Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 3 классе "Части речи" (повторение)

Урок русского языка в 3 классе "Части речи" (повторение)

Урок русского языка в 3 классе по теме «Части речи» (повторение)


Тема: Части речи

Цель:   Обобщить и систематизировать знания детей о частях речи.

 Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу; экологическое воспитание

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: презентация, тестовые задания


Ход урока

1.Организационный момент

-Ребята, скажите пожалуйста, какое время года у нас во дворе?

-Начать урок я хочу со стихотворения Л.Яхинина «Апрель»


инее небо, иние тени,

иние реки броили лёд.

иний поднежник, житель веенний,

На иней проталинке мело ратёт.


-Прочитали? Что вы заметили?

-Это от того, что вы неправильно пишите букву с и соединяете ее с другими буквами. Давайте вспомним и напишем правильно букву с.

2.Минутка чистописания

Буква с состоит из левого полуовала. Заглавная и прописная буквы отличаются только размером. Сс    

со  св  сы  сл  

ес  ас

-Вот и вернулась буква на свое место.

Синее небо, синие тени,

Синие реки сбросили лед.

Синий подснежник, житель весенний,

На синей проталинке смело растет.


Экологическое воспитание.

Вас не удивило, что в стихотворении подснежник синего цвета?

На нашей земле много разновидностей подснежников: они отличаются и по цвету, и по размеру, и по рисунку на листьях.

Почему подснежники спешат? Оказывается, корешки, корневища и луковица начинают расти осенью и растут всю зиму. Достаточно первых солнечных лучей, чтобы цветы распустились. Вот и получили цветы такое название – подснежники. (разбор слова по составу).

Подснежник – это символ надежды.

Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу.

В международном экологическом календаре 19 апреля является Днем подснежника.

(Чтобы помочь всем людям осознать, как важно охранять природу, ученые предложили отмечать экологические дни.)

2.Орфографическая минутка (выбери верный вариант написания слова, фронтальная работа)


В..сенний, в.сна, прил..тели, скв..рцы, б..рёзовый, л..ства, со..нце, пригр..вает, осв..тило, п..ляна, л..сная, вет..р, ре..кий, тр..пинки, поч..ки.


-На какие три группы можно разделить эти слова?

-Какие слова объединим в первую группу? Почему вы так решили?

-Какие слова объединим во вторую группу? В третью?

-Дополните каждую группу словами из стихотворения.

-О какой части речи мы еще не говорили?

3.Постановка темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи.

Цель нашего урока: уточнить лексическое значение, грамматические признаки известных вам частей речи. Работать будем по такому плану:

  1. повторим теоретическую часть

  2. выполним практическую работу

  3. в конце урока – самостоятельную работу.


4.Теоретическая часть .Работа в группах.

У каждого из вас лежит цветок определенного цвета. Сядьте по группам. У капитана на цветке написана буква «К».

Давайте вспомним правила работы в группах.

Правила работы в группе

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга,

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо



Задание: каждая группа готовится рассказать об одной части речи

(опорные схемы) 
Имя существительное 

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.

4.Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .

6. В предложении имена существительные могут быть ______________________________ и_______________________________.

Имя прилагательное 

1. Имя прилагательное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________,________,_____________ и обозначает ______________________.

2.Имена прилагательные изменяются по ____________________________,

______________________, в единственном числе по_____________________.

3.Род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа __________________________________________.

4. В предложении имена прилагательные обычно бывают ________________________.

Глагол 


1. Глагол – это _________________________, которая отвечает на вопросы ___________________, ______________________ и обозначает __________________________.

2. Глаголы изменяются по_____________________,_____________________,

3.Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по____________________.Глаголы прошедшего времени моно узнать по________________________.

4.Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы__________________,

____________________. Имеют суффиксы________________________________

5.В предложении глагол чаще всего бывает______________________________________.

Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы.

Проверка: представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. 

-Итак, какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?

-Для чего мы выполняли это задание? (чтобы повторить все, что мы знаем об этих частях речи)

5.Практическая часть

Имя существительное

Игра. У каждого ребенка карточка со словом - именем существительным.

Автомобиль, солнце, колесо, дорога, мечта, мышь, пилот, ребенок, Казахстан, отчество.

1 задание: разделиться на две группы –одушевленные и неодушевленные

2 задание: разделиться по родам

3 задание: собственные имена существительные объединяются в одну группу, нарицательные – в другую


-Как называется изменение имен существительных по числам и падежам?

-Сколько падежей в русском языке?

-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

1.найти слово, с которым связано существительное

2.поставить от него вопрос

3.по вопросу и предлогу определить падеж

Задание: Определите падеж имен существительных: (фронтально с последующей проверкой)

под березой -

по дороге -

в автомобиле-





Имя прилагательное.

Задание: К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:

Весна-

Апрель-

Лес-

-Выделите ту часть слова, с помощью которой образовали прилагательные

-Как она называется?

-С какой частью речи очень дружны имена прилагательные?

-От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?

Задание: Спишите, дописывая окончания имен прилагательных, укажите число, род, падеж имен прилагательных (коллективно с объяснением)

после зимн.. сна (ед.ч., м.р., Р.п)

в стар… пне (ед.ч., м.р., П.п)

ярк.. краски (мн.ч., И.п)



Глагол

Задание: Распределите глаголы в три группы по временам:

Гладит, любил, постучал, увидит, стоит, поведет, буду следить, блестит, писал


-Как можно узнать глагол прошедшего времени?

-Что мы еще знаем о глаголах в прошедшем времени? (в ед.ч. изменяются по родам)

-Для чего мы выполняли эту работу?

6.Физминутка

7.Самостоятельная работа (дифференцированное задание)

  1. Подчеркни существительные одной чертой, прилагательные - волнистой линией, глаголы - двумя линиями.

Красивый, чашки, верёвки, горькая, узкие, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать, щепка, зашла, мороз, храбрая, ужасный, ванна, грушевый, окно, откроют, товарищ, солёная.

  1. Укажи строчку, в которой все существительные одного рода:

А) дыхание, тётя, мороженое

Б) сырость, чтение, морковь

В) ветер, сахар, кот

  1. Укажи строчку, в которой все существительные множественного числа:

А) Двери, жара, карман

Б) Степи, крылья, насекомые

В) Озёра, тишина, ураган

  1. Определи падеж имен существительных:

За ключом –

Около ели –

На подставке -

  1. Выбери из предложенного списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола:

Что делал?

Что делать?

Что делает?

Что сделать?

Что сделал?

  1. Укажи глаголы единственного числа:

А) Роняют

Б) Качает

В) Люблю

Г) Посылаем

  1. Допиши окончания прилагательных, укажи падеж:

За ближн… селом

Нет красн… карандаша

Зимн… вечером

  1. Употреби глагол закипеть в прошедшем времени со следующими существительными:

_______________________________работа

_______________________________самовар

_______________________________море



2 уровень

  1. Подчеркни имена существительные:

Красивый, чашки, верёвки, горькая, выгода, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать,

щепка, зашла, мороз, храбрая, ужасный, ванна


  1. Определи род имен существительных:

Кино - _____

Радость -______

Ковёр-______

Скорость-____

Кузнец - ____

Костюм -_____

Пальто -_____

Одежда -_____

  1. Поставь имена существительные в форму множественного числа:

Стул-______________________

Лестница -_______________

Врач -___________________

Дерево-_______________________

  1. В каком словосочетании имя прилагательное стоит в женском роде:

А) Горячее солнце

Б) Яркая ткань

В) Красивый олень

  1. Распредели глаголы в три группы по временам:

Нарисуешь

Посветил настоящее время

Танцует прошедшее время

Спела будущее время

Будем вышивать

Срезает



8.Рефлексия: «Для меня сегодняшний урок…» 

Урок Я на уроке Итог 
1. интересно 1. работал 1.Хорошо усвоил тему
2. скучно 2. отдыхал 2.Недостаточно хорошо усвоил тему
3. безразлично 3. помогал другим 3.Плохо усвоил тему 

9.Итог урока

-Что пожелаем тем, кто еще недостаточно хорошо усвоил тему «Части речи»?

10.Домашнее задание: по выбору учителя



Урок русского языка в 3 классе "Части речи" (повторение)
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи" (повторение).Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания детей о частях речи,закрепить представления детей о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, учить осознанно распознавать словав, относящиеся к различным частям речи. Для активизации на уроке используются работа в группах, дидактические игры и упражнения, дифференцированные тестовые задания, подготовлена красочная презентация, задания в которой сменяются по щелчку мышью. Подобран интересный дополнительный материал, на основе которого проводится экологическое воспитание детей.

Автор Владимирцева Вера Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1143
Номер материала 23173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓