Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки"

ПЕШКО ЛАРИСА АДАМОВНА,Я.jpg

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа №16 г. Пинска»,

категория высшая, педагогический стаж – 18 лет


УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

С правилом правописания непроизносимых согласных третьеклассники встречаются впервые. На изучение этой орфограммы отведено 4 часа. Это первый урок. Поскольку это правило также базируется на морфолого-фонематическом принципе орфографии, его усвоение облегчается тем, что учащиеся уже вооружены общим способом проверки звука по сильной позиции. Для непроизносимого согласного сильной позицией является положение, в котором он произносится.

Я считаю, чтобы объяснить и понять эту тему, необходима определенная база знаний и умений у учащихся. Это должно быть:

  1. умение находить корень слова в однокоренных словах;

  2. умение отличать однокоренные слова от формы слова;

  3. знание правописания проверяемых согласных букв в корне слова (а это обязательно связано со слабыми и сильными позициями согласных звуков в корне);

  4. знание закона оглушения и озвончения согласных звуков.

Поскольку правописание орфограмм-согласных и букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки, проверяется одним правилом, то работать над данными орфограммами можно по одному алгоритму. Понимания этого и нужно достичь в изучении темы «Непроизносимые согласные».

Считаю наиболее целесообразным для достижения поставленных целей применение проблемно-поисковой технологии, фронтальную и групповую формы обучения. Использование следующих методов обучения (игровой, наглядный, словесный, частично – поисковый, методы стимулирования и мотивации). Для активизации познавательного интереса уч-ся использование занимательного, познавательного и игрового материала.


ТЕМА «Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов,

способами их проверки»

ВИД: получение новых знаний

ТИП: урок-исследование

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемно-поисковая


Цель: способствовать формированию представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.


Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по умению находить в словах непроизносимые согласные и подбирать проверочные слова, обеспечить возможность полного усвоения знаний через активные формы работы, продолжить работу над формирование навыков самоконтроля, самооценки.

2. Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, наблюдать и устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы; развитию познавательных интересов, устной и письменной речи, орфографической зоркости.

3. С помощью учебного материала способствовать осознанию детьми ценности «здоровье», воспитанию бережного отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для работы в группах, наглядный материал.

План учебного занятия

  1. Организация начала урока

  2. Проверка домашнего задания

  3. Орфографическая разминка

  4. Минутка чистописания

  5. Сообщение темы и целей урока

  6. Изучение темы

  7. Закрепление изученного

  8. Подведение итогов. Рефлексия


Ход учебного занятия

I. Организация начала урока

Звенит, заливается школьный звонок

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!

- Сегодня наша школа открыла свои двери для гостей. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и наших гостей интересным, полезным и приятным.

Мы все за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пожелаем в этот день,

Чтобы уходила лень.

Ну а мы работать будем,

Улыбаться и дружить,

И, конечно, не тужить.


  1. Проверка домашнего задания

- Девизом сегодняшнего нашего урока будут слова «Знание собирается по капле» (читают хором)

- Как вы понимаете значение этих слов? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Повторить

Узнать

Научиться

- По мене того как мы с вами будем решать поставленные задачи, будут появляться части пазла. Из них нужно будет составить слово. Итак, начнём с повторения.


Вас сегодня ждёт дорога,

И узнать вам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу.

Чтобы времени много зря не терять,

О том, как мы трудились дома

Поспешим всем рассказать.

(Упр.82)

- Какие орфограммы встретились вам в домашнем упражнении?

- Как проверить написание безударной гласной в корне слов?

- Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слов?

- Назовите слова с безударной гласной в корне. (Родились, слепыми, котёнок, смотреть, котят)

- Назовите слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слов. (Кошки, детки, глазки, зубки, лапки, сапожках, морковка, грудкой, шёрстка, гладкая, мягкая)

- Правописание ча-ща. (Сначала, часами)

- Какой это текст? Повествование или описание? Докажите.

- У кого из вас дома есть животные? Как вы к ним относитесь? Любите ли вы играть? Тогда сейчас мы с вами поиграем в игру.


  1. Орфографическая разминка

Игра «Собери пословицы»


Чистая в..да –

Болен – лечись,

Зд..р..вье в порядке –

спасибо з..ря..ке.

для хвори б..да.

а здоров – бер..гись.


Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Чистая вода – для хвори беда.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

- О чём эти все пословицы?

- Здоровье – это самое большое богатство, но его очень легко потерять. В народе говорят, что лучше быть малограмотным, но здоровым. Сегодня на уроке мы докажем, что человек может быть и здоровым.

- Мы с вами организуем исследование. Какие согласные подлежать сегодня нашему исследованию, вы узнаете, выполнив задание.

Б К Х М

В Д Т Н

З С Ц В
Л Ф Ч Р

Найди в столбике лишнюю букву

Л буква, которая обозначает согл., непарн,звук звон,

Д-звон,парн,

Т- глухой, парный,

В- звонкий, парный

Вот вы сами и определили буквы в чистописании


Физкультминутка для глаз

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


  1. Минутка чистописания

л д т в

счастье счастливый

- Как счастье связано со здоровьем?

Составьте из данных слов предложение: приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.

Счастлив тот, кто другим счастье приносит.

- Запишите это предложение.

- К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим).

- Можно ли сказать, что здоровый человек – это счастливый человек? Докажите.

Я желаю вам крепкого здоровья.

- Назовите в этой пословице однокоренные слова.


  1. Сообщение темы и целей урока

- Совпадает ли написание слова счастливый с его произношением? Найдите в этом слове букву, на месте которой звук не произносится.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

- Как называются такие согласные? Как называется эта орфограмма? Нам с вами нужно найти ответы на следующие вопросы:

Какие согласные называются непроизносимыми?

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?


  1. Изучение темы

1. Языковое наблюдение

Упр. 83

Что за дама-орфограмма

здесь явилась в гости к вам

Очень близко, очень четко

подобралася к словам?

- В каких ещё словах есть непроизносимые согласные?

- Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?

- Три согласных звука в корне подряд произнести очень трудно, и мы упрощаем, таким образом, их произношение. А написание упрощать нельзя!


2. Вывод правила

- Какие согласные называются непроизносимыми?

Чтение правила в учебнике на стр.43

- Какие слова с непроизносимыми согласными вы запомнили?

- Как слово сердце связано со словом здоровье?

Как вы понимаете выражения?

  • Положа руку на сердце – совершенно откровенно.

  • От всего сердца или от чистого сердца – от всей души, искренне.

  • Сердце радуется – очень радостно, приятно.

  • Не лежит сердце – нет расположения к кому-либо или чему-либо.

  • Принять близко к сердцу – отнестись к чему-либо взволнованно и с большим интересом, вниманием.

Упр. 84 (на доске)

Прочитайте найдите слова с непроизносимыми согласными. А теперь найдите однокоренные слова, в которых эти согласные звучат ясно.

Письменное выполнение задания

- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

- Какие есть гипотезы?

Проверяем гипотезы на слове солнце.

1) надо изменить слово…

нет [сонца]

один—много [сонце, сонца]

-Подходит ли этот способ проверки и почему?

2) надо подобрать однокоренное слово…

солнечный, солнышко

-Подходит ли этот способ проверки и почему?

-Какой же способ проверки оставляем?

-Сделайте вывод.

Б) Проверим наш вывод по учебнику стр 44

А чтобы знать, как писать,

Надо однокоренное слово подобрать.


Физкультминутка

Вы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Звучит минусовка песни «Если с другом вышел в путь». Дети поют «переделанную» песню и выполняют упражнения.


  1. Закрепление

Упр.85 (на доске)

- Какое слова вам непонятны?

Толковый словарь русского языка Ушакова

Ненастный

НЕНА'СТНЫЙ [сн], ая, ое; -стен, стна, стно.

Дождливый, пасмурный и холодный. Ненастная погода. Редеет мгла ненастной ночи. Пушкин.


Значение слова Ненастный по словарю синонимов:

Ненастный – непогожий


- Объясните значение устаревшего слова уста.

Просмотр видеофрагмента «Энциклопедия»

- Объясните происхождение слова перстень, чёлка.

Прочитай –> Проверь –> Напиши

мес...ность –> место –> местность


- Ну а сейчас шутки на полминутки. Вы услышите весёлые диалоги, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Нужно эти слова назвать.

Весёлые диалоги

Учитель: Знайте, дети, что всегда радостнее давать, чем получать.

Петя: И мой папа это тоже утверждает!

Учитель: Я думаю, что твой папа – прекрасный человек!

Петя: Он известный боксёр!


1 девочка: Кем ты хочешь стать когда вырастешь?

2 девочка: Стюардессой.

1 девочка: Как ты себе представляешь эту профессию?

2 девочка: Я буду пассажиров кормить, поить. А когда у них заболит сердце, буду выводить их на улицу.


Мама: Сколько раз я тебе говорила, чтобы ты не дружил с Петей.

Коля: Почему, мамочка

Мама: Он плохо воспитанный мальчик.

Коля: Тогда пускай Петя дружит со мной. Я же прелестный и хорошо воспитанный мальчик.


1 мальчик: Здравствуй, …

2 мальчик: Здравствуй, …

1 мальчик: Ну что, понравилась тебе новая учительница?

2 мальчик: Да, красивая. Но, наверное, она в школе плохо училась. Обо всём меня спрашивает.


От данных слов образуй однокоренные слова с орфограммой непроизносимый согласный.

радость - ........ солнечный - ......

место - ........... сердечный - ......

грусть - .......... ненастье - ..........

весть - ........... опоздал - ...........

капуста - ...... уста - ..................


Работа в группах

1 группа

Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм «Прочитай –> Проверь –> Напиши»

радос...ный

поз...но

со...нце

вкус...ный

опас...ный

интерес...ный

чудес...ный

чес...ный

2 группа

Составь и запиши словосочетания, образовав от слов, данных в скобках, слова — признаки предметов. Подчеркни непроизносимые согласные.

Образец: Погода (ненастье) — ненастная погода.

Полёт (звезда) —…,

поступок (честь) — …,

улыбка (радость) — …,

жизнь (счастье) —… .

3 группа

Составьте и запишите словосочетания

доброе со…нце

знакомая сер…це

яркое мес…ность

Здоровый – новое словарное слово

- Составьте словосочетания со словом здоровый. Подберите синонимы, антонимы. В народе, ребята, говорят:

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катиться.

В здоровом теле – здоровый дух.

Не ложись сытым – встанешь здоровым.

Дети записывают в тетради: Здоровый. Здоровый человек. В здоровом теле – здоровый дух.

- Можно ли по внешнему виду определить здоров ли человек. Тогда попробуйте. (На доске рисунки.) Не спрашивай здоровья – гляди в лицо.

- Чем больше на земле будет здоровых и счастливых людей, тем больше будет добра, а злу придется потесниться. И, может быть, в конце концов, благодаря здоровому образу жизни мы искореним все зло на планете.

Просмотр видеофильма «Простые правила здоровья»


  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Вспомните, какие орфограммы мы повторили?

- С какой познакомились?

- Чему научились?

- А сейчас посмотрим, стали ли вы ещё грамотнее. Оцените свою работу на уроке.

Лист самооценки

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми


Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов


Знаю словарные слова


Внимательно слушал учителя, одноклассников


Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы


Урок мне понравился



  1. Домашнее задание

Будьте красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!





















Урок русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки"
  • Начальные классы
Описание:

С правилом правописания непроизносимых согласных третьеклассники встречаются впервые. На изучение этой орфограммы отведено 4 часа. Это первый урок. Поскольку это правило также базируется на морфолого-фонематическом принципе орфографии, его усвоение облегчается тем, что учащиеся уже вооружены общим способом проверки звука по сильной позиции. Для непроизносимого согласного сильной позицией является положение, в котором он произносится.

Я считаю, чтобы объяснить и понять эту тему, необходима опреде­ленная база знаний и умений у уча­щихся. Это должно быть:

1)   умение находить корень слова в однокоренных словах;

2)   умение отличать однокоренные слова от формы слова;

3)   знание правописания проверя­емых согласных букв в корне слова (а это обязательно связано со слабыми и сильными позициями согласных зву­ков в корне);

4)   знание закона оглушения и озвон­чения согласных звуков.

Поскольку правописание орфо­грамм-согласных и букв, обознача­ющих непроизносимые согласные зву­ки, проверяется одним правилом, то работать над данными орфограммами можно по одному алгоритму. Понима­ния этого и нужно достичь в изучении темы «Непроизносимые согласные».

Автор Пешко Лариса Адамовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 30852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓