КГУ «Гимназия «БЭСТ»
Открытый урок
Предмет: русский язык
Тема: «Состав слова»
3 «Б» класс
Учитель начальных
классов: Носкова Н.И.
г.
Петропавловск, 2014 г.
Тема урока: Состав
слова.
Цель урока: обобщение
и закрепление сведений о частях слова, полученных на предыдущих уроках.
Задачи урока: научить
делать выводы, проверить сформированность понятий: состав слова, приставка,
корень, суффикс, окончание; развивать умение разбирать слово по составу,
образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, логическое мышление,
правильную речь, память, мышление, внимание, наблюдательность; воспитывать самостоятельность,
любовь к природе, чувство прекрасного.
Тип урока: урок –
обобщение.
Вид урока: урок с использованием интерактивной доски.
Наглядность: интерактивная
доска, картинки с изображением овощей, картинки с изображением грибов, тест,
кластер.
Ход урока
І.
Положительная мотивация учащихся к уроку.
- Сәлеметсіңдерме, балалар! (Сәлеметсізбе)
- Отырыңдар, садитесь!
ІІ.
Рефлексия: «Минутка тишины».
- Давайте сядем удобнее, чтобы
спина была ровной, руки и ноги не скрещиваем. Давайте посидим очень спокойно и
послушаем себя, послушаем Матушку-Природу. Развернем ладошки к солнышку,
закроем глаза… (пауза). Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на
нас с голубых небес, легкую прохладу осенней земли (пауза). Скажем тихо-тихо
все вместе Матушке-Природе «спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье,
радость и хорошее настроение. Сейчас медленно откройте глаза, потянитесь
высоко-высоко к солнышку, в разные стороны. Глубоко вдохните. Вот так, молодцы!
ІІІ.
Повторение изученного материала.
- Сегодня на уроке мы с вами
вспомним все, что вам известно о составе слова. Народная мудрость гласит:
«Красиво писать – красоту творить». Откройте тетради, запишите число, классная
работа, подчеркните орфограммы.
А) Минутка чистописания.
- О каком времени года говорится в
стихотворении?
Поспевает брусника, Стаи
птиц улетают
Стали дни холоднее,
Прочь, за синее море.
И от птичьего
крика Все деревья блистают
В сердце стало
грустнее. В разноцветном уборе.
(К. Бальмонт)
- А как по-казахски будет осень?
(күз)
- Соблюдая технику непрерывного
письма и нижнего соединения букв, напишем слово осень до конца строки.
- Нравится ли вам осень?
- Чем занимаются люди осенью?
Б) Словарная работа.
- Давайте с вами напишем словарный
диктант. На доске появятся картинки, а вы с красной строки с большой буквы
запишите самостоятельно название овоща в тетрадь, поставьте ударение и выделите
орфограммы.
(Помидор, огурец, капуста, морковь,
картофель).
- Проверяем (дети комментируют).
-Кто знает, как по-казахски
будет помидор (қызанақ), огурец (қыяр, ұгіршік), капуста (орамжапырақ, қырыққабат),
морковь (сәбіз), картофель (картоп, ақтүйнек)?
В) Упражнение в различении и подборе
однокоренных слов.
- Отгадайте загадку: Кто, как только
жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой? (Лес)
- Как на казахском языке
будет лес? (орман)
- Подберем родственные слова к
слову лес (запись на доске столбиком).
- Образуйте от слова лес имя
прилагательное, которое отвечает на вопрос какой?
- Как называют человека, который
ухаживает за лесом?
- Какое слово получится, если мы к
слову лес допишем суффикс –ок?
- Какое слово получится, если мы к
слову лесок допишем приставку пере-?
Лес
Лесной
Лесник
Лесок
Перелесок (Дети записывают слова в тетрадь)
- Кто может объяснить, что такое
перелесок? (Перелесок – небольшой лес, отделенный полянами от других лесных
участков или редкий лес, соединяющий густые леса.)
- Выделите корень во всех словах.
- Для чего нужен корень, какую роль
он играет? (Правило)
- При помощи какой части слова
образовалось прилагалельное лесной?
- Что такое суффикс? (Правило)
- При помощи какой части слова
образовалось лесник? Лесок? Перелесок?
- Что такое приставка? (Правило)
- Выделите окончание. Что такое
окончание, для чего оно служит? (Правило)
- В словах лес, лесник, лесок,
перелесок какое окончание?
- Что такое нулевое окончание?
(Правило)
- Как называется часть слова без
окончания? (Правило)
- А теперь давайте сделаем вывод,
какие части слова служат для образования новых слов, а какие для связи слов в
предложении?
IV. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
Г) Разбор слов по составу.
- Представьте, что мы с вами
отправились в лес на «тихую охоту». Кто знает, что значит «тихая охота»?
- Как нужно вести себя в лесу?
- Как на казахском языке будет
гриб? (саңырауқұлақ)
- А какие грибы вы знаете? (Ответы
детей)
- Отгадаем загадки и запишем
отгадки в тетрадь.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я - ...
(Подосиновик.)
Зашёл мужик в сосняк,
нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко,
съесть сыро.
(Груздь.)
Ходят в рыженьких беретах,
осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
золотистые ...
(лисички.)
- Определим порядок разбора слова
по составу, с чего же мы начнем? (Окончание, основа слова, корень, приставка,
суффикс.)
(Запись на доске и в тетрадь,
разбор орфограмм, разбор слов по составу).
Груздь, подосиновик, рыжик.
(Три ученика работают у доски.)
- Составим предложение со словом
груздь.
(Запись предложения в тетрадь с
комментированием, разбор орфограмм, разбор предложения по членам).
Д) Задание: подберите к схемам по одному
слову, связанному с осенью: корень, корень+суффикс,
приставка+корень+суффикс+окончание.
Е) Тест «Состав слова».
- А сейчас с помощью теста выясним,
как же вы усвоили тему «Состав слова».
1.Укажите главную часть слова:
а)приставка б)корень
в)основа
2.Найдите слово с нулевым
окончанием:
а)облако б) город в)
книга
3.Найдите слово с приставкой:
а)принести б) печь в)
катать
4.Укажите лишнее слово:
а) гром б)громкий
в)громадный
5.Укажите слово к схеме: приставка+корень+окончание
а)записка б)думать
в)походы
(Самопроверка.)
Ключ к
тесту: б, б, а,
в, а
V. Итог
урока.
- Сегодня на уроке мы с вами
завершаем и обобщаем тему «Состав слова» и с помощью кластера подведем итог
нашему уроку. Из каких же частей может состоять слово.
- Назовите изменяемую часть слова,
которая служит для связи слов в предложении.
- Как называется часть слова, в
которую не входит окончание?
- Назовите часть слова, в которой
заключено общее значение всех однокоренных слов.
- Назовите часть слова, которая
находится перед корнем и служит для образования новых слов.
- Назовите часть слова, которая
находится после корня и служит для образования новых слов.
- Посмотрите внимательно на кластер
и скажите, какая часть слова является самой главной?
VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание.
- Напишите в тетрадях небольшое эссе на тему «Осень»,
расскажите, как вы относитесь к осени.
- Дети, большое спасибо за активное и дружное
участие на нашем уроке. Сабақ аяқталды. Сау болындар! До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.