МКОУ
"Горнореченская основная общеобразовательная школа"
Учитель: Ковальских
Татьяна Васильевна
Урок
русского языка в 3 классе
"Изменение
имен существительных по числам"
(урок -
путешествие)
Тема урока:
Изменение имен существительных по числам.
Тип урока: открытие
нового знания.
Цель урока:
- формировать ценностное
отношение к совместной познавательной деятельности по определению формы
числа имени существительного.
Обучающие
задачи:
- учить учащихся
употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;
- изменять имена существительные
по числам.
Развивающие
задачи:
- способствовать развитию речи,
внимания.
Воспитательные
задачи:
- воспитывать в учащихся интерес к
литературе, аккуратность, взаимовыручку.
Оздоровительная
задача:
- предупредить учебную перегрузку.
Планируемые
результаты:
Личностные:
проявлять интерес
к русскому языку.
Метапредметные:
понимать
и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
работать
с орфоэпическим словарём;
планировать,
контролировать и оценивать свои действия;
слушать
собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
провести рефлексию
своих действий на уроке.
Предметные:
- определять
число имён существительных;
- изменять
число имён существительных;
- распознавать
имена существительные, имеющие форму одного числа.
Материально-техническое
обеспечение:
учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. карточки для самостоятельной
работы , рисунки сказочных героев (кота, рыбки), магнитные буквы, слова из
словаря на "цветочных лепестках", два картонных кружка с буквами А и
О.
ХОД УРОКА
1.Самоопределение
к учебной деятельности.
Цель: сформировать
самооценку готовности к уроку.
Личностные
УУД: Самооценка
готовности к уроку.
Метапредметные
УУД: Учебно-познавательный
интерес, организация рабочего места
1.Организационный
момент. Психологический настрой на работу.
- Ребята, рада вас видеть. Желаю вам показать на уроке
хорошие знания. Начинаем урок.
У вас на партах
лежат линеечки успеха .Сегодня каждый из вас оценит свою работу с
помощью этой линеечки. Я очень хочу, чтобы вы успешно поработали. Но для этого
необходимо постараться. Я желаю вам удачи.
-Послушайте
строчки известного литературного произведения и скажите, кто их автор:
У
Лукоморья дуб зелёный;
Златая
цепь на дубе том:
И
днём и ночью кот учёный
Всё
ходит по цепи кругом;
Идёт
направо - песнь заводит,
Налево
- сказку говорит...
-Назовите автора этих строк. (А.С.Пушкин)
- Сегодня мы будем путешествовать с Учёным котом
На доске - рисунок
кота Баюна
.
- Конечная
цель нашего путешествия - дойти до Золотой рыбки и узнать от неё важное
сообщение.
2.
Каллиграфическая минутка
-Отправная точка
нашего путешествия - минутка чистописания. Надо постараться написать каллиграфически
правильно "цепочку" из букв и одно предложение (ученикам, которые
медленно пишут), два предложения (остальным ученикам).
-Как составлена
"цепочка"? (первое звено: "прописная буква О, строчная буква о,
строчная буква п,...)
-Как продолжить
"цепочку"? (Сст, Тту, Ууф)
На
доске: (буквы
письменные)
Ооп
Ппр Ррс
У
Лукоморья дуб зелёный.
Златая
цепь на дубе том.
|
- Тетрадь лежит
"уголком". Спинку держим прямо.
Если
будете стараться,
Буквы красивыми будут получаться.
- Проверьте свою работу. Оцените
по линеечке успеха. (Цукермана)
2.Актуализация
опорных знаний.
Цель:
Актуализировать знаний о существительном
Личностные
УУД :
умение видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные
УУД :умение
слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД :знания о
существительном, его признаках.
1)Игра
"Шифровка"
- Кот Баюн зашифровал слово.
Чтобы его прочитать, надо убрать повторяющиеся буквы.
На доске
буквы с магнитами: (слово "число")
Ш Е Ч Д
И О Ш С Е Д О Л О
|
- Слово
"число" сегодня на уроке будет ключевым, т.е. главным.
- Посмотрите,
какие слова приготовил Учёный кот.
На доске -
слова на карточках
МОРЕ
БЕРЕГА ДУБ
ПЕСНЯ
СКАЗКИ СЛЕДЫ
|
- К какой части
речи они относятся? Почему так думаешь?
- С какой частью
речи будем работать на уроке?
- Что вы знаете об
имени существительном?(вопросы, значение, роль в предложении, собственные ,
нарицательные, одушевлённые , неодушевлённые).
3 .Введение в тему
Цель: Сформировать представление о результате
* Личностные
УУД: умение
видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
* МетапредметныеУУД:
целеполагание
* ПредметныеУУД:
затруднение
в определении числа имени существительного.
1) "Разбей
слова на две группы"
- На какие две
группы можно разделить слова? (слова в ед.числе и во мн. числе)
На
доске:
МОРЕ БЕРЕГА
ДУБ СКАЗКИ
ПЕСНЯ СЛЕДЫ
|
- В благодарность
за то, что вы хорошо справились с заданием, кот Баюн приготовил две коробки.
4. Открытие нового
знания.
Цель:
Сформировать умение определять число имен существительных.
Личностные УУД :умение
удерживать учебную задачу
МетапредметныеУУД
:владение
правильной речью,
ПредметныеУУД :понятия о
частях речи.
1)Постановка темы
урока
- На одной написано
«подарок», на другой «подарки». Какую коробку выберете. Почему?
- Какое слово
обозначает один предмет? Оно в каком числе употребляется? Какое слово
обозначает много предметов? Оно в каком числе употребляется? Кто из вас
догадался, чем будем заниматься во время путешествия? (изменять имена
существительные по числам)
(а из коробки можно достать
небольшие сувениры по усмотрению учителя)
- Какого
числа бывают имена существительные? Сколько предметов обозначает
существительное в единственном числе? А во множественном?
На доске
открываю тему
Тема урока:
Изменение имен существительных по числам
Учащиеся
формулируют тему урока, ставят задачи (открываем по
ходу их называния)
1. Изменять
существительные по числам
2. Определять
среди слов имена существительные единственного числа и множественного числа
.
3. Подбирать
по грамматическим признакам подходящее имя существительное.
|
2)Игра «Наоборот
» (игра с мячиком)
- Я называю
один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда я называю
много предметов, вы называете один предмет.
Школа - ….., вёдра - ….., сапог -
….., воробей - ….., поле - ….., шапка - ….., карандаши - ……., яблоко - …….. .
(дети отвечают по «цепочке»)
- Вы правильно
изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.
- Давайте изменим число у имён
существительных, которые нам приготовил кот Баюн (море - моря, дуб - дубы,...)
- Запишем пары
слов красиво в тетради. Взаимопроверка в паре.
-Что заметили,
когда изменяли число у имён существительных? (изменялось окончание). Давайте
выделим окончания.
Читают сведения в
учебнике на стр. 20
5. Первичное
закрепление УУД
Цель –
сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ
определения числа имени существительного.
Личностные
УУД :развитие
умения выбирать действия по достижению цели
МетапредметныеУУД
:
приобретение способа действий по достижению целей; умение работать
самостоятельно
ПредметныеУУД
:умение
применять знания на практике.
1) Работа
с орфоэпическим словарём учебника (стр. 21 упр. 31) устно
2) Работа с
предложениями (стр. 21 упр. 29)
Задача детей: составить предложения,
употребив в них имена существительные в другом числе.
Работа с предложением
: распространить одно предложение и подчеркнуть основу.
6. Физкультминутка "Цветы"
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью
Наши
нежные цветы распускают лепестки.
Ветерок
чуть дышит, лепестки колышет.
Наши
нежные цветы закрывают лепестки.
Дружно
засыпают, головой качают.
(На
сайте "Учительский портал" смотрите другие физминутки в моей
разработке - презентации "Физминутки для ребят" http://www.uchportal.ru/load/0-0-56612-0-17
)
7. Словарная
работа.
- Откройте орфографический словарь
учебника и повторите словарные слова.
Игра "Собери
цветок"
- Кот Баюн предлагает игру. У
волшебных цветов опали лепестки. Если вы правильно выполните задание , выбрав
нужную букву, то цветы вновь "оживут".
Ученики берут
лепестки - слова и прикрепляют их к букве А или О
(в словах пропущена непроверяемая
безударная гласная буква а или о)
-Молодцы! Вы не забыли, что нам
надо добраться до Золотой рыбки. Надо ещё поработать.
8. Включение
нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать
навык определения числа сущ., опираясь на выведенный способ.
Регулятивные УУД: выделение
и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения.
Восстанови текст
сам (текст на доске закрыт).
Коммуникативные
УУД-
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения; установление аналогий и причинно -
следственных связей
Метапредметные
УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Работа в группах: найти по
грамматическим признакам подходящее имя существительное.
В снежных шапках стоят
(им.сущ., мн.ч., неодуш). Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,неодушев. ) живет. Стучат по
стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч., одушев.)
грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,одушев.).
Слова для справок: пни,
лисица, лес, дятлы, заяц.
9.Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной
деятельности
Личностные УУД : положительное
отношение к проделанной работе.
МетапредметныеУУД:
умение
контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные УУД : предлагает
вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает
результаты.
Коллективная самопроверка,
зачитать по предложению.
10. Рефлексия
Цель:
развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на
уроке.
Личностные УУД :осознание
учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа
урока.
МетапредметныеУУД
:умение
сравнивать, делать выводы;
ПредметныеУУД :применение
новых знаний в жизненных ситуациях.
-Вот мы и
дошли до Золотой рыбки.
На
доске - рисунок рыбки
-
Послушайте, какое сообщение она приготовила для вас:
"Ребята,
надо дружить с русским языком, учить правила, и если не лениться, то можно
всему, всему научиться!"
- А теперь
каждый из вас пусть закончит фразу:
Я знаю ………………………………………
Я умею
……………………………………….
У меня получается
……………….................
Я могу
………………………………………..
Мне ещё надо
поучиться …………………….
Мне ещё трудно
………………………………
11. Итог урока.
Самооценка детей по линеечке успеха
-Завершается наш
урок, думаю, будет полезно и интересно обменятся мнениями об участии в уроке.
УУД-формирование умения понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности
-Оцените свою
работу на уроке по линеечке успеха.
12. Домашнее
задание
Стр. 20 читать
сведения, стр. 21 упр. 30
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.