Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка в 3 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных"

Скачать материал

Урок русского языка в 3 классе

 

Тема:  Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

 

Цель урока: Создать условия для отработки правописания безударных окончаний имён существительных.

 

Задачи урока:

1.     Повторить падежные окончания е-и имён существительных и алгоритм их написания.

2.     Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя проблемную ситуацию.

3.     Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать свой ответ, делать вывод.

4.     Повышать интерес к изучению русского языка, используя ИКТ, воспитывать общечеловеческие качества личности: уважение, терпение.

 

Оборудование урока:

1.     интерактивная доска

2.     компьютер

3.     учебник «Русский язык 3 класс. 2 часть» (С.В.Иванов)

4.     «Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова

 

План-конспект урока

 

I.Организационный момент. (3 мин)

Учитель: Начинаем урок русского языка. Откройте тетради. Подпишите число.

 

II.Целевая установка через создание проблемной ситуации. (3 мин.)

На интерактивную доску проецируется 1 слайд (Приложение)

 

Учитель: Прочитайте про себя слова. Понаблюдайте, в какой части слова пропущена буква и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученики:   Буквы пропущены в окончаниях имён существительных. Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных.

Учитель:  Эта тема для нас новая? Уточните тему урока.

Ученики: Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных.

На интерактивную доску проецируется 2 слайд (Приложение)

 

Учитель: Поставьте учебную задачу урока.

Ученики: Мы будем повторять правила правописания безударных окончаний имён существительных.

 

III.Актуализация знаний.(12 мин.)

На интерактивную доску проецируется 3 слайд (Приложение)

 

Учитель: Прочитайте слова парами.

Ученики:  (читают)

Учитель: Что заметили? Чем слова в парах похожи?

Ученики: Слова в парах однокоренные. В словах окончания безударные. В словах окончания звучат одинаково.

Учитель: Подумайте, а одинаково ли пишутся окончания в данных однокоренных словах?

Ученики: Нет. Окончания в словах будут разные.

Учитель: Объясните, почему?

Ученик:  На ёлке – существительное первого склонения, проверяю: на земле. Пишу окончание - е.

                 На ели  - существительное третьего склонения, проверяю: на степи. Пишу окончание – и.

Учитель: Объясним слова следующей пары.

Ученики:  К Насте существительное первого склонения, проверяю: к земле. Пишу окончание – е.

                  У Анастасии – существительное особого случая склонения на –ия, в родительном падеже пишу окончание и.

Учитель: Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончаний имён существительных?

Ученики: Нужно знать склонение существительных, вспомогательные слова 1,2,3 склонения. Нужно знать слова, которые относятся к особым случаям склонения: на –ия, -ие, -ий

Учитель: Давайте проверим, правильный ли вывод мы с вами сделали? Прочитаем его на стр. 91 в учебнике.

На интерактивную доску проецируется 4 слайд (Приложение)

Ученики: (читают по учебнику) Чтобы не ошибиться в правописании безударных окончаний имён существительных, нужно определить, подчиняется ли слово общему правилу.

Учитель: А что мы понимаем под общим правилом?

Ученик: Это способ проверки безударного окончания по склонению и опорному слову.

Учитель: Продолжаем читать.

Ученики: (читают правый столбик таблицы в учебнике на стр. 91, а потом левый)

На интерактивной доске открывается «шторка»

 и дополняется  4 слайд(Приложение)

Учитель: Правильный ли вывод мы сделали?

Физминутка.

IV.Совершенствование знаний по теме урока.( 23 мин.)

Учитель: Вспомните учебную задачу урока.

Ученики: Мы будем повторять правила правописания безударных окончаний имён существительных.

Учитель: Для этого выполним упражнение 1 на странице 92.

Ученики: (подписывают номер упражнения.)

Учитель: Прочитаем задание.

Ученики: (читают по учебнику) Сделай буквенную запись слов. Запиши слова в два столбика.

Учитель: Как поняли задание?

Ученики: Нужно данные слова записать в два столбика. В первый столбик – с окончанием Е, во второй столбик – с окончанием И.

Учитель: Начнём выполнять упражнение коллективно с подробным объяснением.

На интерактивную доску проецируется 5 слайд (Приложение)

Ученики: (начинают выполнять упражнение с объяснением)

                   В театр[и]- существительное 2 склонения, проверяю: в слоне, пишу окончание Е, слово записываю в первый столбик.

Учитель на интерактивной доске передвигает слово в первый столбик.

   

В консерватори [и]- существительное особого случая склонения, в предложном падеже пишу окончание И, слово записываю во второй столбик.

Учитель на интерактивной доске передвигает слово во второй столбик.

 

Учитель: А что означает слово «консерватория»?

Ученики: (высказывают свои предположения)

Учитель: Где мы можем найти точный и правильный ответ?

Ученики: В словаре русского языка.

Учитель: Конечно. Давайте обратимся к «Словарю»  С.И.Ожегова.

Ученики: (зачитывают словарную статью) Консерватория - это высшее музыкальное учреждение.

Учитель: Далее продолжайте выполнять упражнение самостоятельно.

Ученики самостоятельно работают.

При проверке подходят к интерактивной доске по очереди

и передвигают слова в столбики.

Учитель: Проверьте, как вы выполнили это упражнение. Если сделали без ошибок, то поставьте на поля +.

                   Продолжаем повторять правила правописания безударных окончаний имён существительных. Выполняем упражнение 4, страница 93.

Ученики: (подписывают номер упражнения)

Учитель: Прочитаем задание.

Ученики: (читают) Выпишите слова, в которых пропущено окончание И.

Учитель: Вспомните. в каких случаях у существительных пишется окончание И?

Ученики: (называют случаи написания окончания И самостоятельно или по таблице на стр.92)

Учитель: Кому задание понятно? Выполняйте самостоятельно. А кому требуется моя помощь?

Ученики : (поднимают руки)

Учитель: Давайте будем объяснять (оказывает индивидуальную помощь).

                   Продолжайте.

Ученики самостоятельно работают.

Учитель: Я выполнила это упражнение так.

На интерактивную доску проецируется 6 слайд (Приложение)

Учитель: Ну, как? Что скажете?

Ученики: У Вас есть ошибка.

                   о звере – существительное 2 склонения, проверяю: о слоне. Пишу окончание Е. Выписывать это слово не надо.

Слово с ошибкой исправляется цветным маркером.

Учитель: Молодцы. Проверьте, как выполнили это упражнение. Если все слова были выписаны правильно, то поставьте на поля +.

Физминутка.

 

Учитель: Следующее упражнение на доске.

На интерактивную доску проецируется 7слайд (Приложение)

 

Учитель: Прочитайте задание и выполните его устно.

Ученики самостоятельно работают.

Учитель: Кто готов?

Ученики: (читают) Он жил в деревне Верколе. Его дом стоит на берегу реки Пинеги. Свои рассказы он писал о жизни северной деревни, о родной природе.

Учитель: О ком этот текст?

Ученики: Этот текст о  северном писателе Фёдоре Александровиче Абрамове.

Учитель: Молодцы.

На интерактивной доске 7 слайд

дополняется фотографией Ф.А.Абрамова.

Учитель: Спишите исправленный текст. Отметьте окончания выделенных существительных.

Ученики самостоятельно работают.

Учитель: Проверяем.

На интерактивной доске на месте выделенных слов

появляются правильные формы слов .

 

V. Итог урока Рефлексия.(5 мин)

Учитель: Вспомните тему урока.

Учитель: Какую учебную задачу мы поставили на урок?

Ученики: Повторить правила правописания безударных окончаний имён существительных.

Учитель: Оцените себя. Выберите подходящее для вас утверждение. Поставьте соответствующий цветной кружок на поля.

На интерактивную доску проецируется 8слайд (Приложение)

 

Учитель: Кто выбрал первое утверждение?

       Кто выбрал второе утверждение?

                Кто выбрал третье утверждение?

                Кто выбрал четвёртое утверждение?

                Кто выбрал пятое утверждение?

 

         Запишите домашнее задание: Учебник, страница 92, упражнение 3.

         Спасибо за урок!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Аннотация к уроку русского языка

Урок русского языка «Повторение правил правописания окончаний имён существительных»   является  обобщающим уроком  в блоке «Правописание» по теме «Имя существительное» 

Используя коллективную форму работы, учащиеся повторяют алгоритм написания безударных окончаний имён существительных, обращая внимание, как на общее правило правописания, так и на правописание существительных особого случая склонения.

Благодаря разнообразным упражнениям в процессе индивидуальной работы, ученики отрабатывают правописание окончаний существительных.

 

Использование интерактивной доски на всех этапах урока позволяет сделать урок эффективным, интересным. Различные способы проверки способствуют развитию самоконтроля, повышают положительную мотивацию учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 436
    • DOCX 50 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лисина Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лисина Марина Анатольевна
    Лисина Марина Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59374
    • Всего материалов: 27

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1183 человека из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 562 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе