Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка в 4 классе по теме: "Представляем еще одну часть речи. Наречие"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Представляем еще одну часть речи. Наречие"

Скачать материал

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Заволжский лицей

155410, Ивановская область, г. Заволжск, ул. Мира, д.20

телефон (факс): 8 (49333) 2-10-38; lizey@rambler.ru



Конспект урока русского языка в 4 классе

на тему: Представляем еще одну часть речи. Наречие

Педагог: Тихомирова Людмила Владимировна

Тип урока: изучение нового материала


Цель: познакомить с особенностями наречия как части речи


Задачи:

1. Показать отличие наречия от других частей речи.

2. Расширить представление детей о значениях и структуре словосочетаний.

3. Развивать инициативу творчество, организаторские качества. 


Оборудование и технические средства обучения: ИД


Наглядные пособия: таблица «Анализируем слово как часть речи»


Ключевые слова: наречие, словосочетание


Рабочие материалы для обучающихся: задания для групп (Приложение 1), карта исследования (Приложение 2), синквейн (Приложение 3)


Автор учебника: М.С. Соловейчик, Н.С, Кузьменко «К тайнам нашего языка»




Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

2 мин

Этап мотивации


Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт психологический настрой с целью снятия психологической зажатости класса, создание благоприятного эмоционального состояния учеников.


Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 


Каждый урок русского языка открывает какую-то тайну.

Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка.


А что значить исследовать? (Ответы детей).

Как толковый словарь дает нам значение этого слова? (подвергнуть научному изучению, выяснению)








Проявляют интерес к предмету



Высказывают своё мнение









Работают со словарём












Строить устные высказывания, выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. (К.)






Выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников (П.-1)

5 мин

Этап актуализации изученного


Цель: актуализация полученных ранее знаний.

Организует проверку домашнего задания

Организует обобщение актуализированных знаний.


Листва с деревьев и кустов совсем облетела. Молодежь весело пела. Солнце ярко светило и слепило глаза. Неожиданно небо слева затянулось тучами. Вечером тучи закрыли все небо.


Как решили орфографические задачи?

Выявляют орфограммы, объясняют выбор букв. Сравнивают орфографические задачи, способы их решения, применяют различные правила письма

Понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, по её решению.

Выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы, обосновывать решения. Оценивать свои действия и их (Р.)


Обнаруживать орфограммы и решать орфографические задачи различными способами.

(Предметные)

3 мин

Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии


Цель:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

(Ключевая деятельность учителя)


Цель: Привлечь интерес детей, вызвать желание обсуждать проблему.

Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока.


Слова каких частей речи встретили?

По каким признакам определяли части речи? (что слово обозначает; на какие вопросы отвечает; как изменяется)

У всех слов смогли определить часть речи? Назовите слова – незнакомой нам части речи. А хотите узнать, как называется эта часть речи?

Итак, кто догадался, какая тема нашего урока? (Представляем ещё одну часть речи) Какую поставим цель? Составим план урока.

  1. На какие вопросы отвечают слова?

  2. Как изменяется?

  3. Что слово обозначает?

  4. Служебная часть речи или самостоятельная?

  5. Роль слов в речи.

У нас 5 вопросов, 5 групп. У вас на столах лежит карточка-инструкция (см. Приложение 1). Она поможет провести исследование.

Результаты исследования будем заносить в таблицу (см. Приложение 2).

Первую строку заполните ту, какой вопрос вы изучаете в группе. Остальные строки будете заполнять в процессе ответа групп.




Различают в тексте знакомые и незнакомые части речи






Формулируют тему и цель урока.

Составляют план урока

Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний. (Л.)





Коллективно ставить учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять их, совместно выводить необходимый способ действия, выполнять каждую операцию; использовать речь для регуляции своих действий.

(Р.)


7 мин



Открытие нового знания.


Цель: Организация деятельности по

добыванию информации


(Ключевая деятельность ученика)


Организует учебное исследование.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы).


Выписывают словосочетания с незнакомыми указывают часть речи главного слова, ставят вопросы. Проводят исследование: пробуют изменить зависимое слово; убеждаются, что слова не изменяются; выявляют все другие особенности.

Проводят эксперимент: читают текст, пропуская наречия, и наблюдают за изменением качества текста, делают умозаключение о роли наречий.

Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. (П-2.)

Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. (Р.)

Сотрудничать с одноклассниками, формулировать свои мысли, аргументировать точку зрения, слушать и учитывать мнения других. (К.)

Умение работать в группе (К.)

Выявлять принадлежность слова к определённой части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи; опознавать наречие как самостоятельную часть речи, понимать особенности слов этой части речи (Предметные)

5 мин


Организует отчет групп и работу с картой исследования


Из каждой группы выбирается по 1 человеку для ответа. Остальные учащиеся работают с картой исследования.


Что дала вам работа в группах?

Какие трудности вы встретили? Как с ними справились?


Расскажите, что вы узнали о новой части речи?


Итак, пришла пора узнать, как же называется эта новая часть речи. Воспользуемся сообщением авторов в упр. 136. Какими сведениями дополним или уточним наши ответы? Как называется новая часть речи?


Представляют одноклассникам свое исследование

Слушают одноклассников, выделяют основную мысль и заполняют таблицу (карта исследования)



Рассказывают о новой части речи


Читают информацию в учебнике, узнают название незнакомой части речи и проверяют сделанные выводы о её особенностях.

Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать свои. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, стараться донести и объяснить её. (К.)

Фиксировать результаты действий в таблице. (П-1.)

2 мин

Физкультминутка

Цель: Снять статическое напряжение с мышц глаз. Улучшить кровообращение.

Организует физкультминутку

Тренажёр Базарного. Зрительная гимнастика.


Выполняют упражнения


2 мин


Открытие нового знания (продолжение)


Цель: Организация деятельности по

добыванию информации


(Ключевая деятельность ученика)





Организует наблюдение за строением слов-наречий.

Продолжаем исследовать наречие.

Упр. 138

Была тихая звёздная ночь. Тихо стоял на берегу тёмный лес. Стих ветер.

Спиши предложения. Найди однокоренные слова и выдели в них корень. Условными знаками покажи словосочетания, в которые эти слова входят. (В нераспространенном предложении подчеркни главные члены).

Анализируют предложения, находят однокоренные слова, определяют части речи и, где могут, части слов.















Читают сообщение в учебнике и дополняют свои знания о наречии.

Строить словосочетания с наречиями. Писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

Выявлять части слов (Предметные)

Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. (П-1)

Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. (П-2.)



3 мин



Назовите однокоренные слова.

Укажи, к каким частям речи относятся однокоренные слова. Как докажешь решение? Выделите корень.

Обозначь в однокоренных словах оставшиеся части (морфемы).

Предположите, какой частью (морфемой) будет -о на конце наречия?

Сверьте свой вывод с сообщением авторов.

4 мин


Организует наблюдение за связью наречия с главным словом в словосочетании.

Вернемся к выполненному упражнению.

Докажите, что имя прилагательное тихая согласуется со словом-командиром в роде, числе и падеже.

Во втором предложении выделите словосочетание, в котором глагол стоял управляет именем существительным.

Как вы понимаете значение слов согласуется, управляет?

А как связано с главным словом наречие тихо?

(У наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа, поэтому они подчиняются словам-командирам только по смыслу, просто пристраиваются, примыкают к ним)

Сведения в задании 139 помогут вам проверить свое предположение (получить ответ на этот вопрос).




Высказывают своё мнение












Читают сообщение в учебнике и дополняют свои знания о наречии.

2 мин

Физкультминутка

Повысить работоспособность, снять нагрузку.

Организует физкультминутку

Выполняют упражнения


4 мин


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Цель этапа:

самопроверка умения применять новое знание в типовых

заданиях.


Организует самостоятельную работу; самоконтроль и самооценку

Давайте потренируемся в нахождении наречий. Упр. 140.

Для его выполнения, авторы дают вам совет. Прочитайте. (Помни: на смысловые вопросы где? куда? отвечают и имена существительные. Но к ним можно поставить еще и падежные вопросы, а к наречиям – нельзя)

Выполните упражнение.

(Заранее на стенах класса развешены верные словосочетания. Ученики после выполнения работы проверяют свои работы)

Проверьте свою работу. На стенах класса висят верные словосочетания.

Как вы узнавали наречия? Выделите в них суффикс.


Давайте, оценим работу. Кто желает?

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Осваивают способ действия по выявлению наречий, выделяют в них суффиксы, определяют значения.








Осуществляют самоконтроль




Осуществляют самооценку

Выявлять принадлежность слова к изученной части речи - наречию (Предметные)

Осознавать общий способ действия для решения конкретных задач и выполнять его. (П-1.)








Выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы. (Р.)



Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

4 мин

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Цель этапа:

Подвести итог полученным знаниям.


Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.


Итог урока подведем написанием синквейна. Синквейн посвятим теме нашего урока «НАРЕЧИЕ»

Правила написания синквейна на оранжевой карточке (см. Приложение 3)

Составляют синквейн

Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, решать их разными способами. (П-1.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками. Высказывать собственное мнение, аргументировать его. (К.)







Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р.)

2 мин

Организует самооценку учебной деятельности.

Создает ситуацию, связанную с приятным эмоциональным чувством удовлетворения от работы

Какую цель мы ставили? Все ли задачи, которые ставили на урок выполнили?

Как поработал ты? Группа? Класс?

На доске несколько цветов с названием этапов урока (проверка домашнего задания, исследовательская работа, работа с картой, коллективная работа, синквейн).

Посадите бабочку на тот цветок, какая работа вам больше понравилась на уроке.





Обобщают сведения и передают их другим (дома).



17

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 4 классе по теме: "Представляем еще одну часть речи. Наречие""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с особенностями наречия как части речи

Задачи:

1. Показать отличие наречия от других частей речи.

2. Расширить представление детей о значениях и структуре словосочетаний.

3. Развивать  инициативу творчество,  организаторские качества. 

Автор учебника: М.С. Соловейчик, Н.С, Кузьменко «К тайнам нашего языка»

На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями наречия как части речи, наблюдают за отличием наречия от других частей речи.

Форма работы - исследовательский метод, групповая работа, индивидуальная работа, здоровьесберегающие технологии.

 

В ходе проверки домашнего задания учащиеся понимают, что они не могут определить у каких-то слов часть речи. На основании этого ставят учебную задачу, с помощью учителя формулируют тему и составляют план урока. Школьники делятся на 5 групп и начинают изучать новую часть речи с помощью карты исследования.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 210 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 384
    • DOCX 129.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тихомирова Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1303
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе