Тема
урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: постановка
учебной задачи.
Форма урока: урок-открытие
новых знаний.
Цели:
- Познакомить учащихся с наречиями.
- Формировать умения
распознавать наречия и доказывать, что это именно такая часть речи.
- Развивать орфографическую
зоркость, речь, творческое воображение, пополнять словарный запас.
- Развивать умения размышлять,
осмысливать, делать самоанализ (рефлексия).
- Формировать у обучающихся
ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную.
Задачи:
- формирование
уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности (направленные
на достижение личностных результатов обучения)
- формирование
умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать
её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы (направленные
на достижение метапредметных результатов обучения)
- освоение знаний
о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи (направленные
на достижение предметных результатов обучения)
Формы
работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- групповая
Методы
работы:
Оборудование: Учебник
«Русский язык» В.В. Репкин 4 класс, рабочая тетрадь, нетбуки,
компьютерные слайды
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Учите русский годы кряду
С душой, с терпением, с умом.
Вас ждет великая награда.
И та награда в нем самом!
2. «Ситуация
успеха».
Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и найдите в нем известные части
речи. (стихотворение написано на плазменной панели)
Приём «яркое пятно».
(Учитель читает стихотворение Осипа
Беленького, звучит «Прелюдия № 1. До мажор» И. С. Баха, на экране картинки с
изображением снежинок сменяют друг друга)
Замедленно,
почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
Восторженность! Волшебная пора –
Метель очаровала белизною!
Счастливый, я стою среди двора,
И кружатся снежинки надо мною!
Осип
Беленький
-
Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
-
Чувством радости, счастья, восторженности!
- Какие части речи вам знакомы в
этом отрывке?
(Снежинки, на носу, двора, метель— это имена существительные)
- Назовите признаки имен
существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по падежам, числам, бывают
I, II, III склонения)
- Какие еще части речи есть?
(Плывут, ловлю, трогают, кружатся— это глаголы)
- Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам и числам, бывают 1 и II спряжения, имеют 3 наклонения)
- А прилагательное есть?
(Счастливый— имя прилагательное)
- Назовите признаки имен
прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам)
- Встретились ли вам в этом отрывке
слова не известной вам части речи? Какие это слова? (Повсюду, среди, тихо,
беззаботно).
3. «Ситуация
разрыва».
- Ребята, как вы думаете, какой
частью речи являются эти слова? (???????)
- Сформулируйте, пожалуйста, цель
нашего урока. (Познакомиться с новой частью речи, узнать, что обозначает, на
какие вопросы отвечает, каким членом предложения является).
-Действительно, сегодня на уроке мы
будем маленькими исследователями, мы будем исследовать тайны нашего родного
языка.
- Что нужно определить у слова,
чтобы выяснить часть речи?
1. На какие вопросы отвечает.
2. Что обозначает.
3. Для чего служит в речи.
4. Каким членом предложения
является.
4. Этап решения
частных задач.
- Итак, начнем работу. Давайте
попробуем задать вопрос к словам тихо, беззаботно.
- Эти слова отвечают на вопрос «Как?»
- Что обозначают эти слова? (они
обозначают признак)
- Можно ли сказать, что это имена
прилагательные? (нет, т.к. они обозначают признак глагола)
-Кто знает, к какой части речи
относятся эти слова? (Это наречие).
Давайте послушаем сообщение,
которое подготовила нам Есаулова Ксения.
Наречия появились
в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и
глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском
языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли
эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские филологи
назвали её точно также.
-А почему оно названо «приглаголием?
Вы догадались?
(Потому что, это слово стоит при
глаголе и поясняет его).
-Что же будет обозначать наречие,
если оно поясняет глагол?
Если глагол обозначает действие,
значит, наречие будет обозначать признак этого действия.
- Для открытия
нового знания мы будем работать в группах.
Задание:
Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить
к ним вопросы. Запишите выделенные слова на листочках вместе с вопросами.
1группа.
Впереди огромная
лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.
2 группа.
Какой-то зверёк слабо и жалобно
пискнул между камнями.
3 группа.
Неохотно и несмело
солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев)
4 группа.
Уж солнца луч ложится косо, вдали
проглянула река. (А.Майков)
5 группа.
Темный лес, что шапкой принакрылся
чудной и заснул под нею крепко, непробудно. (И.Суриков)
Дети работают в
группах, записывают слова наречия и вопросы к ним. Результаты вывешивают на
доску.
-На какие вопросы еще
отвечают наречия? (как, где, куда, когда)
- Обратимся ещё раз к предложениям,
с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
- Что заметили? Изменилось ли
предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
- Какую роль выполняют наречия в
нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)
Писатель Максим
Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями,
которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»).
Физминутка.
Скажу я слово «высоко», а ты
ответишь: ...
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...
Назовите
наречия. (высоко, близко, низко, далеко)
- Как вы думает, каким членом
предложения является наречие?
1уч. Это не главный член
предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.
-2 уч. Это второстепенный член
предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.
-3 уч. Слова, отвечающие на вопросы
косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не
дополнение.
-4 уч. Значит, это новый член
предложения
- И этот член предложения
называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире
- А теперь составьте правило,
пользуясь планом о наречии.
Наречие – это
неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на
вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством.
Работа с рабочей тетрадью и
нетбуками. Самооценка, взаимооценка.
5. Итог урока
(рефлексивная деятельность учащихся)
-Попробуйте сформулировать, каков
ваш результат работы на уроке.
-1уч. Я знаю, что такое
наречие.
-2 уч. Я умею находить наречие в
предложении.
-3 уч. Я знаю, зачем наречия нужны
в речи.
-Расскажите о наречии все,
что вы узнали.
- Как вы думаете, все ли мы узнали
о наречии?
(Нет, мы не узнали, как наречия
изменяются, состав слова-наречия)
- А это мы узнаем на следующих
уроках русского языка.
6. Самоконтроль и
самооценка
-Вы довольны уроком? Как бы вы
закончили наш урок?
- 1уч. Я сегодня неожиданно для
себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!
- 2 уч. Сегодня я не напрасно был
на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.
-3 уч. Я непременно расскажу маме
об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня
остались вопросы.
7. Домашнее
задание
-Дома найдите и выпишите 3-5
предложений с наречиями из литературных произведений. Найдите наречия,
подчеркните их и укажите их роль в предложении.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.