Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 4 классе на тему "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 4 классе на тему "Наречие как часть речи"

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с наречиями.

  2. Формировать умения распознавать наречия и доказывать, что это именно такая часть речи.

  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, творческое воображение, пополнять словарный запас.

  4. Развивать умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия).

  5. Формировать у обучающихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную.

Задачи:

- формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности (направленные на достижение личностных результатов обучения)

- формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения)

- освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи (направленные на достижение предметных  результатов обучения)

Формы работы:

  • фронтальная

  • самостоятельная

  • групповая

Методы работы:

  • наглядный

  • диалог

Оборудование: Учебник «Русский язык»  В.В. Репкин 4 класс, рабочая тетрадь, нетбуки, компьютерные слайды

Ход урока.

1.                Организационный момент.

Учите русский годы  кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!

2. «Ситуация успеха». Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и найдите в нем известные части речи. (стихотворение написано на плазменной панели)

Приём «яркое пятно».

(Учитель читает стихотворение Осипа Беленького, звучит «Прелюдия № 1. До мажор» И. С. Баха, на экране картинки с изображением снежинок сменяют друг друга)

hello_html_m649fc08e.jpghello_html_m2ecff2c7.jpghello_html_m3e0cfc80.jpg

Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!

Восторженность! Волшебная пора –
Метель очаровала белизною!
Счастливый, я стою среди двора,
И кружатся снежинки надо мною!

Осип Беленький

- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

- Чувством радости, счастья, восторженности!

- Какие части речи вам знакомы в этом отрывке?
(Снежинки, на носу, двора, метель— это имена существительные)

- Назовите признаки имен существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по падежам, числам, бывают I, II, III склонения)

- Какие еще части речи есть?
(Плывут, ловлю, трогают, кружатся— это глаголы)

- Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам и числам, бывают 1 и II спряжения, имеют 3 наклонения)

- А прилагательное есть?
(Счастливый— имя прилагательное)

- Назовите признаки имен прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам)

- Встретились ли вам в этом отрывке слова не известной вам части речи? Какие это слова? (Повсюду, среди, тихо, беззаботно).

3. «Ситуация разрыва».

- Ребята, как вы думаете, какой частью речи являются эти слова? (???????)

- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Познакомиться с новой частью речи, узнать, что обозначает, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является).

-Действительно, сегодня на уроке мы будем маленькими исследователями, мы будем исследовать тайны нашего родного языка.

- Что нужно определить у слова, чтобы выяснить часть речи?

1. На какие вопросы отвечает.

2. Что обозначает.

3. Для чего служит в речи.

4. Каким членом предложения является.

4. Этап решения частных задач.

- Итак, начнем работу. Давайте попробуем задать вопрос к словам тихо, беззаботно.

- Эти слова отвечают на вопрос «Как?»

- Что обозначают эти слова? (они обозначают признак)

- Можно ли сказать, что это имена прилагательные? (нет, т.к. они обозначают признак глагола)

-Кто знает, к какой части речи относятся эти слова? (Это наречие).

Давайте послушаем сообщение, которое подготовила нам Есаулова Ксения.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские филологи назвали её точно также.

-А почему оно названо «приглаголием? Вы догадались?

(Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его).

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

- Для открытия нового знания мы будем работать в группах.

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова на листочках вместе с вопросами.

1группа.

Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

2 группа.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.

3 группа.

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев)

4 группа.

Уж солнца луч ложится косо, вдали проглянула река. (А.Майков)

5 группа.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно. (И.Суриков)

Дети работают в группах, записывают слова наречия и вопросы к ним. Результаты вывешивают на доску.

-На какие вопросы еще отвечают наречия? (как, где, куда, когда)

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»).

 Физминутка.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

Назовите наречия. (высоко, близко, низко, далеко)

- Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

-2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.

-3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.

-4 уч. Значит, это новый член предложения

- И этот член предложения называется  «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и  подчеркивается: точка, тире

- А теперь составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где?  и в предложении является обстоятельством.

Работа с рабочей тетрадью и нетбуками. Самооценка, взаимооценка.

5. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

-1уч. Я знаю, что такое  наречие.

-2 уч. Я умею находить наречие в предложении.

-3 уч. Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

-Расскажите о наречии все,  что вы узнали.

- Как вы думаете, все ли мы узнали о наречии?

(Нет, мы не узнали, как наречия изменяются, состав слова-наречия)

- А это мы узнаем на следующих уроках русского языка.

6. Самоконтроль и самооценка

-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

- 1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!

- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.

-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.

7. Домашнее задание

-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.



















Урок русского языка в 4 классе на тему "Наречие как часть речи"
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка на тему "Наречие как часть речи" по системе развивающего обучения Д.льконина - В.В.Давыдова. Тип урока - постановка учебной задачи. 

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с  наречиями.
  2. Формировать умения распознавать наречия и доказывать, что это именно такая часть речи.
  3. Продолжить развивать орфографическую зоркость, речь, творческое воображение, пополнять словарный запас.
  4. Развивать  умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия).
  5. Формировать у обучающихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную.

Задачи:

- формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности (направленные на достижение личностных результатов обучения)

- формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения)

-  освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи (направленные на достижение предметных  результатов обучения)

Формы работы:

 

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая
Автор Рыкова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 838
Номер материала 29463
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓