Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 4 классе по теме "Именительный и Винительный падежи"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Именительный и Винительный падежи"

Урок русского языка в 4 классе разработан учителем начальных классов Железногорской санаторной школы-интерната Нестеровой Натальей Сергеевной.

Тема

Именительный и винительный падежи.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель

Научить различать падежные формы каждого падежа по существенным признакам.

Задачи урока:

Установить существенные признаки Именительного и Винительного падежа.

Формировать умение определять И.п. и В.п. на основе существенных признаков.

Основные понятия

Существительное, падеж, грамматические признаки существительного, члены предложения.




Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

hello_html_7c384fbf.pngI. Мотивирование к учебной деятельности


(доска)

«Грамотность не только на кончике языка, но и на кончике пера…»












(доска)





  1. Синоним слова специальность.

  2. То же, что и обычай.

  3. Сладкое, третье блюдо.

  4. Синоним слова «починка», «исправление».

  5. Синоним слова «золотистый», янтарный цвет.


Кто-то из великих сказал: (фраза на доске прочитывается учителем).

Как понимаете это выражение?





Учитывая ваше желание научиться грамотно писать, по традиции начинаем урок с орфографической разминки.


Чем она нам помогает?







Решите кроссворд «Синонимы».

Кому надо напомнить, что такое синонимы? (Возьмите словарь, прочитайте).

Вы будете определять слова по их лексическому значению, и записывать их в тетрадь.


Фронтальная работа


Грамотной у человека должна быть не только устная, но и письменная речь.







Закрепить имеющиеся знания, повторить орфограммы и особенности письменной речи, выводит нас на тему урока.


Синонимы – это слова, сходные (близкие) по лексическому значению.


Все записывают в тетрадь угаданное слово, один из учеников (кто угадал, по цепочке) выходит к доске и заполняет кроссворд,

чётко проговорив орфографически и указав на орфограммы.

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Знают понятие «синонимы».

Применяют знания в толковании лексического значения слов.

Умеют обозначать на письме орфограммы.

Личностные УУД:

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


II. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.









































Карточка-таблица (каждому учащемуся) (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)




САМОПРОВЕРКА.




Какое слово лишнее?

Почему?


Докажите.



Что общего у этих имён существительных?


На какие группы их можно разбить?

По ходу диалога учитель фиксирует на доске:

неодушевлённые,

единственное число,

м.р., ж.р..

Какое слово получилось в красном столбце?

Что такое падеж?


Запишите это слово с новой строки, выделите орфограммы.


Зачем надо знать падежи и уметь их определять?







Что помогает определить падеж имени существительного?

Предлагаю вашему вниманию таблицу.

Посмотрите на неё и дополните недостающие записи по столбцам.



Где найти образец для проверки?

откройте учебник и проверьте.

Жёлтый.

Все существительные, а это прилагательное.

Оно обозначает признак и отвечает на вопрос какой?

они неодушевлённые (что?), стоят в единственном числе.

Существительные мужского и женского рода.





Падеж.


Падеж – это форма имени существительного, отвечающего на какой-то вопрос и имеющая определённое окончание.

Умение пригодится в ближайшем (написание проверочных и контрольных работ, краевая контрольная работа) и дальнейшем (быть грамотным человеком) будущем.

падежный вопрос и вспомогательное слово.



Дети заполняют таблицу.

Три первых.


В учебнике (стр. 96)

Знают признаки частей речи.

Знают постоянные признаки имени существительного, что такое падеж имени существительного.

Умеют определять падеж существительного.


Умеют работать с таблицей.

Регулятивные УУД:

- Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.


Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.


Коммуникативные УУД:

- Оформлять свои мысли в устной форме.

III. Создание проблемной ситуации.


(Карточка-задание) каждой группе.

















Сейчас работаем в группах, используя таблицу.


Проверяем, что получилось у каждой группы.



ПРОБЛЕМА!

Посмотрите внимательно на результаты вашей работы?

Есть ли противоречие, в чём?





Вопрос всем: как действовали?

ФИКСАЦИЯ на доске под карточкой:



Вопрос помог определить падеж однозначно?


Что ещё делали?


Слово-помощник помогло определить падеж верно?


ФИКСАЦИЯ на доске под карточкой:







Почему при знании получили разный результат?



Определите тему урока.




Групповая работа

Дети работают в группах, на карточках маркером определяя падеж существительных.


Демонстрация итогов работы в группах (вывешивание детьми карточек на доске).


Фронтальная работа

У одного и того же слова обозначен разный падеж (ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ вместо винительного или ВИНИТЕЛЬНЫЙ вместо именительного).


Задавали вопрос.





Не помог.



Использовали слово-помощник.


Не помогло.

В ходе обсуждения дети могут выдвинуть предложение выделить гл.чл.предл.


Не хватает знаний, умений.


Именительный и винительный падежи.



Коммуникативные УУД:

- Умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

- Умение работать в группе.


Познавательные УУД:

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.


Регулятивные УУД:

- Высказывать свою версию.


IV Построение проекта выхода из затруднительной (проблемной) ситуации.

















Реализация построенного проекта.





Назовите существительные, которые вызвали затруднения.

Какие постоянные признаки их объединяют?


Уточните тему урока.

Что в жизни позволяет нам отличить один предмет от другого?


Поставьте задачи этого урока?



То есть мы должны установить существенные отличия и занести их в нашу таблицу.


КАК БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ?



Где найти достоверную информацию?

Верно. Откройте стр. 102-103 учебника и найдите самую важную для темы урока информацию.


Это существенный признак?


занесите в свою таблицу

На доске появляется новый шаг алгоритма определения падежа:



Оба неодушевлённые (отвечают на вопрос что?).

­– Мужской род.



ПРИЗНАКИ




научиться различать Именительный и Винительный падежи по их признакам.





Дети дают варианты ответов:

Выполнять практические упражнения.

рассуждать

искать информацию в учебнике.


Дети читают, находят информацию в последнем абзаце.

Обратимся к автору (к учебнику).



Коммуникативные УУД:

- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им..

- Оформлять свои мысли в устной форме.

- Слушать и понимать речь других.

- Работать в парах.


Познавательные УУД:

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя..


Регулятивные УУД:

- Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

- Умение работать по коллективно составленному плану.


V. Первичное закрепление с проговариванием






Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи



Предлагаю открытое знание использовать на практике. Учитель раздаёт карточки группам.


ПРОВЕРКА.

1 предложение:

  1. Прочитай предложение.

  2. Прочитай выделенные слова.

  3. Назовите падеж.

  4. Как определяли падеж?

2и 3 предложения – по такому же алгоритму.




Учитель по ходу рассуждения детей проставляет порядок действий возле шагов алгоритма.


Какой признак самый существенный?




ОБЩЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ:

-назовите имена существительное в именительном падеже?

Прочитайте существительные винительного падежа.

С какой частью речи они употребляются?

Какой вывод можете сделать?

Учитель вывешивает на доску или записывает в виде схемы вывод.

Это ещё один признак, который поможет нам отличить Именительный падеж от Винительного.

Занесём его в нашу таблицу.

Найдём подтверждение наших выводов в учебнике (у автора – стр.105).

Прочитайте информацию в рамке.

Эта информация имеется в окончательном варианте нашей таблицы, которую вы будете использовать в помощь для самостоятельной работы.

Групповая работа

Дети, выполняют задание на карточках.


Фронтальная работа


Дети рассуждают:





-Выделили гл.члены предл., нашли существительное в именительном падеже.

-Выделили сл-соч., задали вопрос + слово-помощник, определили, что выдел. слово явл. второстепенным членом предложения – значит с/сущ. стоит в винительном падеже.




С предлогами.




Без предлогов.

Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов, а в винительном – с предлогами.











Дети читают правило в учебнике и находят подтверждение полученной в ходе анализа информации.


Познавательные УДД:

- Выявление сущности, особенности объектов.

- Обобщение и классификация по признакам.


Регулятивные УДД:

- Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.


Личностные УДД:

- Умение высказывать свое отношение к событиям, выражать свои мысли.

- Оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией.


VI Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)




Учитель выдаёт карточки с заданием.







Учитель на карточке помещает критерии самооценки (+, ?)

  1. Кто получил такой же результат, как в образце, переходят к самостоятельному выполнению задания максимального уровня.


  1. Кто испытал затруднения в работе – подойдите ко мне.

Учитель работает индивидуально с теми учащимися, кто ощутил затруднения и неуверенность (определяет место и причину трудности и план выхода из ситуации).






  1. Дети выполняют самостоятельную работу.

  2. Выполняют САМОПРОВЕРКУ и проводят самооценку + (Эталон выполнения – на обороте доски).

  3. У кого работа совпадает с эталоном, возвращаются на рабочее место и переходят к самостоятельному выполнению задания максимального уровня.








Познавательные УДД:

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обогащать и классифицировать по признакам.

- Ориентироваться на развороте учебника.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.










VII Включение нового знания в систему знаний и повторение



Выполните задание максимального уровня, проверьте по ключу на обороте доски.








Выполнение самостоятельной работы детьми



VIII Рефлексия учебной деятельности



Проанализируйте самостоятельную работу и заполните лист самооценки (над чем надо работать самостоятельно и совместно).

Дети заполняют листы самооценки и сдают учителю.


Регулятивные УУД:

- Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашнее задание

стр.118, упражнение 3, заполнить сравнительную таблицу на карточках.







Урок русского языка в 4 классе по теме "Именительный и Винительный падежи"
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основная предметная цель: научить  различать падежные формы каждого падежа по существенным признакам.

Задачи урока:

  • Установить существенные признаки Именительного и Винительного падежа.
  • Формировать умение определять И.п. и В.п. на основе существенных признаков.

Основные понятия:существительное, падеж,  грамматические признаки существительного, члены предложения.

 

Обучение осуществляется по программе ОС «Школа 2100» (учебник Бунеевых).

Конспект урока предствлен в форме технологической карты.

 

 

 

Автор Нестерова Наталья Сергеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1297
Номер материала 45189
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓