Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 3 классе на тему "Состав слова" (закрепление)

Урок русского языка в 3 классе на тему "Состав слова" (закрепление)


КГУ «Гимназия «БЭСТ»















Открытый урок

Предмет: русский язык


Тема: «Состав слова»


3 «Б» класс









Учитель начальных

классов: Носкова Н.И.















г. Петропавловск, 2014 г.

Тема урока: Состав слова.


Цель урока: обобщение и закрепление сведений о частях слова, полученных на предыдущих уроках.


Задачи урока: научить делать выводы, проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание; развивать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, логическое мышление, правильную речь, память, мышление, внимание, наблюдательность; воспитывать самостоятельность, любовь к природе, чувство прекрасного.


Тип урока: урок – обобщение.


Вид урока: урок с использованием интерактивной доски.


Наглядность: интерактивная доска, картинки с изображением овощей, картинки с изображением грибов, тест, кластер.



Ход урока


І. Положительная мотивация учащихся к уроку.

- Сәлеметсіңдерме, балалар! (Сәлеметсізбе)

- Отырыңдар, садитесь!


ІІ. Рефлексия: «Минутка тишины».

- Давайте сядем удобнее, чтобы спина была ровной, руки и ноги не скрещиваем. Давайте посидим очень спокойно и послушаем себя, послушаем Матушку-Природу. Развернем ладошки к солнышку, закроем глаза… (пауза). Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, легкую прохладу осенней земли (пауза). Скажем тихо-тихо все вместе Матушке-Природе «спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье, радость и хорошее настроение. Сейчас медленно откройте глаза, потянитесь высоко-высоко к солнышку, в разные стороны. Глубоко вдохните. Вот так, молодцы!


ІІІ. Повторение изученного материала.

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что вам известно о составе слова. Народная мудрость гласит: «Красиво писать – красоту творить». Откройте тетради, запишите число, классная работа, подчеркните орфограммы.


А) Минутка чистописания.

- О каком времени года говорится в стихотворении?


Поспевает брусника, Стаи птиц улетают

Стали дни холоднее, Прочь, за синее море.

И от птичьего крика Все деревья блистают

В сердце стало грустнее. В разноцветном уборе.

(К. Бальмонт)

- А как по-казахски будет осень? (күз)

- Соблюдая технику непрерывного письма и нижнего соединения букв, напишем слово осень до конца строки.


- Нравится ли вам осень?

- Чем занимаются люди осенью?


Б) Словарная работа.

- Давайте с вами напишем словарный диктант. На доске появятся картинки, а вы с красной строки с большой буквы запишите самостоятельно название овоща в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограммы.

(Помидор, огурец, капуста, морковь, картофель).


- Проверяем (дети комментируют).


-Кто знает, как по-казахски будет помидор (қызанақ), огурец (қыяр, ұгіршік), капуста (орамжапырақ, қырыққабат), морковь (сәбіз), картофель (картоп, ақтүйнек)?


В) Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.

- Отгадайте загадку: Кто, как только жарко станет

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч ее долой? (Лес)


- Как на казахском языке будет лес? (орман)


- Подберем родственные слова к слову лес (запись на доске столбиком).

- Образуйте от слова лес имя прилагательное, которое отвечает на вопрос какой?

- Как называют человека, который ухаживает за лесом?

- Какое слово получится, если мы к слову лес допишем суффикс –ок?

- Какое слово получится, если мы к слову лесок допишем приставку пере-?


Лес

Лесной

Лесник

Лесок

Перелесок (Дети записывают слова в тетрадь)


- Кто может объяснить, что такое перелесок? (Перелесок – небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков или редкий лес, соединяющий густые леса.)


- Выделите корень во всех словах.

- Для чего нужен корень, какую роль он играет? (Правило)

- При помощи какой части слова образовалось прилагалельное лесной?

- Что такое суффикс? (Правило)

- При помощи какой части слова образовалось лесник? Лесок? Перелесок?

- Что такое приставка? (Правило)

- Выделите окончание. Что такое окончание, для чего оно служит? (Правило)

- В словах лес, лесник, лесок, перелесок какое окончание?

- Что такое нулевое окончание? (Правило)

- Как называется часть слова без окончания? (Правило)


- А теперь давайте сделаем вывод, какие части слова служат для образования новых слов, а какие для связи слов в предложении?


IV. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.


Г) Разбор слов по составу.

- Представьте, что мы с вами отправились в лес на «тихую охоту». Кто знает, что значит «тихая охота»?

- Как нужно вести себя в лесу?


- Как на казахском языке будет гриб? (саңырауқұлақ)

- А какие грибы вы знаете? (Ответы детей)

- Отгадаем загадки и запишем отгадки в тетрадь.


Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я - ...

(Подосиновик.)


Зашёл мужик в сосняк,

нашёл мужик слизняк,

Бросить жалко,

съесть сыро.

(Груздь.)


Ходят в рыженьких беретах,

осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

золотистые ...

(лисички.)


- Определим порядок разбора слова по составу, с чего же мы начнем? (Окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс.)

(Запись на доске и в тетрадь, разбор орфограмм, разбор слов по составу).


Груздь, подосиновик, рыжик.

(Три ученика работают у доски.)


- Составим предложение со словом груздь.

(Запись предложения в тетрадь с комментированием, разбор орфограмм, разбор предложения по членам).


Д) Задание: подберите к схемам по одному слову, связанному с осенью: корень, корень+суффикс, приставка+корень+суффикс+окончание.


Е) Тест «Состав слова».

- А сейчас с помощью теста выясним, как же вы усвоили тему «Состав слова».


1.Укажите главную часть слова:

а)приставка б)корень в)основа


2.Найдите слово с нулевым окончанием:

а)облако б) город в) книга


3.Найдите слово с приставкой:

а)принести б) печь в) катать


4.Укажите лишнее слово:

а) гром б)громкий в)громадный


5.Укажите слово к схеме: приставка+корень+окончание

а)записка б)думать в)походы


(Самопроверка.)


Ключ к тесту: б, б, а, в, а



V. Итог урока.


- Сегодня на уроке мы с вами завершаем и обобщаем тему «Состав слова» и с помощью кластера подведем итог нашему уроку. Из каких же частей может состоять слово.


- Назовите изменяемую часть слова, которая служит для связи слов в предложении.


- Как называется часть слова, в которую не входит окончание?


- Назовите часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.


- Назовите часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.


- Назовите часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.


- Посмотрите внимательно на кластер и скажите, какая часть слова является самой главной?


hello_html_mfe0f7bf.gif

VI. Оценивание.


VII. Домашнее задание.

- Напишите в тетрадях небольшое эссе на тему «Осень», расскажите, как вы относитесь к осени.

- Дети, большое спасибо за активное и дружное участие на нашем уроке. Сабақ аяқталды. Сау болындар! До свидания!

Урок русского языка в 3 классе на тему "Состав слова" (закрепление)
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Состав слова.

 

Цель урока: обобщение и закрепление сведений о частях слова, полученных на предыдущих уроках.

 

Задачи урока: научить делать выводы, проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание; развивать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, логическое мышление, правильную речь, память, мышление, внимание, наблюдательность; воспитывать самостоятельность, любовь к природе, чувство прекрасного.

 

Тип урока: урок – обобщение.

 

Вид урока:урок с использованием интерактивной доски.

 

Наглядность: интерактивная доска, картинки с изображением овощей, картинки с изображением грибов, тест, кластер.

Автор Носкова Надежда Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 504
Номер материала 29683
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓