Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка в 4 классе по картине Васнецова

Урок русского языка в 4 классе по картине Васнецова

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

0.mp4 91d47f615ae1edbc9a607b3025dc5371_full.jpg Thumbs.db vmbukb.mp3 Урок русского языка в 4.doc Фильм.wmv

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 4.doc

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри»"

(учитель Москаленко О.Д.)

Цели:

1. Познакомить с творчеством В.М. Васнецова, формировать умение составлять текст – описание,

2.  Развивать орфографическую зоркость.

3. Воспитывать патриотизм, уважение к защитникам нашей родины.

Ход урока:

I.                      Орг. момент

II.                   Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, скажите, что мы с вами посещали несколько недель назад? (православный музей)

-   О ком вам там рассказывали? (о богатырях)

-   Что вы о них узнали?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с защитниками земли русской и будем писать сочинение о богатырях по картине знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова. Вряд ли найдется в России человек, который не ви­дел никогда картины В. М. Васнецова. Творчество это­го художника стало вершиной русского искусства XIX века. В Третьяковской галерее, в васнецовском зале, висит картина «Богатыри». Репродукцию этой картины вы видите на доске. Но для того, чтобы написать сочинение мы познакомимся с историей создания этой картины, внимательно рассмотрим ее, вместе составим план, а на втором уроке вы будете писать сочинение.

III.               Работа по картине

- Сейчас вам Андрей Д. прочитает стихотворение поэта Никитина. Прослушайте его, пожалуйста, внимательно.

 


Широко ты, Русь, по лицу земли     

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,       

Старины святой, громких подвигов?

 

Уж и есть за что, Русь могучая,

 Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

                                        И. Никитин


        - О чем это стихотворение?

- За что любят Русь?

- Почему Русь называют матерью?

- Кто в старину защищал Русь?

- Каких богатырей вы знаете?

- Как называлось древнерусское государство? (Киевская Русь)

- Почему приходилось защищать Родину?

Кочевые племена скотоводов нападали на Русь. Заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. (печенеги, гунны, половцы)  На южных границах Руси создавались укрепления, крепости, богатырские заставы, воспетые в былинах.

-  Скажите, пожалуйста, что такое былина?

Былина – это жанр литературы, это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли,  это не простой пересказ истории, её задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.

- А знаете ли вы былины? Какие?

- А каких былинных героев вы помните?

    Сейчас я проведу с вами небольшую викторину, которая поможет вам вспомнить имена былинных героев.

Викторина.

 

- В славном городе Ростове у ростовского попа был один единственный сын. А как его звали? (А. Попович.)

- Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи? (И. Муромец)

- Какое чудище проживало в горах Сорочинских? (Змей Горыныч)

- Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира из плена? (Д. Никитич)

- Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (сыном Змея Горыныча)

- Какого русского богатыря, гробница которого доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры, вы знаете? (И. Муромец)

      Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. Сила, бессмертие богатырей — это сила и бессмертие нашего народа. Через все былины проходит идея защиты госу­дарства, Русской земли.

1.                     Рассматривание картины.

          Ребята, не только художники прославляли подвиги наших богатырей, но и композиторы увековечили память о них в своих произведениях.

     - А сейчас я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на репродукцию картины  и прослушали  музыку «Богатырская  симфония» А. П. Боро­дина.

     - Прослушав музыку и внимательно рассмотрев репродукцию, скажите, какие чувства у вас возникли? (Прослушивание музыки)

      Да, на этой картине мы увидели славных защитников нашего отечества. Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три славных защитника нашего отечества. В лице трех богатырей весь народ стоит на страже границ своей родины.

2.                     Как создавалась картина.

     -  Написать картину совсем непросто. И сейчас мы посмотрим фильм о том, как создавалось это произведение искусства. Что Виктор Михайлович Васнецов чувствовал, как переживал, создавая картину, что хотел донести до  следующего поколения.     (Просмотр фильма)

- Что вы узнали, посмотрев этот фильм?

- Как вы думаете, что хотел нам сказать этой картиной художник?

    - Спустя много лет художник сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их по­нимал и чувствовал».

А теперь откройте тетради.

- О ком вы должны написать в начале нашего сочинения?

- Озаглавьте первый пункт плана. (I. Как создавалась картина) Запишите его в тетрадь в левой колонке, где у вас написано слово «План».

    - Что вы напишите в первом пункте плана.  (Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся рус­ский художник. Самая  люби­мая  им  картина — «Богатыри». Художник очень долго писал эту картину, много лет жизни он посвя­тил ей.)

 

Словарная работа.

- Какие слова и выражения будете использовать при написании I пункта плана?

  Да, а еще можно использовать те слова и выражения, которые написаны в ваших карточках-помошницах. Запишите эти слова и выражения в правую колонку, где у вас записано «Рабочий материал».

4. Работа с картиной.

       А теперь мы обратимся к самой картине.

- Кто мне еще раз скажет, как называется эта картина? (Богатыри)

       Сейчас мы будем составлять описание былинных героев.

- И значить о чем мы будем писать во втором  пункте плана?

- Как мы озаглавим второй пункт плана?  (II. Описание богатырей)

Здесь у нас будут подпункты: 1). Внешность. 2). Снаряжение (одежда). 3). Описание коня. Запишем его в тетрадь в левую колонку.

- Сколько богатырей изображено на картине?

Обратите внимание на богатыря, который находится в середине

- Какое впечатление он на вас произвел?

       Сейчас я прочитаю отрывок из былины, а вы, прослушав, должны сказать, как зовут этого богатыря? (Илья Муромец)


Под славным городом Киевом

На тех на степях на днепровских

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья,             

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А сам на коне, как ясный сокол!

Не туман в поле поднимается,

Не снега в поле белеют,

Едет Илья Муромец по русской степи…


      -  Посмотрите на Илью Муромца внимательно и опишите его внешность: черты лица, одежду, снаряжение?

            В центре на вороном коне Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется в нём. У Муромца благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в седле, на сбруе и уздечке красуются “пряжки красного золота”. Поводья и подпруги шелковые. Нет такой силы, которая могла выбить богатыря из седла, ни даже подвинуть его. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов- кочевников. Он готов к бою, но не торопится. Илья справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

- Обратите внимание на коня Ильи Муромца. Что вы можете о нем сказать?

       Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. Если он двинется, то загудит от шага земля.

Словарная работа.

- Какие слова и выражения будете использовать при описании Ильи Муромца?

  Да, а еще можно использовать те слова и выражения, которые написаны в ваших карточках-помошницах. Прочитайте их.(один читает вслух) В левой колонке напишите «Илья Муромец», поставьте двоеточие и запишите эти слова и выражения.

 А теперь обратим внимание на богатыря слева.

Мы  познакомимся с ним, прочитав отрывок из былины об этом славном богатыре, и узнаем его имя.

«Растет Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет, соболиные, глаза зоркие, соко­линые, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухват­кой ему равных нет, и сам он ласковый, обходитель­ный».

- Итак, как же зовут этого богатыря? (Добрыня Никитич)

- Что вы можете сказать про Добрыню Никитича из прочитанного отрывка?  (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. Одет Добрыня побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из богатого рода. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, покрытый золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги цветом бирюзы.)

- Что общего в былинном описании богатыря и об­разе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются коль­цами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силен, ловок, ухваткой равных нет.)

          Добрыня Никитич не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Добрыня вежливый. Он знает как вести речь. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Ноги в стременах, глаза зорко всматриваются вдаль, он готов в любую минуту броситься в бой.  Добрыня ринется на врага на белом коне. Сбруя, которого нарядная из красного золота.

Словарная работа.

- Какие слова и выражения будете использовать при описании Добрыни?

  Прочитайте  те слова и выражения, которые написаны в ваших карточках-помошницах. В левой колонке напишите «Добрыня Никитич», поставьте двоеточие и запишите эти слова и выражения.


IV.                Физминутка. (дети выполняют движения под музыку «Богатырская наша сила…»)

- Обратимся к  третьему  богатырю, а зовут его Алеша Попович.

- А кто знает, почему он Попович? (Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия.)

- Опишите его.

         Тоже храбрый и смелый, хотя не так силён, как Илья и Добрыня. Но Алёша напуском смел. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь низко опустил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил, ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками и красивы. Сбоку виднеется гусли. Он весельчак и балагур.

Словарная работа.

- Какие слова и выражения будете использовать при описании Алеши Поповича?

  Прочтите слова и выражения, которые написаны в ваших  карточках-помошницах. В левой колонке напишите «Алеша Попович», поставьте двоеточие и запишите эти слова и выражения.

5. Описание природы

- На каком плане изображены богатыри? (на переднем)

- А что осталось на втором плане? (природа)

- Какая местность? (степь с холмами)

- Какой травой покрыта степь? (ковыльной)

- Какое небо? (низкое небо покрыто тучами)

- Почему они кажутся свинцовыми? (может напасть враг)

        Богатыри написаны на фоне сурового степного пейзажа. Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землей. Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.  Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальними холмами нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь. Та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников. И нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую!

       Значит, в третьем пункте нашего плана мы будем описывать природу, а озаглавим его: III. Описание природы. Запишем этот пункт плана в левую колонку.

Словарная работа.

- Какие слова и выражения будете использовать при описании природы?

  Прочитайте  слова и выражения, которые написаны в ваших  карточках-помошницах. Запишите эти слова и выражения в левую колонку.

- Ребята, вам понравилась эта картина?

- Какие чувства поселились в вашей душе? (чувство гордости за свой народ, свою Родину)

    Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри  земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

       На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы. Художник прославляет защитников Родины. Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

       Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чув­ство — чувство гордости за Родину.

V.                   Итог.

На следующем уроке вы  будете писать сочинение о былинных героях прошлого времени, изображенных на картине В.М.Васнецова «Богатыри»

- А кого мы в современной жизни можем назвать богатырями?

Выставить отметки.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 4 классе по картине Васнецова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире.

 

     Проведённый мною урок осуществляет  задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применяются мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, видеолекция, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого мира. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 614 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 291
    • RAR 19.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Москаленко Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Москаленко Ольга Дмитриевна
    Москаленко Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3979
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек