Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка в 3-м классе Интеллектуальная игра "Эврика"

Урок русского языка в 3-м классе Интеллектуальная игра "Эврика"

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

БОБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИНЕЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

     Урок русского языка                                в 3-м классе 

 

   Интеллектуальная   игра 

            "Эврика"

 

           

 

 

                 Учитель: Кубекова О.Н.

 

 

         

                                        18  марта  2011 г.

     Цель:   

 Обучающая: 

систематизировать и повторить учебный материал; применить его в знакомой и незнакомой ситуации; проконтролировать уровень усвоения учебного материала.

 

Развивающая: 

обогащение словаря учащихся; развитие творческого мышления; развитие слуховой и зрительной памяти, внимания. 

 

Воспитывающая : 

воспитание любви к русскому языку; формирование умения работать в группе, взаимовыручка

 

Здоровьесберегающая: 

использование здоровьесберегающих приёмов: снятие напряжения с различных групп мышц;  удовлетворение ожидания учащихся; развитие и укрепление мышц глаза; развитие артикуляции.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

 

Методы: частично- поисковый, практический, информационный, игровой, коллективного способа обучения.

 

Оборудование: сигнальные карточки, на которых изображены круги красного, зелёного, жёлтого, синего цвета для обратной связи.

 

"эвры" - фишки, которые даются за правильные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

                                         Ход урока 

На доске

"Берегите наш язык, наш прекрасный, русский язык".

И. С. Тургенев

 

"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий  и поистине волшебный русский язык".

К. Г. Паустовский

 

-Учитель:- Сегодня мы проводим нестандартный урок русского языка. 

 

Урок - интеллектуальная игра "Эврика".

 

Греческий учёный при открытии закона гидростатистики воскликнул: "Эврика!", что в переводе означает " Я нашёл!". С тех пор это восклицание - выражение радости, удовлетворения при решении задачи, возникновении идеи.

 

(Класс делится на две  команды. Каждая команда сидит за

"круглым" столом.)

 

-Команда должна записать буквы, а затем из этих букв собрать слово. Оно и будет названием вашей команды.Каждой команде буква диктуется по очереди. (Это упражнение на распределение внимания, которое необходимо развивать у обучающихся начальной школы).

Задание для 1 команды

1.   Парная согласная букве Г (к)

 

2.   Третья буква в алфавите (в)

 

3.   Следующая в алфавите за Т (у)

 

4.   Предыдущая в алфавите букве В (б)

 

5.   Буква алфавита, которая стоит между буквами, которые не обозначают звуков (ы)       Задание для 2 команды

1.    Первая буква в алфавите (а)

 

2.    Следующая в алфавите за К (л)

 

3.    Предыдущая в алфавите букве Г (в)

4.    Парная согласная букве З (с)

5.    Буква, которая стоит в алфавите между буквами Н и П (о) 

Ответы:  К, В, У, Б, Ы А, Л, В, С, О        

Название 1 команды-БУКВЫ         

Название 2команды- СЛОВА

                     1 задание :   "Мозговой штурм".

 

Каждой команде вопросы даются по очереди.

 

Вопросы команде "Буквы". 

1.    С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (с глаголами)

2.    Какая гласная всегда стоит под ударением? (Ё)

3.    Какую букву называют буква - бездельник? (Ъ)

4.    Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ? (поменять буквы) 5. Что такое ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

6.    Какие части речи вы знаете?

7.    Форма какого падежа является начальной?

 

Вопросы команде "Слова". 

1.    Какие бывают предложения по цели высказывания?

2.    На какие вопросы отвечают имена существительные?

3.    Окончание какой части речи состоит из первой и последней букв алфавита? (-ая)

4.    Сколько падежей в русском языке?

5.    Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (алфавит).

6.    Как образовалось слово " Подсолнух"?

7.    Какое небесное тело имеет два названия: Одно- мужского рода, другое- женского (Месяц, Луна ).

 

 

 

2задание :  Поставьте правильно ударение в словах:

 

Средства.    Щавель.

 

Статуя.         Торты.

 

Творог.      Щавель.

 

Квартал.      Столяр.

 

Километр.     Звонит.

 

Партер.         Документ.

 

Физкультминутка. 

 

Ежедневно по утрам (руки вперёд)

Заниматься надо нам. (руки вверх)

Мы с доски не сводим глаз. (руки в стороны)

А учитель учит нас.(руки вниз) и т. д

Ель, топор, лопата, руки- (руки на пояс)

В каждом слове слышим звуки.(руки к плечам)

Звуки это разные: (наклон туловища вправо)

Гласные, согласные. (наклон туловища влево)

 

3 задание: Распределите слова по корневым орфограммам. Упражнение на слух.

 

Учитель называет слова, ребята определяют тип орфограммы , глядя на таблицу, и показывают ответ цветовой сигнальной карточкой. (обратная связь)

 

(Кружок красного цвета) Безударная гласная в корне слова.

 

(Кружок зелёного цвета) Парная звонкая и глухая согласная. 

 

(Кружок жёлтого цвета) Удвоенная согласная.

 

(Кружок синего цвета.) Непроизносимая согласная.

Рассвет.  Берёзки.

Певец.       Затопила.

Лепестки.           Радостный.

Оттепель.          Зелень.

Скворечник       Весенний.

Серёжки.  Цветущая.

Солнце.  Аллея.

Капель.  Небеса.

Местность.        Капель.

 

 

-   Какова была тематика слов?

 

-   Назовите ещё весенние слова.

 

4  задание :  Синонимы. 

1). Дайте определение. Синонимы делают нашу речь красочной, яркой.

 

Синонимов в одном ряду может быть 2, 3 и более. В словаре синонимов Александровой к прилагательному глупый - 37 синонимов, а к глаголу сказать - 30 синонимов. Чем больше человек знает синонимов, тем он ярче выражает свою мысль.

 

Азбука (алфавит)

 

Актёр (артист)

 

Бежать (мчаться, нестись, лететь)

 

Большой (громадный, огромный, гигантский)

 

Буря (ураган, шторм, смерчь)

 

Горячий (жаркий, знойный)

 

Дети (ребята, малыши)

 

Знаменитый (известный, прославленный )

 

Путешественник (турист)

 

Родина (Отчизна, Отечество, Россия )

 

Спасибо (Благодарю)

 

Упражнение дается на слух.

 

Замените синонимами, называя слова с удвоенными согласными. Запишите слова.

 

Учащиеся записывают слова в тетрадь. Взаимопроверка тетрадей.

 

Обучение животных (Дрессировка)

 

Специальность (Профессия)

 

Асфальтированная дорога (Шоссе)

 

Популярная игра на льду (Хоккей)

 

Дачная пристройка (Терраса)

 

Помещение в школе. (Класс)

 

Один из самых главных предметов в школе. (Русский язык)

 

Микропауза (Глазная гимнастика.) 

Закрыть глаза, наложив на них ладони рук, сложенные лодочкой, сосчитать до 5, медленно открыть глаза.

Быстро поморгать.

Под закрытыми веками рисуем глазами круги- влево, вверх, направо, вниз; затем круг в обратную сторону. Повторить.

Открыть глаза и быстро поморгать.

Вытянуть руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотрим на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следим за ногтем- рука перемещается вправо в сторону, затем влево. Поменять руку, повторить.

Вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотрим на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следим за этим ногтем - медленно приближаем правую руку к носу, затем удаляем.

Поменять руку, повторить.

Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, медленно открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти.

 

5 задание : Антонимы. Дайте определение. 

 

Каждой команде даётся карточка с пословицами.

 

Дописать на месте пропуска антонимы, подходящие по смыслу. Чья команда быстрее.

 

Проверка после выполнения. 

Кто хочет много знать, тому надо:.спать.

Полный месяц к земле клонится, а :к небу тянется.

За маленьким погнался,     : потерял.

Знай больше, а говори:

Ученье- свет, а неученье- :

Лучше вещь новая, а друг-:

Ученье - свет, а неученье-:

Корень учения горек, да плод его :

 

6 задание : Фразеологизмы. Как сказать по- другому?

(Устойчивые, крылатые выражения). 

 

Они обогащают речь, делают её более яркой, выразительной. 

 

Команды получают карточки, называют крылатые выражения. Одна команда начинает фразеологизм, другая - заканчивает. 

Идет работа в группах.

Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать.

Быть в постоянных хлопотах.

Ничего не действует на кого- либо.

Появляться быстро, в любом количестве.

Идёт сильный дождь.

Тщательно, заботливо охранять что- либо.

Чувствовать себя неловко, беспокоиться, нервничать.

Всё видно ясно, отчётливо.

Об удачливом, счастливом человеке.

О полной тишине.      

 

Как с гуся вода.

Видно как на ладони.

Льёт как из ведра.

Слышно как муха пролетит.

Как рыба в воде.

В рубашке родился

Как белка в колесе.

Как грибы после дождя.

Беречь как эеницу ока.

Сидеть как на иголках.

 

Ответы:1-5, 2 -7, 3 -1, 4 - 8, 5 - 3, 6 - 9

 

7 - 10, 8 - 2, 9 - 6, 10 - 4

 

 

 

Вывод: - Чем богаче словарный запас у человека, тем интереснее, ярче он выражает свои мысли.

 

Итог. - О чем повторяли на уроке?

 

Подсчитываются "эвры". Определяется команда - победитель.

 

Рефлексия. Покажите цветом сигнальной карточки:

 

Если всё на уроке было понятно, легко, комфортно в команде - зелёный кружок.

 

Если в чём-то были затруднения, - жёлтый кружок.

 

           

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 3-м классе Интеллектуальная игра "Эврика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

     Цели 

обучающая:систематизировать и повторить учебный материал;

 

применить его в знакомой и незнакомой ситуации;

 

проконтролировать уровень усвоения учебного материала;

 

развивающая:обогащение словаря учащихся;

 

развитие творческого мышления;

 

развитие слуховой и зрительной памяти, внимания.

 

воспитывающая:воспитание любви к русскому языку;

 

формирование умения работать в группе, взаимовыручка.

 

Формы активизации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

 

 Методы: частично- поисковый, практический, информационный, игровой, коллективного способа обучения.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 383
    • PDF 216 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кубекова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кубекова Ольга Николаевна
    Кубекова Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3579
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 271 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 597 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 226 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе