою версию.

 

IV Построение проекта  выхода из затруднительной (проблемной) ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация построенного проекта.

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: неодушевлённые,
единственное число,
м.р. 

                  

 

 

Назовите существительные, которые вызвали затруднения.

Какие постоянные признаки их объединяют?

 

– Уточните тему урока.

– Что в жизни позволяет нам отличить один предмет от другого?

 

– Поставьте задачи этого урока?

 

 

– То есть мы должны установить существенные отличия и занести их в нашу таблицу.

 

 

КАК БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ?

 

 

– Где найти достоверную информацию?

–Верно. Откройте стр. 102-103 учебника и найдите самую важную для темы урока информацию.

 

Это существенный признак?

 

занесите в свою таблицу

На доске появляется новый шаг алгоритма определения падежа:

 

 

– Оба неодушевлённые (отвечают на вопрос что?).

­– Мужской род.

 

 

ПРИЗНАКИ

 

 

 

– научиться различать  Именительный и Винительный падежи по их признакам.

 

 

 

 

Дети дают варианты ответов:

–Выполнять практические упражнения.

– рассуждать

– искать  информацию в учебнике.

 

Дети читают, находят информацию в последнем абзаце.

– Обратимся к автору (к учебнику).

 

 

Коммуникативные УУД:

- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им..

- Оформлять свои мысли в устной форме.

- Слушать и понимать речь других.

- Работать в парах.

 

Познавательные УУД:

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя..

 

Регулятивные УУД:

- Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

- Умение работать по коллективно составленному плану.

 

 V. Первичное закрепление с проговариванием

 

 

 

 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Блок-схема: альтернативный процесс: И.п.                  В.п.
                        
б/предлог.    с предлог.

– Предлагаю открытое знание использовать на практике. Учитель раздаёт карточки группам.

 

ПРОВЕРКА.

1 предложение:

1)   Прочитай предложение.

2)   Прочитай выделенные слова.

3)   Назовите падеж.

4)   Как определяли падеж?

Прямоугольник: скругленные углы: Укажите падеж у выделенных существительных.

Лист берёзы упал на асфальт.

Мяч закатился за диван.

Автомобиль завернул за угол дома.

2и  3 предложения – по такому же алгоритму.

 

 

 

Учитель по ходу рассуждения детей проставляет порядок действий возле  шагов алгоритма.

 

Какой признак самый существенный?

 

 

 

ОБЩЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ:

-назовите имена существительное в именительном падеже?

– Прочитайте существительные винительного падежа.

– С какой частью речи они употребляются?

– Какой вывод можете сделать?

– Учитель вывешивает на доску или записывает в виде схемы вывод.

– Это ещё один  признак, который поможет нам отличить Именительный падеж от Винительного.

Занесём его в нашу таблицу.

Найдём подтверждение наших выводов в учебнике (у автора – стр.105).

Прочитайте информацию в рамке.

Эта информация имеется в окончательном варианте нашей таблицы, которую вы будете использовать в помощь для самостоятельной работы.

Групповая работа

Дети, выполняют задание на карточках.

 

Фронтальная  работа

 

Дети рассуждают:

 

 

 

 

-Выделили гл.члены предл., нашли существительное в именительном падеже.

-Выделили сл-соч., задали вопрос + слово-помощник, определили, что выдел. слово явл. второстепенным членом предложения – значит с/сущ. стоит в винительном падеже.

 

 

 

– С предлогами.

 

 

 

– Без предлогов.

– Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов, а в винительном – с предлогами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают правило в учебнике и находят подтверждение полученной в ходе анализа информации.

 

Познавательные УДД:

 - Выявление сущности, особенности объектов.

- Обобщение и классификация по признакам.

 

Регулятивные УДД:

- Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

 

Личностные УДД:

- Умение высказывать свое отношение к событиям, выражать свои мысли.

- Оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией.

 

VI Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)

 

 

 

Учитель выдаёт карточки с заданием.

 

 

 

 

 

Блок-схема: альтернативный процесс: Укажи  падеж выделенных существительных:

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Пассажиры видят вокзал.

Белоснежная зима нам сугробы намела.
Под берёзами лежат сугробы снега.

 


Учитель на карточке помещает критерии самооценки (+, ?)

1.    Кто получил такой же результат, как в образце, переходят к самостоятельному выполнению задания максимального уровня.

 

2.    Кто испытал затруднения в работе – подойдите ко мне.

Учитель работает индивидуально с теми учащимися, кто ощутил затруднения и неуверенность (определяет место и причину трудности и план выхода из ситуации).

 

 

 

 

 

1.    Дети выполняют самостоятельную работу.

2.    Выполняют САМОПРОВЕРКУ и проводят самооценку + (Эталон выполнения – на обороте доски).

3.    У кого работа совпадает с эталоном, возвращаются на рабочее место и переходят к самостоятельному выполнению задания максимального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УДД:

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обогащать и классифицировать по признакам.

- Ориентироваться на развороте учебника.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII Включение нового знания в систему знаний и повторение

Блок-схема: альтернативный процесс: Найди существительные в этом предложении и укажи их падеж.   
Лётчик сделал круг в небе и повёл самолёт на посадку.

 

Выполните задание максимального уровня, проверьте по ключу на обороте доски.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение самостоятельной работы детьми

 

 

VIII Рефлексия учебной деятельности

 

 

Проанализируйте самостоятельную работу и заполните лист самооценки (над чем надо работать самостоятельно и совместно).

Дети заполняют листы самооценки и сдают учителю.

 

Регулятивные УУД:

 - Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашнее задание

стр.118, упражнение 3, заполнить сравнительную таблицу на карточках.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 4 классе по теме "Именительный и Винительный падежи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основная предметная цель: научить  различать падежные формы каждого падежа по существенным признакам.

Задачи урока:

  • Установить существенные признаки Именительного и Винительного падежа.
  • Формировать умение определять И.п. и В.п. на основе существенных признаков.

Основные понятия:существительное, падеж,  грамматические признаки существительного, члены предложения.

 

Обучение осуществляется по программе ОС «Школа 2100» (учебник Бунеевых).

Конспект урока предствлен в форме технологической карты.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 870 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 344
    • DOCX 363.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нестерова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нестерова Наталья Сергеевна
    Нестерова Наталья Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 7730
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе