Урок
русского языка в 3 классе
Тема:
Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.
Цель урока:
Создать условия для отработки правописания безударных окончаний имён
существительных.
Задачи урока:
1. Повторить
падежные окончания е-и имён существительных и алгоритм их написания.
2. Развивать
самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя проблемную
ситуацию.
3. Развивать
словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать свой ответ,
делать вывод.
4. Повышать
интерес к изучению русского языка, используя ИКТ, воспитывать общечеловеческие
качества личности: уважение, терпение.
Оборудование
урока:
1. интерактивная
доска
2. компьютер
3. учебник
«Русский язык 3 класс. 2 часть» (С.В.Иванов)
4. «Словарь
русского языка» под редакцией С.И.Ожегова
План-конспект
урока
I.Организационный
момент. (3 мин)
Учитель:
Начинаем урок русского языка. Откройте
тетради. Подпишите число.
II.Целевая
установка через создание проблемной ситуации. (3 мин.)
На
интерактивную доску проецируется 1 слайд (Приложение)
Учитель:
Прочитайте про себя слова. Понаблюдайте, в
какой части слова пропущена буква и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего
урока.
Ученики:
Буквы пропущены в окончаниях имён существительных. Тема урока: Правописание
безударных окончаний имён существительных.
Учитель:
Эта тема для нас новая? Уточните тему урока.
Ученики:
Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных.
На
интерактивную доску проецируется 2 слайд (Приложение)
Учитель:
Поставьте учебную задачу урока.
Ученики:
Мы будем повторять правила правописания
безударных окончаний имён существительных.
III.Актуализация
знаний.(12 мин.)
На
интерактивную доску проецируется 3 слайд (Приложение)
Учитель:
Прочитайте слова парами.
Ученики:
(читают)
Учитель:
Что заметили? Чем слова в парах похожи?
Ученики:
Слова в парах однокоренные. В словах окончания безударные. В словах окончания
звучат одинаково.
Учитель:
Подумайте, а одинаково ли пишутся окончания в данных однокоренных словах?
Ученики:
Нет. Окончания в словах будут разные.
Учитель:
Объясните, почему?
Ученик:
На ёлке – существительное первого склонения, проверяю: на
земле. Пишу окончание - е.
На ели -
существительное третьего склонения, проверяю: на степи. Пишу
окончание – и.
Учитель:
Объясним слова следующей пары.
Ученики:
К Насте – существительное первого склонения, проверяю: к земле.
Пишу окончание – е.
У Анастасии – существительное
особого случая склонения на –ия, в родительном падеже пишу окончание и.
Учитель:
Что нужно знать, чтобы не ошибиться в
правописании безударных окончаний имён существительных?
Ученики:
Нужно знать склонение существительных, вспомогательные слова 1,2,3 склонения. Нужно
знать слова, которые относятся к особым случаям склонения: на –ия, -ие, -ий
Учитель:
Давайте проверим, правильный ли вывод мы с вами сделали? Прочитаем его на стр.
91 в учебнике.
На
интерактивную доску проецируется 4 слайд (Приложение)
Ученики:
(читают по учебнику) Чтобы не ошибиться в
правописании безударных окончаний имён существительных, нужно определить, подчиняется
ли слово общему правилу.
Учитель:
А что мы понимаем под общим правилом?
Ученик:
Это способ проверки безударного окончания по склонению и опорному слову.
Учитель:
Продолжаем читать.
Ученики:
(читают правый столбик таблицы в учебнике на стр. 91, а потом левый)
На
интерактивной доске открывается «шторка»
и
дополняется 4 слайд(Приложение)
Учитель:
Правильный ли вывод мы сделали?
Физминутка.
IV.Совершенствование
знаний по теме урока.( 23 мин.)
Учитель:
Вспомните учебную задачу урока.
Ученики:
Мы будем повторять правила правописания безударных окончаний имён
существительных.
Учитель:
Для этого выполним упражнение 1 на странице 92.
Ученики:
(подписывают номер упражнения.)
Учитель:
Прочитаем задание.
Ученики:
(читают по учебнику) Сделай буквенную запись слов. Запиши слова в два столбика.
Учитель:
Как поняли задание?
Ученики:
Нужно данные слова записать в два столбика. В первый столбик – с окончанием Е,
во второй столбик – с окончанием И.
Учитель:
Начнём выполнять упражнение коллективно с подробным объяснением.
На
интерактивную доску проецируется 5 слайд (Приложение)
Ученики:
(начинают выполнять упражнение с
объяснением)
В
театр[и]- существительное 2 склонения, проверяю: в слоне, пишу
окончание Е, слово записываю в первый столбик.
Учитель
на интерактивной доске передвигает слово в первый столбик.
В
консерватори [и]- существительное особого случая
склонения, в предложном падеже пишу окончание И, слово записываю во второй
столбик.
Учитель
на интерактивной доске передвигает слово во второй столбик.
Учитель:
А что означает слово «консерватория»?
Ученики:
(высказывают свои предположения)
Учитель:
Где мы можем найти точный и правильный ответ?
Ученики:
В словаре русского языка.
Учитель:
Конечно. Давайте обратимся к «Словарю» С.И.Ожегова.
Ученики:
(зачитывают словарную статью) Консерватория - это высшее музыкальное
учреждение.
Учитель:
Далее продолжайте выполнять упражнение самостоятельно.
Ученики
самостоятельно работают.
При
проверке подходят к интерактивной доске по очереди
и
передвигают слова в столбики.
Учитель:
Проверьте, как вы выполнили это
упражнение. Если сделали без ошибок, то поставьте на поля +.
Продолжаем
повторять правила правописания безударных окончаний имён существительных.
Выполняем упражнение 4, страница 93.
Ученики:
(подписывают номер упражнения)
Учитель:
Прочитаем задание.
Ученики:
(читают) Выпишите слова, в которых пропущено окончание И.
Учитель:
Вспомните. в каких случаях у существительных пишется окончание И?
Ученики:
(называют случаи написания окончания И самостоятельно или по таблице на стр.92)
Учитель:
Кому задание понятно? Выполняйте
самостоятельно. А кому требуется моя помощь?
Ученики
: (поднимают руки)
Учитель:
Давайте будем объяснять (оказывает индивидуальную помощь).
Продолжайте.
Ученики
самостоятельно работают.
Учитель:
Я выполнила это упражнение так.
На
интерактивную доску проецируется 6 слайд (Приложение)
Учитель:
Ну, как? Что скажете?
Ученики:
У Вас есть ошибка.
о
звере – существительное 2 склонения, проверяю: о слоне. Пишу
окончание Е. Выписывать это слово не надо.
Слово
с ошибкой исправляется цветным маркером.
Учитель:
Молодцы. Проверьте, как выполнили это
упражнение. Если все слова были выписаны правильно, то поставьте на поля +.
Физминутка.
Учитель: Следующее
упражнение на доске.
На интерактивную доску проецируется 7слайд
(Приложение)
Учитель:
Прочитайте задание и выполните его устно.
Ученики
самостоятельно работают.
Учитель: Кто
готов?
Ученики:
(читают) Он жил в деревне Верколе. Его дом стоит на берегу реки Пинеги. Свои
рассказы он писал о жизни северной деревни, о родной природе.
Учитель:
О ком этот текст?
Ученики:
Этот текст о северном писателе Фёдоре Александровиче Абрамове.
Учитель:
Молодцы.
На
интерактивной доске 7 слайд
дополняется
фотографией Ф.А.Абрамова.
Учитель:
Спишите исправленный текст. Отметьте
окончания выделенных существительных.
Ученики
самостоятельно работают.
Учитель: Проверяем.
На
интерактивной доске на месте выделенных слов
появляются
правильные формы слов .
V.
Итог урока Рефлексия.(5 мин)
Учитель:
Вспомните тему урока.
Учитель:
Какую учебную задачу мы поставили на урок?
Ученики:
Повторить правила правописания безударных окончаний имён существительных.
Учитель:
Оцените себя. Выберите подходящее для вас
утверждение. Поставьте соответствующий цветной кружок на поля.
На
интерактивную доску проецируется 8слайд (Приложение)
Учитель:
Кто выбрал первое утверждение?
Кто выбрал второе утверждение?
Кто выбрал третье утверждение?
Кто выбрал четвёртое утверждение?
Кто выбрал пятое утверждение?
Запишите домашнее задание: Учебник, страница 92, упражнение 3.
Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.