Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 4 классе на тему «Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Урок русского языка в 4 классе на тему «Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Урок русского языка в 4 классе

Глухова Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ Красноборская СОШ с. Красный Бор

Агрызского муниципального района Республики Татарстан.

Пояснительная записка к уроку

Направление

Русский язык. 4 класс.

Тема

«Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Программа

ФГОС «Школа России».

Учебник

«Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс.

Раздел

«Имя существительное»

Количество часов в неделю

3 часа.

Год

2014-2015 учебный год.

Место урока в изучаемой теме.

13 урок.

Форма урока

Личностно-ориентированный урок

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.


Формируемые УУД


Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цел; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цеп рассуждений; доказательство.

Коммункатвные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение результата действия с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные - восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка.

Планируемый результат

Учащиеся развивают орфографическую зоркость, составят алгоритм (памятку), как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного, будут тренироваться применять его на практике; учатся делать выводы из изученного материала; учатся оценивать свои достижения.

Ресурсы: - основные

- дополнительные

УМК «Школа России». «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс.



Интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания для индивидуальной работы, карточки-задания для коллективной работы в группах, три листа А3 и тримаркера для составления проекта.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, работа в группах.


Ход урока:

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика (в виде УУД)

Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный момент

- Ребята! Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.









- На уроке гостям мы покажем, как открываем тайны русского языка. Я желаю всем успеха.

- Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет легко И очень уютно и очень светло.













Занимают места за партами.

2.Актуализация знаний учащихся.

- Итак, обобщим наши знания. Проведем блиц – опрос.

1. О какой части речи мы говорим на уроках русского языка?

2. Как отличить имя существительное от других частей речи?

3. Назовите постоянные признаки имени существительного.

4. Назовите непостоянные признаки. Как изменяется имя существительное.

5. Над какой темой на уроке русского языка мы работаем.

- Оцените себя на этапе «Блиц-опроса».

- Сегодня мы углубим свои знания по данной теме.



Дети отвечают на поставленные вопросы учителем. Сравнивают свой ответ с эталоном на интерактивной доске.














Ребята оценивают себя знаками. Учитель наблюдает.

3.Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску, какие гласные мы сегодня прописываем. Что вы можете сказать о этих гласных?






- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пропишите данные буквосочетания.


- Е, И придают согласному мягкость. Гласная буква е дает два звука, если стоит в начале слова (ель), если стоит после мягкого знака (Илье), если стоит после гласного (инее).










Работают в тетрадях.

4.Постановка темы целей урока.

- Выскажите предположение, почему на минутку чистописания мы взяли гласные Е,И.

- Сформулируйте тему урока.






- Поставим цели урока.






- Молодцы. А также мы примем участие в проекте «Памятка «Какие шаги надо выполнить, чтобы грамотно написать Е или И в окончаниях имен существительных» и узнаем волшебные слова – опоры.




Высказывают свои мнения.


- Я думаю, тема урока «Е и И в окончаниях имен существительных

в единственном числе»

- Тренироваться в правописании падежных окончаний

имен существительных.


5. Работа по развитию речи.

- Прочитайте пословицу.

Без букваря и грамматик… не учатся и математик… .

- Вставьте пропущенные окончания. Обоснуйте свой выбор.









- Объясните лексическое значение слова грамматика.

- Найдем значение этого слова в «Толковом словаре» Ожегова.

- Ваня прочитает, а мы должны ответить, это многозначное или однозначное слово.






- Объясните смысл пословицы.


























- Русский язык – важный предмет в школе. На знании русского языка строится овладение другими предметами.














Высказывают свои предположения.



- Это многозначное слово. Оно имеет два лексических значения: грамматика – это учение, и грамматика – это учебник.

Читают хором.



- Без чего? Без грамматики, существительное в родительном падеже окончание И.

- Не учатся (чему?) математике, дательный падеж, 1 склонение, окончание Е.






Читают про себя.

6. Письмо по памяти.

- Выделим опасные места в пословице.




- Запишем пословицу по памяти.





Ребята по цепочке называют орфограммы. Учитель зажигает огонек.








Учащиеся пишут, сверяют с образцом, оценивают себя.

7. Работа над проектом – создание памятки.

- Какую новую орфограмму встретил в пословице.

- Докажите, что окончания написали верно.

- Работаем в группах. Каждая команда получает лист и маркер. Ваша задача, написать 3 шага, которые надо выполнить чтобы правильно написать окончания Е или И.

- Сравним наши проекты с образцом. Учитель показывает презентация.



- Оцените свою работу над проектом.


Ученики отвечают на поставленные вопросы.








Учащиеся по цепочке читают шаги, сравнивают.

Каждый ряд за отведенное время обсуждает памятку, записывают каждый шаг по цепочке. Проект вывешивается на доску.










Оценивают знаками. Учитель наблюдает.

8. Физминутка.

- Используя памятку, мы играем в игру «Ты – мне, я - тебе». У вас на столах лежат по одной карточке. По сигналу мы передвигаемся по классу, находим себе пару, просим прочитать словосочетание и объяснить правописание окончания Е ли И. Партнёр проделывает то же самое. Затем меняемся карточками и ищем себе другого собеседника.

- Оцените свою работу на данном этапе.

Учащиеся по музыку передвигаются по классу. Образуют пару.

Мысли об осени – мысли (об чём?) об осени – предложный падеж, 3 склонение, окончание и.

Выглядывать из избушки – выглядывать (из чего?) из избушки – родительный падеж, 1 склонение, окончание и.






- Оценивают работу знаками.

9. Знакомство со словами – опорами.

- Подведем итог, каких целей мы уже добились на уроке?

- Что нам осталось узнать?

- Прочитаем 2 группы слов.

- Работаем в паре. 1 вариант говорит 2 варианту, чем похожи эти группы слов.

- Лиза, какие сходства нашел Марсель?








- 2 вариант говорит первому, чем отличаются эти группы слов.

- Ярослав, какие отличия нашла Маша?



- Какой вывод можете сделать по таблице?




- Назовем волшебные слова – опоры.









- Марсель сказал, что в каждой группе имена существительного родительного, дательного и предложного падежей, 1, 2 и 3 склонения.







- По ударному окончанию проверяют безударное окончание.




- Читают хором.

Работают в паре.























Дети называют земля, стол, степь. На доску вывешиваются карточки с данными словами.

Отвечают на поставленные вопросы.














- Маша нашла, в 1 столбике окончания ударные, во втором безударные.

10.Применение новых знаний на практике.

- Работаем с карточками – тренажерами.



- Оцените свою работу на данном этапе.

Работа ведется фронтально, дети по цепочке читают существительное и определяют окончание.

В книге – книга, 1 склонение, подставлю волшебное слово 1 склонения земля, в земле, окончание Е, значит в книге окончание Е.

11.Обобщение новых знаний. Подведение итога урока.

- Дополним нашу памятку еще одним шагом.



- Над какой темой мы работали?

- Каких целей мы достигли на уроке?

- Оцените сою работу на уроке?


Дети читают по презентации памятку, дополняют шаг.





Высказываются по желанию.


12. Домашнее задание.





Дети пишут в дневниках.

13. Рефлексия.

- Дополните фразы, которые вы видите на экране.

- Какую тайну русского языка вы открыли сегодня для себя?

- В каком падеже встречается еще опасные окончания?

- Предположите, о чем мы будем говорить на следующем уроке?

- Правильно темой урока «Правописание окончаний мен существительных в творительном падеже».

Отвечают на поставленные вопросы.





Урок русского языка в 4 классе на тему «Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок построен с учетом требований ФГОС по программе ""Школа России", по учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Это урок открытия новых знаний. Он напрален на формирование УУД. В ходе урока учащиеся развивают орфографическую зоркость, составляют алгоритм (памятку), как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного, тренируются применять памятку на практике; учатся делать выводы из изученного материала; учатся оценивать свои достижения. На уроке использованы различные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная, при проведении физминутки применена сингапурская структура  "Куиз-куиз-трейд".

Автор Глухова Ирина Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1639
Номер материала 51191
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓