Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов ОК, ЕК"

Урок русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов ОК, ЕК"

Документы в архиве:

16.57 МБ В стране невыученных уроков2.mp4
589.4 КБ Урок русского языка.docx
1.88 МБ презентация Суффиксы -ек, -ик.pptx

Название документа Урок русского языка.docx

hello_html_m19529c1f.gifhello_html_m4e52b439.gifhello_html_49d948ae.gifМинистерство образования и науки РБ

МУ Управление образования Прибайкальского района

МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
















Правописание суффиксов -ек, -ик


3 класс

УМК «Школа России»









Челмакина Н.А.

учитель начальных классов












Ильинка

2013

Урок русского языка в 3 классе

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Правописание суффиксов -ек, -ик.

Цели урока

  • предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;

  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.


Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.


Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности:частично-поисковый;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.


Оборудование: карточки для парной и групповой работы; презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь. Урок русского языка.

II. Актуализация опорных знаний

- Прочитайте запись. Слайд 2.Подумайте и скажите, что здесь «лишнее»? Обоснуйте свой выбор. (Лишнее слово суффикс, так как это часть слова, остальные слова обозначают части речи)

- Вспомним, что такое суффикс. Работаем в парах. Возьмите белый лист с заданием и выполните его.

Суффикс - это часть слова.

Суффикс - это значимая часть слова.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс находится в основе слова и стоит после корня.

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

- Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)

- Сделаем вывод, что же такое суффикс? Слайд 3.

III. Постановка учебной задачи

- Ребята, предлагаю вам побывать в роли конструкторов. Используя данные слова и суффиксы ИК, ЕК запишите новые слова в тетрадь, выделите суффиксы. Слайд 4.

Мяч, горох, билет, баран, платок.

- Какой оттенок придают суффиксы ИК, ЕК словам? (Уменьшительно-ласкательный оттенок)

- Проверим, как вы записали слова? (Учитель записывает слова на доске под диктовку учеников)

- Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму)

- Назовите тему нашего урока. (Суффиксы -ик, -ек.) Какова цель нашего урока? (Научиться правильно писать слова с суффиксами -ик, -ек.)

IV. Открытие нового знания

Работа в группах. Слайд 4

- Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания суффиксов -ик, -ек? Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. Объединитесь в группы и выполните задание. Будьте внимательны!

Исследуйте пары слов и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется суффикс -ИК, а когда – суффикс -ЕК.

орешек – орешки ёжик - ёжики

чулочек – чулочки кирпичик– кирпичики













- Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей) Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек? Что для этого надо сделать? Слайд 6-7.

- Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 125. Что скажете?

- С такой же проблемой столкнулся герой сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Давайте заглянем в сказку и посмотрим, как решал проблему мальчик. (Просмотр отрывка мультфильма) Что скажете, ребята?

V. Первичное закрепление

- Ребята, вернёмся к нашим словам и объясним их написание. (Мячики – мячик, горошки – горошек, билетики – билетик, барашки – барашек, платочки - платочек)

Самостоятельная работа

- Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. (Первый уровень – лист голубого цвета, второй уровень – розового цвета.)

1 уровень

Спиши слова, вставляя пропущенную букву.


Ковр .к, замоч . к, клубоч . к,прут . к, луч . к, бараш . к, веноч . к, кармаш . к, ключ . к, дожд . к, фонар.к.







2 уровень

Найди в словах ошибки, исправь их. Запиши слова в тетрадь правильно.

Слоник, хвостек, овражик, птенчек, шарфик, дождек, листик, сухарек, ящичек, кирпичик, щеночик, шалашек.













Самопроверка. Слайд 8

- Проверьте свою работу и оцените себя.

Творческая лаборатория

- Представьте, что вы корреспонденты школьной газеты. Вам нужно составить небольшой текст на тему и записать его. Составить текст вам помогут опорные слова. Предлагаю поработать в группах. Слайд 9.

C:\Users\Эдуард\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0027.jpg













Слова для справок: Жорик, Толик, дождик, кустик, шалашик, ёжик, рябчик, зайчик.

VI. Рефлексия Слайд 9.

- Прочитайте слова, на какие две группы их можно разделить?

Галстуч…к, бант…к, словар…к, человеч…к, клубоч…к, букет…к, выкр…к.

замочек ключик

человечек словарик

клубочек прутик

- Что скажете про слово выкрик? (-ик находится в корне слова)

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. Выберите для этого смайлик.

На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно.







Я испытывал затруднения, но справился с ними. Мне на уроке было интересно.







На уроке было трудно. Мне необходимо поработать над темой.









VII. Итог урока

- Важна ли вас тема сегодняшнего урока? Почему вы так думаете?

- Ребята, запишите домашнее задание.

Домашнее задание: выучить правило; найти загадки, в которых слова-отгадки имеют суффиксы -ик, -ек.

- Урок закончен. Ребята, спасибо за работу.











Название документа презентация Суффиксы -ек, -ик.pptx

Урок русского языка «Правописание суффиксов –ИК, -ЕК» 3 класс УМК «Школа Росс...
? прилагательное суффикс глагол существительное местоимение
СУФФИКС Суффикс служит для образования новых слов Суффикс – это часть слова С...
Конструкторское бюро -ИК -ЕК Мяч, горох, билет, баран, платок.
-ик -ек
ёжик – ёжики кирпичик - кирпичики орешек – орешки чулочек – чулочки -ик -ек ?
-ик -ек Изменить форму слова ик .к ик ек ? е
1 уровень КоврИк, замочЕк, клубочЕк, прутИк, лучИк, барашЕк, веночЕк, кармашЕ...
ёжик Жорик Толик рябчик зайчик дождик шалашик
выкр и к галстуч е к бант и к словар и к человеч е к клубоч е к букет и к -ик...
На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно. Я испытывал затруднени...
Молодцы!
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок русского языка «Правописание суффиксов –ИК, -ЕК» 3 класс УМК «Школа России»
Описание слайда:

Урок русского языка «Правописание суффиксов –ИК, -ЕК» 3 класс УМК «Школа России» Челмакина Наталья Александровна, учитель начальных классов МОУ «Ильинская СОШ»

№ слайда 2 ? прилагательное суффикс глагол существительное местоимение
Описание слайда:

? прилагательное суффикс глагол существительное местоимение

№ слайда 3 СУФФИКС Суффикс служит для образования новых слов Суффикс – это часть слова Суфф
Описание слайда:

СУФФИКС Суффикс служит для образования новых слов Суффикс – это часть слова Суффикс – это значимая часть слова Суффикс находится в основе слова и стоит после корня Суффикс стоит перед корнем Суффикс служит для связи слов в предложении

№ слайда 4 Конструкторское бюро -ИК -ЕК Мяч, горох, билет, баран, платок.
Описание слайда:

Конструкторское бюро -ИК -ЕК Мяч, горох, билет, баран, платок.

№ слайда 5 -ик -ек
Описание слайда:

-ик -ек

№ слайда 6 ёжик – ёжики кирпичик - кирпичики орешек – орешки чулочек – чулочки -ик -ек ?
Описание слайда:

ёжик – ёжики кирпичик - кирпичики орешек – орешки чулочек – чулочки -ик -ек ?

№ слайда 7 -ик -ек Изменить форму слова ик .к ик ек ? е
Описание слайда:

-ик -ек Изменить форму слова ик .к ик ек ? е

№ слайда 8 1 уровень КоврИк, замочЕк, клубочЕк, прутИк, лучИк, барашЕк, веночЕк, кармашЕк,
Описание слайда:

1 уровень КоврИк, замочЕк, клубочЕк, прутИк, лучИк, барашЕк, веночЕк, кармашЕк, ключИк, дождИк, фонарИк. 2 уровень Слоник, хвостИк, овражЕк, птенчИк, шарфик, дождИк, листик, сухарИк, ящичек, кирпичик, щеночЕк, шалашИк. 

№ слайда 9 ёжик Жорик Толик рябчик зайчик дождик шалашик
Описание слайда:

ёжик Жорик Толик рябчик зайчик дождик шалашик

№ слайда 10 выкр и к галстуч е к бант и к словар и к человеч е к клубоч е к букет и к -ик -е
Описание слайда:

выкр и к галстуч е к бант и к словар и к человеч е к клубоч е к букет и к -ик -ек

№ слайда 11 На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно. Я испытывал затруднения,
Описание слайда:

На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно. Я испытывал затруднения, но справился с ними. Мне на уроке было интересно. На уроке было трудно. Мне необходимо поработать над темой.

№ слайда 12 Молодцы!
Описание слайда:

Молодцы!

Урок русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов ОК, ЕК"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока открытие новых знаний по русскому языку в 3 классе "Правописание суффиксов -ок, -ек". На данном уроке используется групповая работа и работа в парах, в ходе которой дети совершают открытие нового знания и выводят правило правописания суффиксов -ок, -ек. На уроке ученики побывают в роли конструкторов, исследователей, корреспондентов школьной газеты.  Достичь цели урока помогает красочная презентация и отрывок из мультфильма "В стране невыученных уроков".

Урок состоит из следующих этапов: оргмомент, актуализации знаний учащихся по данной теме, создание проблемной ситуации, называние темы и задач урока учащимися,  выражением решения, поиск решения проблемы учениками, физминутки, применения знаний учащимися, самооценки и рефлексии. Этапы урока взаимосвязаны между собой, способствуют повышению работоспособности учащихся. В ходе урока осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи. На уроке велась исследовательская работа учащихся по  заданным критериям исследования. На уроке  развивалось творческое мышление учащихся: работа по карточкам «Как ты считаешь, выбери правильный ответ и обоснуй его». Учебный процесс на уроке организован в сочетании общеклассных, групповых, индивидуальных форм. Воспитание аккуратности, организованности, умение слушать и высказывать своё мнение.

Урок соответствует основным дидактическим принципам. Носит научный характер, доступен младшему школьному возрасту, содержание отвечает возрастным особенностям, осуществляется связь теории с практикой.

Использованы следующие методы:  исследовательский, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые. Рационально использовались на уроке компьютерная технология. Урок отвечает гигиеническим требованиям. Техника безопасности соблюдена.

Уже несколько лет в своей работе я использую технологию индивидуализации обучения, а именно адаптивную систему обучения А.С. Границкой. Она вбирает в себя все передовые технологии, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включенного обучения», «модульного обучения», «проектного обучения». Концепция А.С. Границкой такова что, в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Конструкция урока АСО: первая часть – обучение всех, вторая часть – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с учениками.

Я постаралась построить урок так, чтобы большую часть времени дети работали самостоятельно. На этапе актуализации знаний ребята работали в парах, на этапе открытия нового – в группах, при закреплении нового материала дети работали самостоятельно. Во время самостоятельной работе я не только наблюдала за работой, а работала в это время с отдельными учениками индивидуально. Важно, чтобы дети полностью были заняты работой.

При организации самостоятельной работы использовала  многоуровневые задания. Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню.  Первый уровень равнозначно с оценкой «3», второй – с оценкой «4», третий – с оценкой «5». На данном уроке использовались задания двух уровней. Контроль качества выполнения заданий осуществлялся в режиме «самоконтроль». В режиме «взаимоконтроль» осуществляет сам учитель, привлекая в качестве ассистентов тех учащихся, у кого он уже проверил задания.

    Главным достоинством такого обучения является то:

·  что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;

·  следить за каждым действием ребенка и операцией при решении конкретных задач;

·  следить за продвижением от незнания к знанию;

·  вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя;

·  приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

Опыт работы показывает, что, умелая организация самостоятельной работы учащихся может сохранить тот жгучий интерес к учебе, с которым первоклассники приходят в школу. А идеология личностно – ориентированного подхода предполагает изменение роли учителя. Его задача состоит не в передаче своего опыта ребенку, а в организации такой образовательной среды, в которой, взаимодействуя с людьми, предметами и явлениями окружающего мира, ребенок будет приобретать свой собственный опыт, что наиболее важно для его развития. То есть, перед учителем стоит задача не формирования определенных качеств, а создания условия для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому), реализации его потенциала, сохранению его индивидуальности.

 

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Автор Челмакина Наталья Александровна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3121
Номер материала 6303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓