Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе

МКОУ "Горнореченская основная общеобразовательная школа"

Учитель: Ковальских Татьяна Васильевна

Урок русского языка в 3 классе

"Изменение имен существительных по числам"

(урок - путешествие)

Тема урока: Изменение имен существительных по числам.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  формы числа имени существительного.   

Обучающие задачи:

- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

- изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию речи, внимания.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в учащихся интерес к литературе, аккуратность, взаимовыручку.

Оздоровительная задача:

- предупредить учебную перегрузку.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

  • работать с орфоэпическим словарём;

  • планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:

  • определять число имён существительных;

  • изменять число имён существительных;

  • распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.


Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. карточки для самостоятельной работы , рисунки сказочных героев (кота, рыбки), магнитные буквы, слова из словаря на "цветочных лепестках", два картонных кружка с буквами А и О.







ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

  • Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

  • Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

1.Организационный момент. Психологический настрой на работу.

- Ребята, рада вас видеть. Желаю вам показать на уроке хорошие знания. Начинаем урок.

У вас на партах лежат линеечки успеха .Сегодня каждый из вас оценит свою работу с помощью этой линеечки. Я очень хочу, чтобы вы успешно поработали. Но для этого необходимо постараться. Я желаю вам удачи.

-Послушайте строчки известного литературного произведения и скажите, кто их автор:

У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит...


-Назовите автора этих строк. (А.С.Пушкин)

- Сегодня мы будем путешествовать с Учёным котом


На доске - рисунок кота Баюна


hello_html_m37c5f243.jpg

.

- Конечная цель нашего путешествия - дойти до Золотой рыбки и узнать от неё важное сообщение.



2. Каллиграфическая минутка

-Отправная точка нашего путешествия - минутка чистописания. Надо постараться написать каллиграфически правильно "цепочку" из букв и одно предложение (ученикам, которые медленно пишут), два предложения (остальным ученикам).

-Как составлена "цепочка"? (первое звено: "прописная буква О, строчная буква о, строчная буква п,...)

-Как продолжить "цепочку"? (Сст, Тту, Ууф)

На доске: (буквы письменные)



Ооп Ппр Ррс

У Лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том.




- Тетрадь лежит "уголком". Спинку держим прямо.

Если будете стараться,

Буквы красивыми будут получаться.

- Проверьте свою работу. Оцените по линеечке успеха. (Цукермана)

2.Актуализация опорных знаний.
Цель: Актуализировать знаний о существительном

  • Личностные УУД : умение видеть и признавать свои ошибки.

  • Метапредметные УУД :умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

  • Предметные УУД :знания о существительном, его признаках.

1)Игра "Шифровка"

- Кот Баюн зашифровал слово. Чтобы его прочитать, надо убрать повторяющиеся буквы.

На доске буквы с магнитами: (слово "число")



Ш Е Ч Д И О Ш С Е Д О Л О




- Слово "число" сегодня на уроке будет ключевым, т.е. главным.

- Посмотрите, какие слова приготовил Учёный кот.

На доске - слова на карточках



МОРЕ БЕРЕГА ДУБ

ПЕСНЯ СКАЗКИ СЛЕДЫ



- К какой части речи они относятся? Почему так думаешь?

- С какой частью речи будем работать на уроке?

- Что вы знаете об имени существительном?(вопросы, значение, роль в предложении, собственные , нарицательные, одушевлённые , неодушевлённые).

3 .Введение в тему
Цель: Сформировать представление о результате

* Личностные УУД: умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

* МетапредметныеУУД: целеполагание

* ПредметныеУУД: затруднение в определении числа имени существительного.

1) "Разбей слова на две группы"

- На какие две группы можно разделить слова? (слова в ед.числе и во мн. числе)

На доске:

МОРЕ БЕРЕГА

ДУБ СКАЗКИ

ПЕСНЯ СЛЕДЫ



- В благодарность за то, что вы хорошо справились с заданием, кот Баюн приготовил две коробки.

4. Открытие нового знания.
Цель: Сформировать умение определять число имен существительных.

  • Личностные УУД :умение удерживать учебную задачу

  • МетапредметныеУУД :владение правильной речью,

  • ПредметныеУУД :понятия о частях речи.

1)Постановка темы урока

- На одной написано «подарок», на другой «подарки». Какую коробку выберете. Почему?

- Какое слово обозначает один предмет? Оно в каком числе употребляется? Какое слово обозначает много предметов? Оно в каком числе употребляется? Кто из вас догадался, чем будем заниматься во время путешествия? (изменять имена существительные по числам)

(а из коробки можно достать небольшие сувениры по усмотрению учителя)

- Какого числа бывают имена существительные? Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе? А во множественном?

На доске открываю тему

Тема урока: Изменение имен существительных по числам

Учащиеся формулируют тему урока, ставят задачи (открываем по ходу их называния)

  1. Изменять существительные по числам

  2. Определять среди слов имена существительные единственного числа и множественного числа .

  3. Подбирать по грамматическим признакам подходящее имя существительное.




2)Игра «Наоборот » (игра с мячиком)

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Школа - ….., вёдра - ….., сапог - ….., воробей - ….., поле - ….., шапка - ….., карандаши - ……., яблоко - …….. . (дети отвечают по «цепочке»)

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.

- Давайте изменим число у имён существительных, которые нам приготовил кот Баюн (море - моря, дуб - дубы,...)

- Запишем пары слов красиво в тетради. Взаимопроверка в паре.

-Что заметили, когда изменяли число у имён существительных? (изменялось окончание). Давайте выделим окончания.

Читают сведения в учебнике на стр. 20

5. Первичное закрепление УУД

Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения числа имени существительного.

Личностные УУД :развитие умения выбирать действия по достижению цели

МетапредметныеУУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

ПредметныеУУД :умение применять знания на практике.



1) Работа с орфоэпическим словарём учебника (стр. 21 упр. 31) устно

2) Работа с предложениями (стр. 21 упр. 29)

Задача детей: составить предложения, употребив в них имена существительные в другом числе.

Работа с предложением : распространить одно предложение и подчеркнуть основу.

6. Физкультминутка "Цветы"
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью

Наши нежные цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши нежные цветы закрывают лепестки.

Дружно засыпают, головой качают.


(На сайте "Учительский портал" смотрите другие физминутки в моей разработке - презентации "Физминутки для ребят" http://www.uchportal.ru/load/0-0-56612-0-17 )


7. Словарная работа.

- Откройте орфографический словарь учебника и повторите словарные слова.

Игра "Собери цветок"

- Кот Баюн предлагает игру. У волшебных цветов опали лепестки. Если вы правильно выполните задание , выбрав нужную букву, то цветы вновь "оживут".

Ученики берут лепестки - слова и прикрепляют их к букве А или О

(в словах пропущена непроверяемая безударная гласная буква а или о)

-Молодцы! Вы не забыли, что нам надо добраться до Золотой рыбки. Надо ещё поработать.

8. Включение нового знания в систему знаний.

УУД: сформировать навык определения числа сущ., опираясь на выведенный способ.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Восстанови текст сам (текст на доске закрыт).

Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; установление аналогий и причинно - следственных связей

Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Работа в группах: найти по грамматическим признакам подходящее имя существительное.

В снежных шапках стоят (им.сущ., мн.ч., неодуш). Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,неодушев. ) живет. Стучат по стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч., одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,одушев.).

Слова для справок: пни, лисица, лес, дятлы, заяц.

9.Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

МетапредметныеУУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

Коллективная самопроверка, зачитать по предложению.

10. Рефлексия
Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

  • Личностные УУД :осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

  • МетапредметныеУУД :умение сравнивать, делать выводы;

  • ПредметныеУУД :применение новых знаний в жизненных ситуациях.

-Вот мы и дошли до Золотой рыбки.

На доске - рисунок рыбки

hello_html_m6882114d.jpg

- Послушайте, какое сообщение она приготовила для вас:

"Ребята, надо дружить с русским языком, учить правила, и если не лениться, то можно всему, всему научиться!"

- А теперь каждый из вас пусть закончит фразу:

  • Я знаю ………………………………………

  • Я умею ……………………………………….

  • У меня получается ……………….................

  • Я могу ………………………………………..

  • Мне ещё надо поучиться …………………….

  • Мне ещё трудно ………………………………



11. Итог урока. Самооценка детей по линеечке успеха

-Завершается наш урок, думаю, будет полезно и интересно обменятся мнениями об участии в уроке.

УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

-Оцените свою работу на уроке по линеечке успеха.

12. Домашнее задание

Стр. 20 читать сведения, стр. 21 упр. 30



МКОУ "Горнореченская основная общеобразовательная школа"

Ковальских Татьяна Васильевна



Урок русского языка в 3 классе
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в форме путешествия.

 Учащимся  надо добраться до Золотой рыбки и прочитать важное сообщение. Им помогает кот Баюн, который предлагает интересные задания.

Цель урока:

-  формировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  формы числа  имени существительного.   

Обучающие задачи:

 - учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

 - изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

 - способствовать развитию речи, внимания.

 Воспитательные задачи:

 - воспитывать в учащихся интерес к литературе, аккуратность, взаимовыручку.

Оздоровительная задача:

- предупредить учебную перегрузку.

Планируемые результаты:

Личностные:

  проявлять интерес к русскому языку.

Метапредметные:

  понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

  работать с орфоэпическим словарём;

  планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:          

 

  • определять число имён  существительных;
  • изменять число имён существительных;
  • распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Автор Ковальских Татьяна Васильевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 633
Номер материала 13197
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓